Найти в Дзене

Кто мы? Нация… Или рынок?

Сегодня с избытком «горячих» тем для обсуждения в обществе. Не только в России, но и на Западе. Проблемы миграции – одна из них. А в той же Европе все начиналось так празднично… «Мы можем это сделать»…- эти слова более десяти лет назад, 31 августа 2015 года, публично произнесла ныне бывший канцлер Германии Ангела Меркель, и они навсегда изменили не только Германию, но и Европу. «Сделать» - это значило распахнуть объятия для всех устремившихся получить вид на жительство в «цветущем европейском саду» со всеми льготами за счет налогоплательщиков. Реализуя обещание Меркель, федеральный министр внутренних дел Томас де Мезьер в устной форме распорядился разрешить гражданам третьих стран въезжать в страну, даже если они ищут убежища, что противоречило действующему законодательству и открыло границы для лавины приезжих. В первую очередь, из Сирии, Афганистана и Ирака… Эйфория европейцев по поводу собственной «культуры гостеприимства», встречи поездов с мигрантами на вокзалах с цветами

Сегодня с избытком «горячих» тем для обсуждения в обществе. Не только в России, но и на Западе. Проблемы миграции – одна из них.

А в той же Европе все начиналось так празднично…

«Мы можем это сделать»…- эти слова более десяти лет назад, 31 августа 2015 года, публично произнесла ныне бывший канцлер Германии Ангела Меркель, и они навсегда изменили не только Германию, но и Европу. «Сделать» - это значило распахнуть объятия для всех устремившихся получить вид на жительство в «цветущем европейском саду» со всеми льготами за счет налогоплательщиков. Реализуя обещание Меркель, федеральный министр внутренних дел Томас де Мезьер в устной форме распорядился разрешить гражданам третьих стран въезжать в страну, даже если они ищут убежища, что противоречило действующему законодательству и открыло границы для лавины приезжих. В первую очередь, из Сирии, Афганистана и Ирака…

Ангела Меркель на встрече с мигрантами.
Ангела Меркель на встрече с мигрантами.

Эйфория европейцев по поводу собственной «культуры гостеприимства», встречи поездов с мигрантами на вокзалах с цветами и игрушками под плакатами «Добро пожаловать» - этот «праздник» продолжался недолго. Отрезвление наступило менее чем через год. Поворотным моментом стала новогодняя ночь с 31 декабря 2015 года на 1 января 2016 в старинном Кельне: сотни женщин тогда оказались жертвами насилия со стороны преимущественно выходцев из Северной Африки. 1600 уголовных обвинений, треть из которых — сексуальные преступления, — свидетельствовали о новой реальности.

Ныне все ведущие страны ЕС и Великобритания под продолжающимся натиском миграции практически утрачивают свою идентичность, культуру, безопасность, сплоченность. Однако подобные темы, особенно так называемую «теорию замещения», публично обсуждать в Европе не принято и даже опасно. У мощной пропагандистской машины либеральных СМИ в подобных случаях всегда наготове ярлык «разжигатель ненависти», за что, например, в Англии можно получить не только штраф, но и реальный срок. Тех, кто пытается с фактами и примерами призвать соотечественников серьезно задуматься о будущем европейской цивилизации, об угрозе неконтролируемой миграции, высмеивают как маргиналов и конспирологов, используя самые грязные приемы медиатехнологий.

Удар по либеральной миграционной политике был нанесен оттуда, откуда нынешние власти ЕС не ожидали, усиленно нагнетая страхи в умах своего населения сказками об «агрессивной России», «русских шпионах» и «кровавом диктаторе Путине».

Шок вызвали голоса из-за океана. Подвел верный союзник и патрон. Нелегальная миграция стала самой большой угрозой для европейских стран, заявил вице-президент США Джей Ди Вэнс, выступая на Конференции консервативных политических действий (CPAC) в начале 25 года.

«… главная угроза в Европе, и я бы сказал, что примерно 30 дней назад (до инаугурации президента США Дональда Трампа - прим. ТАСС) она была самой большой угрозой в Соединенных Штатах, заключается в том, что лидеры Запада решили, что им следует впускать в свои страны миллионы и миллионы не прошедших проверку иностранных мигрантов. Это самая большая угроза для Европы, и, честно говоря, она остается, кстати, самой большой угрозой для Соединенных Штатов», - подчеркнул вице-президент.

«Мы не можем восстановить западную цивилизацию, мы не можем восстановить Соединенные Штаты Америки или Европу, позволяя миллионам и миллионам нелегальных мигрантов без проверок въезжать в нашу страну. Этому нужно положить конец», - повторил Вэнс на Мюнхенской конференции по безопасности -25, где собралась вся правящая верхушка Европы.

«Эта ситуация не возникла в вакууме, это результат серии осознанных решений, принятых политиками по всему континенту и во всём мире за последние 10 лет, — продолжил он, напомнив, что перед открытием конференции выходец из Афганистана въехал в Мюнхене, где они теперь собрались, в толпу людей.

Вэнс «… только что стёр ЕС в порошок в своей речи в Мюнхене! Вся тирания гнилого Европейского союза была изобличена!» — прокомментировал его выступление лидер французской партии «Патриоты» Флориан Филиппо.

В сентябре 25 года в эту болезненную для либералов дискуссию включился президент США Д. Трамп. Выступая с трибуны ООН, он указал, что в 2024 году, по данным Совета Европы, примерно половина осуждённых в тюрьмах Германии - это иностранные граждане, мигранты. В Австрии этот показатель вообще 53%. В Греции - 54%. В Швейцарии 72% людей в тюрьмах - это люди не из Швейцарии. «Пришло время положить конец неудачному эксперименту с открытыми границами. Вы должны положить ему конец сейчас же», - призвал Трамп.

Статуя Свободы в мире Трампа, рис. Карлос Латуфф.
Статуя Свободы в мире Трампа, рис. Карлос Латуфф.

Нельзя сказать, что в самих США не ведутся дискуссии на тему миграции. Эта полемика с приходом Д. Трампа, значительно расширившим полномочия Иммиграционной и таможенной службы, ICE, обострилась и даже приобрела формат массовых беспорядков и протестов (с жертвами) в ряде крупных американских городов, провозгласивших себя «убежищами» для мигрантов. Оживились демократические правозащитники, указывая на опасность развертывания ICE- центров круглосуточного мониторинга соцсетей в поисках информации, которая может использоваться для последующих задержаний и депортаций. Часто и много пишут поддерживающие Демпартию эксперты о прямом нарушении президентом положений Билля о правах**.

На днях в США на одной из популярных интернет –платформ состоялись дебаты по иммиграции, где участвовали авторитетные эксперты Саймон Хэнкинсон из Heritage Foundation ( «Наследие», стратегический исследовательский институт, имеющий правоконсервативную направленность) и Дэвид Бир из Института Катона (частная исследовательская и просветительская организация либертарианского направления).

С этой дискуссией хотя бы отчасти будет небезынтересно ознакомиться русскому читателю. Ведь и у нас в стране процессы миграции далеко не до конца урегулированы и вызывают немало споров.

Дэвид Бир, директор по исследованиям иммиграции в Институте Катона, заявил, что нехватка рабочей силы, возникшая из-за стремления администрации Трампа к депортации нелегальных иммигрантов, может привести к сокращению производства некоторых товаров и услуг. «В конечном счете, основное влияние иммиграции на инфляцию заключается в том, что если рабочие места остаются открытыми, а производство не успевает за спросом, это приведет к росту цен», - сказал он.

Будучи сторонником отрицательной иммиграции, Хэнкинсон сделал упор на национальную сплоченность и культуру развитых стран, предостерегая при этом от отношения к людям как к взаимозаменяемому трудовому ресурсу. Д. Бир, напротив, отстаивал позицию о смягчении иммиграционных ограничений, чтобы обеспечить более свободный приток людей через границу.

Трамп ставит автограф на стене против мигрантов на границе с Мексикой. Фото: Интерфакс.
Трамп ставит автограф на стене против мигрантов на границе с Мексикой. Фото: Интерфакс.

По мнению Бира, написавшего на эту тему нашумевшую статью для The New York Times в конце президентского срока Байдена, иммиграция — это вопрос личной свободы и добровольного объединения людей. С точки зрения либертарианства, как он считает, правительство не должно вмешиваться в вопросы защиты рабочих мест или препятствовать свободе передвижения людей.

«Люди — это не просто рабочая сила».

Полагаю, в России ближе точка зрения Саймона Хэнкинсона, отвергшего идею о том, что иммиграцию нужно оценивать исключительно с точки зрения экономической эффективности или совокупных финансовых результатов. Он справедливо утверждает, что такой подход лишает понятие государственности какого-либо содержательного смысла.

По его словам, «люди — не просто рабочие единицы…». Если нам все равно, как его зовут — Густав, Джерри, Карлос, Чарли, Мохаммед или Виктор, — «значит, мы меряем все одним: сколько деталей он сможет сделать за день? Сколько машин собрать за неделю?». И подчеркнул, что главное – другое: иммигранты должны знать язык, культуру, историю той страны, где хотят жить».

Важен такой подход: «если вы любите эту страну, если вы за нее сражаетесь, если вы готовы отправить своих детей сражаться за нее или если готовы стать добровольцем в пожарной части, спасателем - наши двери для вас открыты». Но «если все это не имеет значения, если люди всего лишь рабочая сила», во что тогда превращается государство? В пространство неограниченной иммиграции и стихийного дикого рынка, озабоченного лишь прибылью.

В американских дискуссиях об иммиграции есть такой нюанс: вне зависимости от позиции участников всякий раз подразумеваются мигранты из Латинской Америки. Между тем, информационное пространство США в последнее время всколыхнули кричащие заголовки: «Китайские студенты покидают США!», и этот процесс подается даже несколько панически.

Как известно, американцы давно затягивают к себе умы со всего мира. А китайцы на протяжении десятилетий вносили большой вклад в различные инновационные исследования, способствующие развитию передовых технологий и науки в Америке.
«
Это абсолютно разрушительно», - говорит Дэвид Бир. - «Так много исследователей, от которых зависят Соединенные Штаты в области передовых технологий, родом из Китая или являются иностранными студентами, и это явление, безусловно, окажет негативное влияние на американские фирмы и исследования в будущем».
Немного цифр. Согласно исследованию,
опубликованному в Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS), с 2010 по 2021 год число ученых китайского происхождения, уехавших из Соединенных Штатов в другую страну, выросло с 900 до 2621, причём учёные уезжали ускоренными темпами в период с 2018 по 2021 год.
И хотя это число составляет лишь небольшую часть китайских ученых в Соединенных Штатах, подобные цифры, по мнению экспертов, являются отражением их растущей обеспокоенности в условиях нарастания напряженности в атмосфере американо-китайских отношений. В одном из ТГ-каналов приведены такие данные: «после опроса 1304 китайско-американских исследователей было установлено, что 89 процентов респондентов хотели бы внести свой вклад в лидерство США в области науки и техники. Тем не менее, 72 процента также сообщили, что чувствуют себя небезопасно в качестве исследователей в Соединенных Штатах».

Обложка книги Эрика Фиша.
Обложка книги Эрика Фиша.

А у Пекина своя стратегия. Там стремятся привлечь ученых, в том числе вернуть своих собственных, со всего мира. В рамках одной из подобных инициатив, плана «Тысяча талантов», Китай развернул, по меньшей мере, 600 пунктов набора персонала по всему миру для привлечения талантливых людей в разные сферы науки и техники. «Китай действительно долгое время пытался переманить своих ученых обратно», - подтверждает Эрик Фиш, автор книги «Миллениалы Китая», утверждая, что новое, технически подкованное поколение разлюбило потребительство и подпитывает новое движение «экономной жизни», жизни «без суеты», выбирая путь «работы на государство», а не на Джека Ма… Говорящая деталь, не правда ли?

Ну, а как оценивается знаменитая «стена Трампа» на границе с Мексикой в американских дискуссиях о пресечении нелегальной миграции?

Через стену Трампа.
Через стену Трампа.

Стена не сработала. Число нелегальных мигрантов лишь резко возросло и последовательно увеличивалось по мере строительства заграждений. Проложенные для этого строительства дороги в некогда отдаленных районах теперь служат новыми точками доступа для контрабандистов.

Миграция должна управляться не с помощью стены, а с помощью правовых каналов, считает Дэвид Бир. И здесь с ним невозможно не согласиться.

Федеральный агент направляет оружие на демонстранта во время протеста против антимигрантских рейдов сотрудников ICE, Миннеаполис, Миннесота, США, 25 января 2026 года
Фото: Adam Gray / AP
Федеральный агент направляет оружие на демонстранта во время протеста против антимигрантских рейдов сотрудников ICE, Миннеаполис, Миннесота, США, 25 января 2026 года Фото: Adam Gray / AP

Вряд ли нынешнему «королю» Америке доступны подобные «тонкие» мысли. Скорее, ему ближе позиция будочника Мымрецова из знаменитого рассказа Глеба Успенского: «Тащить и не пущать».

Людмила Лаврова