Призраки Елисеевского
Переход по тоннелю занял меньше времени — сказался приобретённый опыт хождения по предыдущим сводчатым коридорам.
«Скоро я стану настоящим диггером — исследователем подземелий! — мысленно усмехнулся мальчик. — А если застряну под землёй, то экскурсоводы будут рассказывать туристам: где-то в историческом центре обитает подвальный Сашка Большак…У-у…»
Миня уверенно пробивал путь в густых свисающих «зарослях» паутины, следом семенила такса, далее Саня с факелом, а кот Баюн шествовал в замыкании, прикрывая тыл экспедиции от многочисленных крыс и мышей. Тоннель вновь закончился потайной боковой дверцей. Выход на волю был заперт наброшенным на петлю большим крюком и массивным засовом. Призракам-заговорщикам запертая дверь была не помеха — просочились, а для мальчика это непреодолимое препятствие.
На полу у входа лежала старинная резная шкатулка, инкрустированная драгоценными камнями, рядом валялись лопаты и лом.
— Призраки-преступники не смогли пронести похищенное сквозь запертую дверь! — обрадовался Саня.
Однако мальчик рано торжествовал — шкатулка была пустой.
— Досадно, — разочарованно промяукал Баюн. — Мр-рр…
— Куда делись завещания? — удивился Саня.
— Видимо, документы они просунули в щель и просочились сквозь дверь, — принялся размышлять вслух Баюн.
— Гав-гав! Надо торопиться! — пролаяла Моська. — Преступники где-то близко, я их чую…
Сфинкс крепко ударил лапами и лбом в преграду, однако дубовая дверь, обитая металлом, даже не шелохнулась. Большак чуток запаниковал и завопил, призывая на помощь: не хватало только умереть в подземелье от голода и действительно превратиться в Подземельного!
Факел догорел и погас — подземелье погрузилось во мрак. И вдруг с другой стороны слегка стукнули в ответ.
— Помогите! — воскликнул Саня и начал выстукивать погасшим факелом азбукой Морзе: SOS…
Стучать в ответ перестали, и вместо продолжения перестука кто-то вставил в замочную скважину ключ, с громким скрежетом провернул. Дверь с ужасным скрипом распахнулась.
Свобода!!!
Саня отдышался в помещении и огляделся. Перед ним стояла солидная пожилая дама в старинном одеянии — в её ногах устроились два мурлыки. Вот они, спасители!
— Я услышала стук — вы просили о помощи?
— Они ваши кисы!? — воскликнул удивлённый Саня. — Я их видел на карнизе: кот Елисей и кошка Василиса?! Ожившие скульптуры!?
— Верно, мальчик, — усмехнулась пожилая дама. — Мурлыки заходят по ночам в магазин погреться.
— А вы кто, милая бабушка? — полюбопытствовал мальчуган.
— Я — бабушка?.. Каков нахал! Вижу впервые, а он уже во внуки записался! Желаешь, как и мой непутёвый купец-муженёк, на отцовское приданное покуситься?! Не выйдет! Деньги давным-давно потрачены на строительство магазинов и складов.
— Так вы купчиха Елисеева?
— Фу! Довольно вульгарно ты это произнёс — купчиха… Да, я дочь купца и жена купца. Насколько себя помню, в девичестве я была Мария Андреевна Дурдина. Моя история — давняя, долгая и грустная история череды скандалов. Нынче я Магазинная — хранительница Елисеевского магазина! После кончины я более сотни лет стерегу семейное добро — оставшееся от моего непутёвого мужа Елисеева. Сохраняю великолепный магазин для внуков и правнуков…
Санёк решил уточнить:
— А зачем вам давно конфискованная недвижимость? Тем более, нынче её захватили новые жулики-бандиты…
Дама ответила с грустью:
— Эх! Времена другие, а жульнические нравы, видимо, прежние… Большая часть из огромного капитала осталась в Советской России. Куда было её спрятать? Мой муженёк скупал драгоценности: золото переплавил в декоративные светильники, бриллианты скрыл в хрустальных подвесках. Но не в тех огромных люстрах, которые висели в зале магазина, а в светильниках — в театральном зале Варьете. Сегодня ночью в магазин вломились три призрака-жулика. Хорошо Василиса и Елисей в гости зашли — спугнули их. Они в театр убежали…
— В Театр комедии? — уточнил Саня. — Мы за ними гонимся…
Магазинная искренне обрадовалась:
— Как я рада, что вы не сообщники жуликов!
— Мы преследователи! Если не верите, пусть ваши кошки Баюна расспросят — второй час за шайкой Распутина гонимся.
Пожилая купчиха-призрак ласково потрепала по плечу мальчика — место прикосновения покрылось инеем.
Старушка поняла свою ошибку и отдёрнула руку:
— Извини, не рассчитала «силы», не подумала. Сейчас покажу секретный проход в театр — возможно, сумеете схватить душегубов.
Хранительница Елисеевского повела участников погони в торговый зал и указала пальцем на один из прилавков.
— Под ним потайной ход.
Сашка пригнулся, прополз в тамбур, и следующая дверца вывела преследователей в небольшую гримёрную. Выбрались, огляделись. Довольно скромное помещение: широкое зеркало, диван, дверь. В театре послышался грохот и звон — что-то крушили. Сфинкс выломал запертую дверь — шум прекратился.
В зрительном зале на полу повсюду были разбросаны битый хрусталь и покорёженная бронза — тёмные призраки в поисках сокровищ сорвали со стен и потолка светильники и люстры.
— Что они искали?
— Ах, разбойники! Видимо, давеча подслушали наш разговор с кошками о бриллиантах и устроили разгром! — возмутилась Магазинная. — Подслушали, да не до конца — бриллианты и золото конфискованы ещё в годы революции.
Загрохотало в торговом зале Елисеевского.
— Негодяи! — возмутилась Магазинная. — Теперь они принялись за люстры магазина!
Преследователи помчались обратно — торговый зал тоже был усеян битым стеклом. А призраки буквально на их глазах просочились сквозь бетонный пол и исчезли.
— Куда они подевались? — растерялся Саня. — Сквозь землю провалились…
— Через подземный ход — на Малую Садовую! — пояснила Магазинная. — В позапрошлом веке революционерами-террористами вырыт подкоп — бомбисты хотели взорвать императора Александра II. Бомбистов схватили, а подкоп сохранился. Сейчас он выходит в центр улицы — к люку телефонной связи.
Елисей и Василиса отодвинули тайный люк, замаскированный под вентиляцию, а Магазинная пожелала удачи:
— Прощай, милый мальчик! Выполни своё предназначение!..
Неудавшийся подкоп
Сфинкс Миня упёрся медной башкой в чугунный люк и сдвинул его в сторону. Друзья выбрались наружу и очутились на Малой Садовой — пешеходной улице, украшенной многочисленными памятниками и скульптурами. Облепленный паутиной и перепачкавшийся землёй, Саня откашлялся и прочихался.
— Будь здоров! — пожелал Баюн.
— Обязательно буду! — ответил мальчик.
В центре улицы крутился «Шар-фонтан» — композиция из двенадцати ступеней и тяжёлого гранитного шара, свободно вращающегося под напором идущей вверх воды.
— Если вы хотите, чтобы мечта сбылась, нужно подумать об этом и дотронуться до шара! — поделился легендой Саня. — Магия действует только при включённом фонтане: вода — проводник желаний.
Моська и Баюн по очереди крутанули лапами шар.
— Ага, поверили! — обрадовался мальчик.
Саня кинул последний взгляд на Елисеевский: здание магазина выделялось на фоне классической архитектуры Невского проспекта своими скульптурами и роскошью отделки — стиль явно был призван привлечь внимание покупателей. Витражи видом на Невский простирались на несколько этажей и создавали впечатление одной громадной витрины.
Четыре скульптуры на фасаде — «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука» — молчаливо наблюдали за мальчиком. Сашка приветливо помахал изваяниям, а также и призраку старушки, запертой внутри — возможно, она заметит его прощальный жест.
Едва участники погони ступили на пешеходный переход, с неба упали первые капли — заморосил дождик, который быстро перешёл в настоящий ливень. Призрачным коту и собаке и скульптурному сфинксу непогода была нипочем, а вот Санёк моментально промок и продрог.
В садике за Невским проспектом при свете фонарей виднелся десятиметровой высоты величественный памятник императрице Екатерине Великой. Кот Баюн, словно экскурсовод, принялся вещать:
— Главная статуя памятника с её бронзовым подножием надета на купол из гранита. Фигура Екатерины держит в руках скипетр и лавровый венок, с плеч ниспадает складками горностаевая мантия, у ног возлежит корона Империи. Вокруг пьедестала расположены фигуры видных деятелей екатерининской эпохи. Могу перечислить…
— Стоп, хватит! — воскликнул мальчик. — За мной!
Автомобилей в это время суток почти не было, поэтому друзья быстро, без раздумий, благополучно пересекли проезжую часть. Преследователи злых призраков затаились перед ажурной оградой Екатерининского сада — огляделись. Возле пьедестала суетились довольно странные фигуры. Один был босой, в окровавленном рубище, похожем на ночную рубашку, и в кальсонах. Второй во френче, брюки-галифе заправлены в сапоги, кобура с револьвером на ремне. А третий одет будто франт: в старомодный сюртук и чёрный котелок на голове.
— Видимо, именно импозантный жулик Ястржембский украл часы и трость у артиста Мамонта Дальского! — предположил Баюн.
Тёмные фигуры явно пытались забраться под постамент.
— Эй вы, негодники, стоять на месте и не двигаться! Руки вверх! — грозно прокричал мальчик. — Сдавайтесь! Мы обещаем сохранить вам жизнь!
Призраки громко рассмеялись — жизнь им уже никто не сможет ни сохранить, ни вернуть. А тот, который в прежней жизни был налётчиком и бандитом Лёнькой Пантелеевым, выстрелил из призрачного револьвера — невидимая пуля просвистела над головой Сани, и он невольно шлёпнулся на тротуар. Хорошо не в лужу! Да и как не упасть? Хотя пуля вроде бы не реальная, но ведь собственная голова настоящая! А вдруг убьёт?
Сфинкс ринулся на призраков, следом за ним с воем и визгом бросились кот и собака. Мрачные призраки перепугались и помчались на улицу Зодчего Росси: злоумышленники вроде бы шлёпали ногами по лужам, но при этом перемещались, не касаясь воды.
Жёлтого солнечного колора улица Зодчего Росси издавна привлекала любителей уникальных кадров: после дождя она превращается в поистине волшебное место — лужи на асфальте принимают вид зеркала, и два дома-близнеца дублируются, будто бы указывают проход в другой мир.
Дикие призраки и улица-призрак!
Злоумышленники оторвались от погони — мальчик промок, выбился из сил и остановился перевести дыхание. Сфинкс Миня подставил ему свою широкую крепкую спину:
— Взбирайся, я повезу — погоня пойдёт быстрее…
Короткая улица окончилась памятником учёному и поэту Михаилу Ломоносову — такса зачем-то обежала вокруг него несколько раз и лишь затем с визгом устремилась на мост через Фонтанку. Здорово, что фантом Распутина и его подручные повернули к реке, а не к Апраксиным торговым рядам — там за два с половиной века явно скопились тысячи призраков-бандитов и их жертв.
Продолжение следует.
Николай Прокудин. Редактировал BV.
======================================================
Друзья! Если публикация понравилась, поставьте лайк, напишите комментарий, отправьте другу ссылку. Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на канал. С нами весело и интересно! ======================================================
Желающим приобрести:
- трилогию "Одиссея полковника Строганова" (аннотация здесь);
- трилогию "Вернуться живым"(аннотация здесь);
- Детские книги Н.Прокудина (аннотация здесь)
обращаться к автору n-s.prokudin@yandex.ru
или по Ватсап (Телеграм) +7(981)699-80-56
======================================================