Найти в Дзене

Шесть шутов, двадцать карликов, официальная должность с жалованьем: как служили при дворе Анны Иоанновны.

В штате императрицы Анны Иоанновны числилось шесть шутов и около двадцати карликов. Это была официальная должность. С жалованием. С обязанностями. С правом передачи по наследству. Звучит дико? Но в России XVIII века служба придворным карликом считалась удачей для семьи крепостных. Придворные карлики появились в России не при Петре I, как многие думают. Они были ещё при московских царях. Уже при Иване Грозном существовали придворные шуты и "уродцы" - так тогда называли людей с необычной внешностью. Не исключено, что Иван IV подражал в этом английскому королю Генриху VIII. При дворе Генриха жили знаменитые шуты Вилл Соммерс и Джейн. Их даже изображали вместе с монархом на парадных портретах. Но настоящий расцвет "карликовой службы" начался при Петре I. У маленького царевича Петра были комнатные карлики - первая детская свита. Когда мальчик подрос, карлики и лилипуты стали первыми солдатами его Потешного войска. Да-да, того самого, из которого потом вышли Измайловский и Преображенский по
Оглавление

В штате императрицы Анны Иоанновны числилось шесть шутов и около двадцати карликов. Это была официальная должность. С жалованием. С обязанностями. С правом передачи по наследству.

Звучит дико? Но в России XVIII века служба придворным карликом считалась удачей для семьи крепостных.

Как всё начиналось

Придворные карлики появились в России не при Петре I, как многие думают. Они были ещё при московских царях. Уже при Иване Грозном существовали придворные шуты и "уродцы" - так тогда называли людей с необычной внешностью.

Не исключено, что Иван IV подражал в этом английскому королю Генриху VIII. При дворе Генриха жили знаменитые шуты Вилл Соммерс и Джейн. Их даже изображали вместе с монархом на парадных портретах.

Но настоящий расцвет "карликовой службы" начался при Петре I.

У маленького царевича Петра были комнатные карлики - первая детская свита. Когда мальчик подрос, карлики и лилипуты стали первыми солдатами его Потешного войска. Да-да, того самого, из которого потом вышли Измайловский и Преображенский полки.

В знаменитых Кожуховских манёврах 1694 года участвовала целая рота из двадцати пяти карликов. Они маршировали, стреляли из ружей, выполняли команды - всё как настоящие солдаты, только в миниатюре.

Когда Петру исполнилось девять лет, старший брат Фёдор Алексеевич подарил ему шута по прозвищу Комар - настоящее имя Яким Волков. По легенде, именно Комар спас царя во время стрелецкого бунта.

Зачем Петру понадобились карлики

Пётр I относился к карликам совершенно особенно. Для него это были не просто шуты или диковинки. Император решил вывести целую "карликовую породу". Звучит как безумие, но Пётр активно женил людей невысокого роста между собой. Хотел посмотреть, получится ли создать расу маленьких людей. Своеобразный евгенический эксперимент XVIII века.

В конце XVII века карлы и шуты были в употреблении при всех европейских дворах. Оттого их множество появилось и в России - как при императорском дворе, так и в частных домах знати. Если в семье крепостных рождался карлик, его шансы стать свободным были очень велики. Помещик либо продавал такого человека ко двору за хорошие деньги, либо дарил кому-то из вельмож, получая взамен милость и покровительство.

Считалось, что держать в доме человека невысокого роста - к удаче. Это поверье пришло из Европы, где карлики были популярны ещё в Средние века.

Последняя шутовская забава Петра

На свадьбе Анны, дочери Петра Великого, и герцога Голштинского Карла-Фридриха в 1725 году гостей развлекали карлики.

Это была грандиозная потешная церемония. Карлики выпрыгивали из огромных пирогов. Танцевали. Разыгрывали сцены. Устраивали шуточные сражения.

Гости хохотали. Сам император был в восторге. Это была последняя потешная церемония, в которой участвовал Пётр. Через несколько месяцев он умер.

После его смерти традицию продолжили. При последующих правителях, особенно при Анне Иоанновне, воспитанной в старых московских традициях, карлики и шуты обретались при дворе в ещё большем количестве.

-2

Золотой век придворных карликов

При императрице Анне Иоанновне служба придворным карликом достигла своего апогея.

В штате императрицы числилось шесть официальных шутов и около десятка карликов. Но неофициально их было около двадцати.

Анна Иоанновна, будучи любительницей разных "курьёзов", держала при дворе выдающихся по своим внешним особенностям людей, зверей и птиц. Были великаны и карлики. Были шутихи и шуты. Были сказочницы, которые рассказывали императрице на ночь сказки. Были обезьяны, учёные скворцы, белые павы.

Карлики повсюду следовали за императрицей. Они развлекали её, когда было скучно. Участвовали в придворных церемониях. Присутствовали на балах и маскарадах.

Для многих это была настоящая должность - с окладом, с казённым жильём, с положением при дворе.

Авдотья Буженинова - любимица императрицы

Среди всех придворных карликов была одна особенная - Авдотья Ивановна Буженинова.

Кривоногая калмычка невысокого роста. Некрасивая, по мнению современников. Но обладала острым умом и от души веселила императрицу.

Буженинова - это не настоящая фамилия, а прозвище, которое дала ей сама Анна Иоанновна. По одной версии - в честь своего любимого блюда, буженины. По другой - карлица часто мазала тело жиром, то ли в качестве крема, то ли спасаясь от мороза.

Авдотья пользовалась особым расположением императрицы. Она могла себе позволить вольности, за которые других ждало бы наказание. Могла высказать своё мнение. Могла даже подшутить над самой государыней.

Однажды карлица загрустила. Императрица спросила, в чём дело. Авдотья ответила: уже немолода, хочется замуж.

Анна Иоанновна загорелась идеей замужества карлицы. Да так, что Авдотья уже и не рада была своей откровенности.

Свадьба в Ледяном доме

6 февраля 1740 года императрица устроила грандиозное шутовское торжество - свадьбу карлицы Авдотьи Бужениновой и разжалованного в шуты князя Михаила Голицына.

Голицын получил при дворе прозвище Квасник - ему поручили подносить государыне квас. Это был столбовой дворянин из знатнейшего рода, разжалованный за какую-то провинность. Теперь ему предстояло жениться на карлице-калмычке.

Для этого события Анна Иоанновна велела построить на Неве настоящий дворец. Полностью изо льда. Даже мебель была ледяная. Ледяное брачное ложе. Ледяные стулья и столы. На праздник императрица велела доставить по паре представителей всех народностей Российской империи в национальных нарядах. Из разных уголков страны прибыло триста человек.

Свадебный кортеж представлял собой невероятное зрелище. Молодожёнов заперли в клетку, которую поставили на слона. Да-да, на живого слона - тех самых, что жили в Слоновом дворе на Невском.

За ними тянулись остальные гости на верблюдах, оленях, собаках. Это была живая этнографическая выставка, потешавшая и императрицу, и народ. После венчания последовал пир. А вечером Квасника и Авдотью отправили в их ледяной дворец на ледяное брачное ложе. Анна Иоанновна велела запереть молодожёнов и не выпускать до утра. Тридцатиградусный мороз превратил Ледяной дом в холодный ад. Шуты должны были медленно умирать от переохлаждения.

Выжить им удалось чудом. Утром их нашли еле живыми, но всё-таки живыми.

Должность или унижение?

Для нас сегодня придворные карлики - символ жестокости и унижения человеческого достоинства. Но современники воспринимали это иначе.

Ни сами шуты и карлики, ни окружающие, ни императрица не воспринимали назначение в шуты как оскорбление. Для всех было ясно, что шут, карлик исполняет свою должность, памятуя о её чётких границах.

В правила этой должности-игры входили и известные обязанности, и известные права. Карлик, шут мог сказать что-то нелицеприятное, но мог и пострадать, если выходил за рамки, установленные повелителем.

Более того, не каждый кандидат мог попасть в придворные карлики. Не прошло и нескольких лет, как среди служителей двора Анны Иоанновны были самые лучшие, "отборные" карлики и шуты в России.

Княжеский или графский титул не открывал дороги в шуты. Но если уж назначали - это была официальная должность в придворном штате.

Как служили придворные карлики

Обязанности придворных карликов были разнообразными.

Они участвовали в церемониях. Развлекали императрицу и её гостей. Присутствовали на балах и маскарадах - часто в специальных костюмах, выделявших их среди прочих придворных. Императрица приказывала им драться не на шутку - до появления первой крови. Кататься друг у друга на плечах. Некоторым выпадала доля в буквальном смысле высиживать яйца, изображая кур.

Всюду за Анной Иоанновной следовали шуты, карлики и бородатые дамы. Они составляли её постоянную свиту. Сопровождали на охоте. Присутствовали на приёмах иностранных послов.

Жена английского резидента леди Рондо приходила в восторг от великолепия придворных праздников в Петербурге. Её переносила их волшебная обстановка в страну фей. Она писала, что всё это напоминает ей шекспировский "Сон в летнюю ночь".

Иностранцы удивлялись. Французские офицеры, взятые в плен под Данцигом, изумлялись русским придворным обычаям. Маркиз де ла Шетарди, избалованный двором Людовика XV, признавал - таких зрелищ он не видел даже в Версале.

Конец эпохи

После правления Анны Иоанновны в 1740 году традиция постепенно угасла.

При Елизавете Петровне карлики ещё обретались при дворе, но уже не в таком количестве. При Екатерине II шуты и карлики стали пережитком прошлого.

Великая императрица считала подобные развлечения недостойными просвещённой монархии. Россия стремилась стать европейской державой, а в Европе к тому времени мода на придворных карликов тоже прошла.

К началу XIX века должность "придворный карлик" исчезла из штатного расписания императорского двора. Но память о ней осталась. В архивах сохранились документы о выплате жалованья придворным карликам. Сохранились описания церемоний с их участием. Сохранились портреты - карлики часто изображались на групповых придворных полотнах.

Что это было на самом деле

Для современного человека придворные карлики - варварство и унижение. Мы видим в этом только жестокость и издевательство над людьми с физическими особенностями.

Но в XVIII веке это воспринималось иначе. Это была работа. Официальная должность. С жалованьем, которое часто превосходило доход обычного крестьянина.

Крепостной карлик, попавший ко двору, получал свободу. Получал кров и еду. Получал статус. Его дети тоже становились придворными служителями, а не крепостными. Да, приходилось развлекать императрицу. Да, иногда терпеть унижения. Да, участвовать в жестоких забавах. Но альтернатива была ещё хуже - жизнь крепостного карлика в деревне, где его считали проклятием, наказанием Божьим, дурным знаком. При дворе карлик был желанным гостем. Его ценили за умение рассмешить. За остроумие. За способность сказать то, что другие не посмели бы.