Найти в Дзене
PRO духи

Как Коко Шанель создала легендарный парфюм Chanel №5 и почему это стало взрывом в мире парфюмерии.

Представьте Париж 1921 года. Город ещё не до конца оправился от ужасов войны, но уже бредит будущим. Женщины сбрасывают корсеты, стригут волосы и требуют свободы. В этом мире появляется Коко Шанель — не просто кутюрье, а революционер. Она уже перевернула моду, подарив миру маленькое чёрное платье и костюм-трость. Но ей было мало. Она хотела создать аромат, который стал бы её голосом, её манифестом. Но в чём же была настоящая революция? Секрет не только в формуле, но и в одном рискованном ингредиенте, который до Шанель в парфюмерии высшего класса считался… синтетическим кощунством. Речь об альдегидах. Альдегиды в парфюмерии — это синтетические молекулы, в отличие от натуральных масел, альдегиды не добывают, а синтезируют из доступных химических прекурсоров: углеводородов, спиртов, жирных кислот. Мечта о «невидимом платье» «Духи — это невидимое, но незабываемое, непревзойденное модное украшение; оно оповещает о вашем появлении и продолжает напоминать о вас после ухода», — говорила Шанель

Представьте Париж 1921 года. Город ещё не до конца оправился от ужасов войны, но уже бредит будущим. Женщины сбрасывают корсеты, стригут волосы и требуют свободы. В этом мире появляется Коко Шанель — не просто кутюрье, а революционер. Она уже перевернула моду, подарив миру маленькое чёрное платье и костюм-трость. Но ей было мало. Она хотела создать аромат, который стал бы её голосом, её манифестом.

Но в чём же была настоящая революция? Секрет не только в формуле, но и в одном рискованном ингредиенте, который до Шанель в парфюмерии высшего класса считался… синтетическим кощунством. Речь об альдегидах.

Альдегиды в парфюмерии — это синтетические молекулы, в отличие от натуральных масел, альдегиды не добывают, а синтезируют из доступных химических прекурсоров: углеводородов, спиртов, жирных кислот.

Мечта о «невидимом платье»

-2

«Духи — это невидимое, но незабываемое, непревзойденное модное украшение; оно оповещает о вашем появлении и продолжает напоминать о вас после ухода», — говорила Шанель. Она ненавидела одноразовые цветочные запахи, популярные тогда. Ей нужен был аромат абстрактный, и сложный.

Для этого она обратилась не к парфюмерам из Граса, а к русскому эмигранту, бывшему парфюмеру царской семьи — Эрнесту Бо. Он работал в парфюмерном доме Rallet и был гением-экспериментатором.

Альдегиды: запретный приём, ставший гениальным ходом

В начале XX века парфюмеры уже знали альдегиды, но использовали робко, чтобы «подсветить» натуральные цветочные ноты. Они пахнут по-разному: воском, мылом, цитрусами, даже металлом.

Эрнест Бо, вдохновлённый идеей Шанель о «невидимом платье», пошёл ва-банк. Он не просто добавил щепотку альдегидов — он сделал их звёздами первой величины. В первых нотах Chanel №5 альдегиды звучат мощным, кристально-чистым, почти «взрывным» аккордом. Это не запах цветка — это запах света, свежести, будущего.

Легенда гласит, что когда Бо представил Шанель десять пронумерованных флаконов она выбрала пятый по счёту, не потому что он ей понравился, ей не нравилось практически ничего, но она решила испытать удачу и сказала: «Я представляю коллекцию платьев в мае, — сказала она. — Пятое число месяца, пятый образец… оставим ему этот номер. Пять принесёт ему удачу».

Успех, который изменил всё

Презентация аромата 5 мая 1921 года была столь же дерзкой, как и его формула. Шанель не стала продавать его в парфюмерных лавках. Она сделала его эксклюзивом своего бутика на улице Камбон, 31. Покупательницы, пришедшие за платьем, уходили и с флакончиком, ставшим продолжением стиля.

Но мировой сенсацией №5 сделали два события:

1. 1924 год. Шанель заключает договор с семьёй Вертхаймер, создавая парфюмерное подразделение Parfums Chanel, чтобы масштабировать производство. Это был гениальный бизнес-ход.

2. 1954 год. Мэрилин Монро на вопрос «Что вы надеваете в постель?» отвечает: «Несколько капель Chanel №5». Эта фраза стала лучшей рекламой в истории. Аромат превратился из парфюма в культурный код, символ женственности и роскоши.

Наследие: почему №5 до сих пор актуален?

Ирония в том, что сегодня, в век нишевой парфюмерии, где ценят натуральность, именно «синтетическое» сердце Chanel №5 делает его вечным. Альдегидный взрыв — это та самая абстракция, которую хотела Шанель. Аромат не стареет, потому что он не копирует природу, а создаёт собственную реальность.

«Духи — это архитектура памяти», — считала Жаклин Кеннеди-Онассис, ещё одна знаменитая поклонница №5.

P.S. Для ценителей «альдегидного следа»:

Если вам близка эта история и вы хотите почувствовать современную, более воздушную интерпретацию альдегидной темы, обратите внимание на нишевые бренды. Например, в парфюме BER CAVOK от парфюмерного дома Urban Scents альдегиды создают эффект кристально чистого неба перед полётом, не подавляя, а подчеркивая нежность цветущей липы.

Подробнее об этом аромате читайте в нашем телеграм канале: https://t.me/urban_scents_russia