Евангелие дня 10 февраля с толкованием. Священник Валерий Сосковец
В этот вторник в храмах читают Евангелие от Марка, 64 зачало.
И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.
Это происходит непосредственно после того, как в среду Страстной недели перед страстями Христовыми некая жена по имени Мария возлила на голову Господа благовонное миро.
Услышав, как Христос сказал, что она сделала, что могла, предварила помазать тело Моё к погребению, увидев, что Иисус не собирается быть царём, Иуда разочаровался и решил предать его.
Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники.
Мы даже знаем, сколько — 30 сребренников, как предсказано было ещё у пророков в Ветхом Завете, что именно за эту цену предадут Христа.
И он искал, как бы в удобное время предать Его. В первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.
Эти слова требуют разъяснения. Что это за первый день опресноков?
Дело в том, что когда народ израильский за 14 веков до этих событий при пророке Божием Моисее уходил из рабства египетского, их выгнали после последнего страшного испытания для всей земли египетской, когда были убиты все первенцы. Так что они не смогли даже поставить хлеб, чтобы он заквасился. И вот ели опресноки, то есть пресный хлеб, не дрожжевой, который не поднялся.
В память об этом ежегодно устраивался праздник, когда ели только опресноки — неподнятый плоский хлеб. Это напоминало о том, что 14 веков назад им пришлось выйти поспешно. Выгнали из рабства египетского. Кроме того, тогда же, за 14 веков до Рождества Христова, Господь установил через пророка Моисея ежегодно праздновать Пасху.
Пасха в переводе на русский язык — это "прохождение мимо". Во-первых, потому что ангел-губитель, которого Бог послал, чтобы поразить всех первенцев египетских, прошёл мимо первенцев, то есть первых детей, рождённых у израильтян, и они остались живы. Во-вторых, это было в память об исходе из рабства египетского.
Ежегодно в этот день, как и тогда, 14 веков назад, так и после, праздновалась Пасха. То есть брался однолетний агнец, закалывался и особым образом съедался так, чтобы кость его не ломалась, и чтобы всё было съедено за один раз одной семьёй вместе. Если семья была маленькая, присоединялась к другой, чтобы вместе съесть целиком одного.
Эта традиция была очень свято хранима. Для неё приходили со всех городов и селений израильских, приезжали даже из других стран израильтяне, чтобы принять участие именно в этом пасхальном действии.
Вот поэтому ученики и спрашивают Его: "Где хочешь есть Пасху, мы пойдём и приготовим?" А у него не оказалось дома. Лисицы имеют норы, птицы небесные гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где голову преклонить. У него нет ни собственного осла, чтобы на нём въехать. Нет недвижимости в Иерусалиме. Вот где приготовить Пасху? Надо есть, где мы это будем делать?
И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: «Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?»
То есть никакого адреса. Пойдёте в город, встретится вам человек, и вы за ним пройдёте, и там будет место.
И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.
Господь всеведущий знает, где, что и как произойдёт.
И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху. Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.
То есть заранее пришли только Пётр и Иоанн, вдвоём приготовившие Пасху, а теперь приходит Господь со всеми остальными.
И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.
Уже это произошло, уже Иуда получил деньги. Вот это событие вкушения пасхального агнца происходит в четверг, а накануне, в среду, уже Он был предан Иудой.
А зачем же Господь об этом говорит? Для того, чтобы Иуда имел возможность покаяться. Вот многократно разные способы употребляют, чтобы обратить его на путь покаяния. Покаяние возможно.
Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? И другой: не я ли?
То есть, они сомневаются даже в себе: "Раз Господь так говорит, значит, так и есть". Но на другого они не думали. Каждый из них, имея такое чистое сердце, не подозревает никого, кроме самого себя: "Не я ли, Господи?" Это очень важный момент, на который можно обратить внимание.
Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.
То есть тот, кто со Мною будет есть, они все там.
Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем;
Написано в пророчестве. Сказано, что будет предан тем, кто с Ним был на одной трапезе. "Ядущий хлеб Мой поднял на Меня пяту свою". И сказано заранее, что получит столько-то именно денег — 30 серебренников и даже куда будут израсходованы они.
Но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.
Ещё раз Он говорит это для Иуды, чтобы он мог покаяться. Не нужно думать, что Иуда сделал какое-то благодеяние. Вот он предал, поэтому Христос пострадал за наши грехи, поэтому мы спаслись. Иуда имел возможность и должен был покаяться.
А сейчас важный момент:
И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
Мы эти слова теперь слышим на Божественной литургии. Эти самые слова, потому что, когда совершаем Божественную литургию, мы через неё присоединяемся вот к той божественной трапезе.
Эти вот очень важные слова: "Сие есть тело моё".
И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
Вот он совершил впервые таинство причастия своих учеников. Я хочу прочитать толкование блаженного Феофилакта Болгарского на это самое место, где он объясняет его следующим образом.
«Так делаем и мы, произнося молитвы. "Сие, - говорит, что вы теперь приемлете, - есть Тело Мое", ибо хлеб есть не образ Тела Господня, но самое Тело Христово, в которое хлеб прелагается».
Это именно тело, не образ тела, а само тело Христово.
«И Господь говорит: «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя» (Ин. 6, 51); не сказал: образ Моей Плоти, но «Плоть Моя». И еще: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого» (Ин. 6, 53).
Но как это? может быть, скажет кто-нибудь: ведь Плоти тут не видно? Это ради нашей немощи, человек! Поскольку хлеб и вино суть обыкновенные для нас вещи, а видеть предложенную нам Плоть и Кровь было бы нестерпимо для нас, и мы бы отвратились от них, то Человеколюбец Бог, по снисхождению к нам, сохраняет вид хлеба и вина, но они прелагаются в силу Плоти и Крови.
Кровь Свою назвал Кровью «Нового Завета», в отличие от Ветхого Завета, ибо и Ветхий Завет имел кровь, которой окроплялись и народ, и книги Закона. «Не буду, - говорит Он далее, - пить от плода виноградного» до Воскресения (Царством называет здесь Воскресение, так как воскресши и из мертвых, Он воцарился над смертью)».
То есть эти же самые слова, где Он говорит: "Истинно говорю вам, я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божьем". Это имеет в виду до того, как Он воскреснет.
Даже когда Ему предлагали на кресте пить вино, смешанное со смирною, Он не принимал.
И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
Воспевая псалмы. Потому что по окончании трапезы полагалось соответствующими псалмами воспеть.
И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы». По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее.
То есть после моего воскресения я буду ждать вас там, в Галилее. И на эти слова надо было бы обратить всё внимание, что они означали. Как только совершите погребение, нужно идти в Галилею, и там вы меня встретите. Я вас там буду ждать. Но они на это не обратили никакого внимания. Их ум занимало другое. Те слова, в которых Он говорит: "Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь".
Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я.
Опасные слова. Когда человек, даже высокой жизни, считает, что он лучше других, он на грани падения. Тем самым он теряет связь с Богом. Бог гордым противится, только смирённым даёт благодать.
Помним притчу Христа о мытаре и фарисее. И вот Пётр сказал: "Если и все соблазнятся, но не я".
И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
Такая вот подробность. В других Евангелиях сказано проще: "Прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня". Но здесь не так. Прежде, нежели дважды пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня.
Почему такая особенность? Дело в том, что Евангелие от Марка написано евангелистом Марком, который был спутником апостола Петра. И во многом это Евангелие — записанная устная проповедь самого Петра, который хорошо помнил эти слова: "Вот в эту ночь, прежде нежели дважды пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня".
Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.
Говорили от чистого сердца. И Пётр так считал, был к этому расположен и хотел лучше умереть со Христом, нежели отречься от Него. От чистого сердца, это не было бахвальством. Но должно знать вот что: человек без Бога не может ничего. Христос сказал: "Без Меня не можете творить ничего".
И вот есть два падения учеников, противоположных. Иуда пал, отрёкся и предал. И Пётр в дальнейшем тоже отрёкся, сказал что не знает Христа, трижды отрёкся. Но само их падение несколько противоположно.
Если в случае с Иудой приложены все усилия Христа, чтобы его спасти, многократно к нему обращаясь, говорит о том, что он предаст. И даже когда в Гефсиманском саду Иуда целует Христа, Он ему говорит: "Что, друг, для того ли ты пришёл?". Чтобы хотя бы здесь расположить ко покаянию. То есть Господь всё предпринял, но воля человека противоположна, и нет спасения.
А здесь с Петром иначе. Воля человека, она вся направлена на то, чтобы поступить правильно. Но оставленный Господом, оставленный именно за своё мысленное превознесение, что я-то не как они, — даже если все отрекутся, я нет, — Пётр оказывается падшим, в противоположной ситуации.
Что же дальше?
Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.
Просил просто их пободрствовать невдалеке от Него, пока Он помолится. От чего же Он тосковал и ужасался? Оттого, что знал, что Ему предстоит. Как всякому живому существу, а Он стал человеком, оставаясь Богом. Ему было ужасно то, что предстоит.
И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;
Даже и об этом просил — предстоящее распятие, если возможно, как-то миновало Его.
и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
Заканчивает этими словами. Очень часто, когда мы что-то просим у Господа, полезно так завершить. Даже если нам кажется, что, ну, очевидно, я прошу доброго чистого, доброго, лучшего.
Конечно, Христу было страшно идти на распятие. И вот Он и просил: "Всё возможно Тебе. Пронеси чашу сию мимо Меня, но не что Я хочу, а что Ты". Вот здесь хочу обратить наше внимание на один очень важный момент. Глядя на этот текст, у нас возникает такой вопрос: получается, что у Иисуса Христа и у Отца Небесного разная воля?
Отец Небесный хочет, чтобы Господь Иисус Христос пострадал за грехи всех людей на кресте, искупил своими страданиями, умер и воскрес. А Он сам просит и, хотя добровольно подчиняет свою собственную человеческую волю воле Отца Небесного.
На что хочу обратить внимание? Дело в том, что Сын Божий одновременно и Бог, единосущный Отцу. И в то же время Он стал человеком во всей полноте: с человеческим телом, с человеческой душой, с человеческим умом, с человеческим духом, с человеческой волей. И вот во Христе Иисусе две воли: одна воля божественная, общая у Отца, Сына и Духа Святого. Одна общая воля. Ибо воля принадлежит божественному существу, которое одно единственное, но у Христа есть своя человеческая воля.
И вот Он свою собственную человеческую волю свободно подчиняет воле божественной. Это очень важный момент, потому что грехопадение происходит оттого, что воля человеческая рассогласовалась с волей божественной. Бог заповедал не есть от плода сего, а человек ослушался и поступил иначе. Вот происходит рассогласование воли Бога и человека. И через это человек отпал от Бога.
А вот здесь Бог, став человеком, свободно свою волю подчиняет воле божественной. Не того чего Я хочу, а что Ты. Это момент исцеления человеческой воли и человеческой природы. Потому что прежде всего в человеке пала воля его разума, а дальше произошло и в целом изменение природы человека. Она стала иной, стала смертной через то, что отпала от Бога.
Вернёмся к нашему тексту.
Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
Вот на это хочу обратить наше особое внимание. Дух бодр, плоть же немощна. Очень часто, когда мы не можем молиться, кажется: "Я так устал, сейчас засну. Нужно начать молиться, встать и, несмотря ни на что, начать с благоговением, медленно, с вниманием молиться Богу". Как только наш дух начинает общаться с Богом посредством молитвы, и плоть наша получает силу.
Вот Он учит их: "Дух бодр, плоть же немощна. Бодрствуйте, молитесь, чтобы не впасть в искушение". Дух бодр, плоть же немощна.
И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.
Потому что хотели бы исполнить то, что Он говорит. Это были самые близкие, самые лучшие ученики: Пётр, Иоанн Богослов, его брат Иаков. Но не могли пересилить себя и засыпали.
И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.
Пока спят ученики верные, неверный ученик, пребывая во зле, бодрствует и не успокаивается, и ведёт с собой воинов, чтобы схватить Господа нашего Иисуса Христа. Но чтение об этом будет завтра, в среду.
Текст основан на видео с канала «Священник Валерий Сосковец». Подписывайтесь на наш канал в Telegram «Евангелие на каждый день»