Крысы меня издавна интересовали. Как-никак — самые совершенные из всех млекопитающих. Да, они нервные, болезненные, и живут совсем мало, редко более трёх лет — словно насекомые какие-то.
Зато какова их успешность! Завоевали 5 континентов, острова, океаны, в Космосе и то побывали. При этом человечество ведёт с крысами нескончаемую войну. Слонов, тигров, львов остались считанные единицы... А вот крыс на планете превеликое множество. По приблизительной оценке — около семи миллиардов. И вымирать они не торопятся.
Так что опубликую две статьи: про мои отношения с крысиным племенем, а также про образ крысы в современной масс-культуре.
Крыса в школе
Начальный опыт близкого общения с крысой был негативным.
Наша замдиректора по воспитательной работе любила на уроках литературы вытворять две вещи. Первая — распивать свой кофе, блуждая по проходам взад и вперёд. А вторая — брать из террариума свою крысу и выпускать её погулять по партам учеников. Чем больше страха и омерзения было на лицах детей, тем ярче расцветала ухмылка на фронтальной части головы этой Мегеры...
Крыса вела себя относительно прилично. Ползала по парте. Нюхала, усами шевелила. Ну и писала\какала, естественно. Она же — крыса!
Я понимаю, что питомец не в ответе за свою хозяйку. Однако же симпатию к крысам эта привычка литераторши отбила надолго.
Ещё у литераторши была собачка породы двор-терьер, немного напоминающая Майло в фильме «Маска». Огромная голова с непропорционально большими зубами. Короткие кривые ножки. Мерзкий визгливый голос... А рядом — собачка.
Пожалуй, из всех моих преподавателей литераторша была самой несимпатичной. А это талант был нужен!
Шноркель
Завести крысу у меня иногда появлялось желание. Но мать бы точно не позволила. Пару мышей я всё-таки сумел приобрести. Существа были симпатичные, но лишённые яркой индивидуальности. Коты любили наблюдать за мышками. Что несколько сказалось на длине хвостов грызунов... Впрочем, и без хвостов они были довольно жизнерадостны, котов привыкли игнорировать.
А потом мы с Антоном как-то оказались на Кондратьевском рынке. Как выяснилось, друг решил обзавестись крысой.
В ящике из оргстекла сидел матёрый пасюк самого бандитского вида, а вокруг него копошилось превеликое множество крысят-подростков всех мастей. Приглянулся один, голубого колера, дрыхнущий в самом низу кучи-малы из крысят. Впрочем, он показал себя шустриком, когда продавщица Галя его ловила.
Крысёнок заметно нервничал, пока ехал в свой новый дом. Потом немного расслабился. А потом снова распсиховался, и было от чего! Кошка Дуся русской голубой породы проявила к нему самый целевой (гастрономический) интерес.
Антон старался, чтобы питомцы наедине не оставались. И вот, однажды приходит он домой, а кошка изображает, что она совершенно точно не при делах! При каких? Да не при каких, с чего вы взяли?
Так, где крыс?!
Клетка лежит кверху тормашками, наполнитель на полу, крысёнок забился в угол и почти не подаёт признаков жизни. Потом, правда, в себя пришёл.
После крыс, наречённый Шноркелем, остепенился, набрал положенный самцу крысы вес, а также приструнил кошку — при её виде вблизи он принимался бросаться на прутья клетки и грызть их!
Дуся решила, что, раз уж такая колбаса пошла, не будет она больше близко подходить. И вообще этого нарушителя спокойствия замечать. Во избежание утраты шифгретора.
Так что жил Шноркель долго и счастливо.
Лунка и Укроп
Этих крысюков я увидал на другом адресе. У приятеля каких только зверей не водилось. Имена крысам достались от героев рукописи, созданной мрачным гением самого приятеля... В результате чего Укроп быстро умер, как и парень в повести.
Лунка жила какое-то время одна. Вот года я впервые подержался за живую крысу. Выпученные чёрные глаза смотрели на меня с осуждением.
Из её соседей по живому уголку вспоминаются песчанки. Это предельно колониальные и очень дружелюбные к себе подобным звери. Спали они обычно вповалку, большой кучей из которой торчали ноги и хвосты.
Впрочем, был и один песчанка-мизантроп. Чёрный, словно крот, он поставил своим долгом уничтожать физически любую песчанку, до которой доберётся. Так что жил в отдельной клетке один. Свои жёлтые зубы этот маньяк-социопат точил о сталь прутьев клетки. Специально положенные для этого деревяшки игнорировал — признавал только хардкор!
Мечтал растерзать человека. В случае обнаружения доступного пальца немедленно в него вцеплялся... Дожил до глубокой старости. Стал седым, ходил вперевалку, но...
«Но грозный нрав не изменили годы!»
Андрей Князев, песня «Пират»
Не помню, звали ли этого яростного зверя Пиратом, но был он им несомненно!
Она колесо крутит
Жили там и другие животные.
Помню, пришёл я к Серёге в гости. Дверь его находилась в самом конце очень длинного узкого и высокого коридора, тёмного и заваленного всяким хламом. В том числе были там и старые ржавые велосипеды.
И вот, захожу в комнату, усаживаемся мы за компьютер и занимаемся попеременно работой и просмотром всяких занятных картинок с животными.
Вдруг раздаётся противный скрип. Набирающий силу. Примерно как в первом фильме «Кошмар на улице Вязов».
- Криииии, Крииии, Нэнсиии
Я и спрашиваю, мол, а что это за мерзкие звуки?
- А, это ОНА колесо крутит
Представляю себе следующую картину: Она — это, видимо, сестра Сергея. Вышла она, значит, из своей комнаты, взяла колесо от велосипеда и крутит его... А зачем? Ладно, у всех свои тараканы...Прошло часа два. Опять раздаётся металлический скрип и скрежет железных когтей. Представляю себе — сестра приятеля два часа сидит в коридоре, наслаждаясь кручением колеса... Интересно, а на людей она не бросается?
- Скажи, а зачем ОНА его крутит???
- Ну, нравится ЕЙ
Во, дурдом! И ведь просто так втихаря не уйдёшь — на окнах решётки. Только через коридор, где ОНА... Потом, правда, выяснилось — ОНА это, на самом деле, была хомячиха, которая в своей клетке колесо крутила.
Крыс и три кота
А эта история была относительно недавно, в Царском Селе.
Крыс тут было предостаточно, но обычно они были видны только по ночам.
Солнечный летний день. Зелёная зона под окнами. Работники ЖЭКа поставили на подвалы листы железа, чтобы коты и крысы в подвал не лазили, но поклонники котиков эти листы своротили монтировками.
Стоит фарфоровое блюдечко с кусочками варёной курицы. Рядом нежатся на солнышке три взрослых дворовых кота.
Тут из недр подвала появляется матёрый пасюк, ростом с хорошего ондатра. Оценивает всю ситуацию.
После чего полностью вылезает, захватывает своими зубищами скользкое тяжёлое блюдечко и решительно волочёт его в подвал! Ничего не мешает хищному животному взять куриную ножку и с ней удалиться, но...
«Компромисс? - Не для нас!»
Константин Кинчев
Пятится хвостом вперёд. Глаза посвёркивают. Читается невербальное: «Если какой кот имеет что МНЕ предъявить, выходи все скопом или по одному!»
Коты явно не в восторге от ситуации, однако не собираются брать дело в свои пушистые лапки.
Так что крыс канул в тьму подвала вместе с блюдечком.
Крысы в животнике
А вот этот момент без содрогания не вспомнишь...
Жил да был один сотрудник института. Для чего-то ему были нужны белые крысы. Содержал он их в подвале за железной дверью.
Уход за зверями представлялся этому человеку занятием бессмысленным. Так что три десятка крыс сидели в ужасающей грязи, источая соответствующие миазмы, от которых просто глотку сжимало. Всё помещение «животника» пропиталось тяжёлым духом и все поверхности были покрыты слоем пыли и липкой жирной гадости. Плюс ещё американские тараканы — пропасть огромных, жутко вонючих американских тараканов, которых в институте травили десятилетиями, но победа всегда была за ними.
И вот, сотрудник умирает от запущенного алкоголизма — печень отказала. А эта «ферма животных» переходит по наследству тем, кому надо это всё разгребать...
В частности надо что-то сделать с 28 условно белыми крысами (подозреваю, что двух недостающих они просто сожрали с голодухи).
Аксакалы предлагают крыс перебить, если мы не изобретём в ближайшие дни иных вариантов.
Я спрашиваю магистрантов, не нужна ли им, вдруг, дикая и совершенно не контактная и не мимишная крыса-альбинос.
Одна девочка в очках выражает желание завладеть именно такой. Достаём коробку.
Иду в крысятник. Смотрю на крыс. Крысы смотрят красными глазами на меня. Испытываем взаимное недоверие...
В передаче «Форт Боярд» эпохи моего детства в таких случаях крысу брали за хвост, а она на нём висела, словно сосиска на верёвочке.
Принимаюсь ловить крысу. В террариуме начинается паника.
Изловчившись, поднимаю одну за хвост. Хищный грызун немедленно подтягивается, хватает меня за палец и применяет свои острые резцы. Хорошо, что, подозревая такой исход, мы догадались, что крысоловством нужно заниматься в толстой кожаной перчатке...
Вручаю зверя девочке в очках. Потом никаких претензий о злобности и кровожадности грызуна не последовало.
Правда, вскоре я узнал, чем занималась эта девушка для создания своей диссертации, и малость обалдел. Оказалось, она специализировалась на вивисекции котят...
Надеюсь, что и без того натерпевшаяся крыса ей была нужна не для таких целей.
Оставшихся крыс куда-то пристроили без меня. Живьём.
Про вивисекцию крыс
А эти истории мне поведал бывший мой однокурсник, успевший поработать в нескольких НИИ.
В одном из них он занимался опытами над крысами.
Дисклеймер — эта байка содержит жестокие сцены!
Проводился ряд экспериментов. Например такой: крысу обучали проходить некий лабиринт. Потом животному вскрывали череп и выясняли, насколько изменятся его поведенческие настройки при повреждении определённых отделов мозга...
При этом бросалось в глаза вопиющее нарушение фундаментальных правил проведения экспериментов.
В частности, для мечения крыс использовалось удаление животным некоторых пальцев. Что не могло не привести к нервным сбоям для столь чувствительных к стрессу объектов, как крысы.
И, тем не менее, испуганные и искалеченные крысы неоднократно посрамляли своих мучителей!
Например при прохождении лабиринта крыса получала удар током, если ошибалась. Но крысы понимали, что если упереться лапами в стенки коридора, то боли от электричества можно избежать.
«- Да, жить захочешь — не так раскорячишься!»
Фильм «Особенности национальной охоты»
А при оценке времени, за которое крыса перестанет барахтаться в ведре с водой, учёные, нет, не так, «учёные» не учли, что у крысы имеется длинный и достаточно прочный хвост, на котором она способна стоять в ведре. И долго!
По-хорошему такие эксперименты не стоят выеденного яйца, так как доказывают лишь то, что крысы придумали такой вариант развития ситуации, до которого экспериментаторы не дотумкали.
И публиковать такое — как бегать с надписью «Я-дурак!» зелёнкой на лбу.
Однако, когда сроки поджимают, а диссер защищать надо, можно налить побольше воды, сделать глубокомысленные выводы и, разумеется, произвести статистическую обработку данных на предмет достоверности и составить столбчатую диаграмму...
Короче — высосать диссер из пальца.
Причём научный рукэвэ отлично это всё понимал, но тем не менее продолжал свою порочную практику.
Через некоторое время, мой приятель оттуда ушёл, будучи не в состоянии смотреть в глаза крысам, которые гибли не во имя НАУКИ и ПРОГРЕССА, а токмо по воле злобного бесёнка Рыгламента, который никакого уважения не заслуживает.
Вот от этого сокурсника я узнал о крысах из первых рук удивительные вещи. Например: крысы очень нервные создания и в стрессе часто получают инфаркты. Другое дело, что небольшой вес и высокая живучесть позволяет грызунам с этим выживать.
И по количеству рубцов на сердце крысы можно узнать, сколько раз она пугалась до полусмерти.
А ещё — про «битву взглядов». Когда одна крыса-доминант возжелает навести кошмара на другую, послабее, она может даже не применять когти и зубы. Только останавливается и смотрит. И смотрит...
Вторую потом можно взять в руки, перевернуть, в пальцах покрутить.
Скорее всего — уже не выживет.
Кстати, этот кошмар был экранизирован в детском мультфильме «Накситралли», произведённом в СССР, на «Таллиннфильме».
Про науку-генетику, систематику и недалёкие выводы
Это, правда, не только про крыс, а про всех грызунов вообще.
Какое-то время назад в нашей НАУКЕ наметился нездоровый тренд — к каждой статье по зоологии должны быть присандалены генетические исследования. И фотографии хромосом — обязательно фотографии хромосом.
Даже если статья вообще про совсем другому поводу.
Так надо потому что...
Да вам деньги за статью нужны или нет?! Если нужны — давай по регламенту и не выпендривайся!
А наука систематика (кладистика живого мира, определяющая, кто кому родня и кто чей предок) развивается в мире доступного ДНК-анализа семимильными шагами. И постоянно радует новыми открытиями. Например: цапли родня пеликанам, а не аистам. Соколы ближе к попугаям, чем к ястребам, а американские грифы — это скорее журавли, ставшие похожими на грифов.
Цикад объединили с клопами, китов — с коровами, объединив их в отряд «Китопарнокопытные», который приводит широкую публику к мнению, что товарищи-учёные употребляют в своих лабораториях какие-то особо токсичные вещества с выраженным галлюциногенным эффектом...
Вот и маммологи (специалисты по млекопитающим) дошли до генетической ревизии отряда грызунов — самой успешной и многочисленной группы зверей.
Только вот незадача — результаты не полезли вообще ни в какие ворота! Они противоречили и зоогеографии, и морфологии и вообще здравому смыслу.
Далее были большие бугурты между ксенофилами и ксенофобами от науки. Одни были за то, что если генетика сказала: «Прыгай!», то учёный может только переспросить «как высоко?». Другие же предлагали доискаться до причин такого кладистического глюка. Пока журналюги и креационисты не проведали, - жди беды тогда...
И вот, до какого-то Здравомыслящего Человека (не знаю его ФИО) дошло посмотреть — за что же, ёлки-моталки, отвечают те самые гены, на основании коих была выстроена новая (современная, улучшенная) классификация отряда Rodentia.
А ларчик-то просто открывался!
Оказалось — за переносимость грызунов к избытку углекислого газа, СО2.
Иными словами — за то, живут эти грызуны В НОРКАХ или не живут.
А, поскольку подавляющее большинство грызунов — зверюшки мелкие и скрытные, то В НОРКАХ из них живёт существенное количество видов.
Так что прежде чем отправлять старую классификацию под снос, было бы неплохо немного головой подумать. Учёным, вроде как, за это и должны платить...*
(* Историю данную слышал несколько лет назад в виде байки, насчёт конкретных ссылок на научные журналы ВАК я не в курсе, так как к тому времени уже существенно оторвался от научной тусовки).
В общем и целом, крысы всегда были мне симпатичны... пока находятся на природе или в клетке. Если же крыса вдруг надумает вторгнуться на мою жилплощадь, буду принимать меры.
Полагаю, столь разумное создание поймёт первое предупреждение и покинет помещение добровольно. Во всяком случае с желтогорлыми мышами мне иногда удавалось так договориться)))
Желтогорлая мышь — самая крупная и хорошо лазающая из наших мышей. Довольно агрессивная и сообразительная (особенно, если сравнивать с полёвками). Внешне немного напоминает юную крысу.
Выносишь такого мыша на улицу, вопишь на него, чтобы уходил и не возвращался... Иногда - работает.
Хотя кошка - надёжнее.