Записки киевлянки, которая переехала до начала СВО в Россию и продолжает следить за событиями в украинской столице по соцсетям и переписке с оставшимися в родном городе соседями и друзьями.
Предыдущие части дневника можно прочитать на странице автора.
Пока западные СМИ раздувают рассказы о замерзших насмерть киевлянах, мы спросили самих жителей украинской столицы, как обстоят дела в городе, где правда, а где ложь. А заодно узнали, что люди думают о мире.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Настроения в украинской столице противоречивые. Часть киевлян кричит, что нужно держаться изо всех сил. Многие танцуют на улицах под украинские песни – чтобы согреться и поднять дух. Но в глубине души лишенные благ цивилизации люди все чаще задумываются - к чему идет конфликт и что будет дальше:
- Я у наших «пэрэмогунов», у этих отбитых патриотов, часто спрашиваю, когда те радуются своим ударам по нефтезаводам России, когда скачут на улицах - чего вы добиваетесь? Чего ждете-то в конечном итоге? Не нужно знать высшей математики, чтобы понять, чем все закончится. Но вот что точно – нужно быть совершенно отбитым, чтобы верить Зеленскому, который врет про 55 тысяч погибших за весь конфликт. У нас 1,8 млн безвозвратных потерь! Чего вы ждете дальше? Хотите печки-буржуйки? Хотите жить в палатках, обогреваемых польскими и немецкими генераторными подстанциями, которые доставили на прошлой неделе? Вуаля! Только не нойте, что вас Россия давит и жмет и будет продолжать это делать дальше. Вы сами никак не поймете, что происходит. Не за что бороться давно, не за что! – делится накипевшим знакомый киевлянин.
ВСЕ ИЗМЕНИЛОСЬ
Удары по энергетике, останавливающие производство на военных заводах, изменили быт до неузнаваемости. Вот хороший пример:
- У нас при аренде квартиры сложилась такая практика, - рассказывает киевлянка, - сперва тот, кто планирует снимать, обязательно меряет температуру воздуха в комнатах, проверяет, есть ли бойлер, как работает унитаз, на газе ли плита. Дома с электроплитами вообще не рассматриваются. Чаще всего жильцы из этих квартир выехали, разве что какой-нибудь беженец снимает почти бесплатно.
Как поясняют киевские коммунальные службы от горячей воды пришлось отказаться всему городу, потому что выбор был между водой и отоплением. Но и с тем перебои. В итоге серьезно выросла статистика пожаров, потому что люди пытаются обогреться газовыми баллонами, баллончиками и вообще любыми подручными средствами - нередко во дворах можно увидеть костры…
Киевские власти понимают, что если в настроении простых людей произойдет перелом, это может стать серьезной помехой для продолжения войны. Поэтому, по рассказам знакомых, Киев просто наводнили палатками «незламности» (укр. несокрушимости) - по данным мэрии, их уже более 1395 тысяч. Здесь не только заряжают телефоны, но и пьют кофе, учат уроки с детьми. Туда же переехали отделения некоторых банков, здесь же помощь психологов и медработников - если нужно.
Лишь бы не признавать действительность…
КАРТИННАЯ КАТАСТРОФА
С другой стороны, ситуацию в столице киевский режим во всю эксплуатирует в своих целях. В репортажах зарубежных журналистов ситуация подается в 20 раз хуже: говорят про смерти от переохлаждения, рассказывают, что скоро по городу начнут рыть выгребные ямы вместо туалетов. Этот хорошо срежиссированный спектакль нужен лишь для одного - разжалобить бюргеров, чтобы объяснить, зачем отправлять Украине очередные миллиарды на войну…
Впрочем, сами киевляне эти байки развенчивают.
- От переохлаждения у нас никто не умер, слава богу. Да, элементарные блага цивилизации многим киевлянам не доступны. Но жить вполне можно, поверьте. Я из Донецка, и помню, как мы жили после начала АТО, начиная с 2014- ого года, - вспоминает подруга Елена.
- Дончане ездили друг к другу в гости, чтоб помыться и переночевать туда, где были отопление, свет, вода. Никаких тебе палаток, бесплатного вайфая и кофе с психологами. Искали квартиру, которую еще не успело разворотить обстрелами. Дети буквально росли в подвалах. Но это совсем другая история, правда же?! - негодует Лена.
- Вот вам реальная картина: район Троещины (большой спальный район левого берега, - ред.) уже более 10 дней без отопления и запустить там его практически невозможно. Плохо с мобильной связью, говорят, операторы недостаточно подготовились, поэтому сеть теряется, когда нет света. Но жить можно, по домам никто прямой наводкой не бьет. Во дворах вечерами все танцуют под украинские песни на улице, у палаток - рассказывает подруга Нина, которая живет на Троещине с девяностолетним отцом.
СЕЛО УМИРАЕТ
Несмотря на «пир во время чумы» в Киеве, чем дальше от столицы - тем яснее становится та безнадежность, в которую власть погружает страну и собственных граждан.
- Моя родная сестра Марина уехала из Киева на дачу и топит там печку, - рассказывает украинка, которая ныне живет на новых российских территориях. - Хорошо, что она пенсионерка и на работу уже не надо ездить. Марина научилась сама колоть дрова, воду берет из местного колодца. Рассказывает, что в селе «выгребли» почти всех мужиков, а там, где росли подсолнухи и кукуруза - простирается огромное, новое сельское кладбище. В село периодически наведываются отряды ТЦК в надежде кого-то отловить, но тщетно. Мужиков до 60-ти лет под Киевом почти нет - перевелись.
Местная православная церковь УПЦ закрыта на замок после гонений, никто туда не ходит. Старики понимают, что молиться лучше дома, да и женщины тоже. По православному обряду погибших бойцов отпевали тайком, чтоб на батюшку, который прячется, не донесли в СБУ.
Одну из церквей большого и богатого села объявили церковью ПЦУ (раскольничья церковь, созданная киевским режимом, - ред.), однако там прихожан практически не бывает. Иногда, оттуда выглядывает пастор с четками и темным чемоданом, но на него реагируют с опаской.
Трепетно оберегаемые когда-то памятники героям Великой Отечественной войны - повалены, а постаменты обклеены фотографиями погибших героев российско-украинской войны, с укрепленными в постамент древками с жовто-блакитными флагами…
ВРЕМЯ ИЗЛЕЧИТ?
Молодая тридцатилетняя кареглазая Лида приехала в российскую провинцию из Мариуполя, когда российская армия выбивала «Азов»* из города. В нацбат, после Майдана 2014 года, ушел ее первый муж. Женщина этого решения так и не приняла, а потом, в летом 2022-го узнала, что он погиб. В том же году Лида вместе дочкой эвакуировалась в Россию, где познакомилась с русским мужчиной, отслужившим по контракту на СВО. Сейчас они создали семью и воспитывают двоих детей…
И вот, я случайно встретилась с ней – украинка с украинкой на территории России…
- Что вы думаете о них сейчас? О тех, кто ходит в биотуалеты на Троещине, в Киеве? Жалко их? - поинтересовалась у женщины, новой россиянки.
- Знаете, мне кажется, нас от них очень сильно отличает сострадание. Мне их жаль чисто по-человечески. Но выбор ведь они сделали сами. Как мой первый муж, когда ушел в «Азов»*. И, знаете, я видела настоящие, не фейковые выгребные ямы Мариуполя во время боев за «Азовсталь». Видела, как люди сидели в подвалах и сама там сидела с ребенком. Я- спаслась. Что вам еще сказать по этому поводу?
Я не желаю Украине зла, но многие беды в стране - они не возникли ниоткуда. И пока депутаты рассказывают населению, что нужно идти умирать за власть, и готовить детей к тому, что те будут жить без света и тепла, а люди верят… Это - апофеоз деградации страны. Черное пятно предательства за Майданы, за Донбасс, за отказ от настоящей истории будет лежать на их детях, внуках, правнуках.
Я радуюсь, что время все меняет. Сейчас Мариуполь становится красавцем-городом на море, куда мы обязательно еще вернемся, и не раз. Надеюсь, и для них время что-то изменит, - эмоционально призналась Лидия.
НЕОТВРАТИМАЯ ПРАВДА
И после холодной киевской зимы, после четырех лет боев, власти становится все труднее обманывать. Несмотря на то, что новые волны пропаганды разливаются по многострадальной стране.
- У нас сейчас тему хотят разогнать, что, мол, женщины не будут выходить замуж за уклонистов, потому что таких мужиков не за что уважать, - рассказывают киевляне.
Но украинки, вместо того, чтобы поддержать ложь, выступили в соцсетях:
- Мне нужен муж живой, с головой, мозгами, руками и ногами, а не прописанных в двух метрах под землей. Мужчин, которые понимают бессмысленность этой войны и прячутся – можно уважать больше, чем безумных патриотов. Хотя бы потому, что они не повелись на это, думали своей головой, - делятся своим мнением девушки в социальных сетях.
- На самом деле мобилизация разваливает семьи, потому что не каждая женщина решится жить с тем, кто прошел эту войну. Мы даже как нация разваливаемся, - вторят другие. - Украинки больше хотят рожать в Европе. От немцев, поляков, шведов, но уже не от украинских мужчин. Мы просто становимся кочевым цыганским племенем…
По словам друзей автора, в Киеве еще очень много людей свято верящих в избранность «нэньки», ее исключительность, героическое превосходство над Россией. Но даже они потихоньку начинают снимать «розовые очки».
- Ну и ничего, что цивилизации нет, но ведь и проиграли пока войну с москалями, - бодрятся упрямые киевляне в соцсетях.
Однако, слово «капитуляция» все чаще звучит даже из уст украинских нацистов. А Россия медленно, но уверенно движется вперед…
*запрещенная в РФ террористическая организация
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
На Украине официально признали бесчинства ТЦК при мобилизации: но толку в этом нет
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru