Свердловский минздрав запустил реформу системы скорой помощи, которая призвана повысить качество и доступность экстренной помощи людям. Если простыми словами, ее главная цель — сделать так, что бригада к пациенту на экстренный вызов приезжала быстрее. Отныне к человеку, живущему в одном районе, может примчаться экипаж из другой точки области. Что это значит для обычных уральцев и что об этом думают сами фельдшеры и авторы реформы, — в материале URA.RU.
Суть реформы скорой помощи
Как анонсировал минздрав, с введением реформы поменяется управление бригадами скорой помощи. Оно станет централизованным ради повышения скорости и качества обслуживания. Если раньше вызов пациента, к примеру, из Алапаевска поступал по маршрутизации в городскую больницу, то отныне все звонки свердловчан попадут в единый диспетчерский центр в Екатеринбурге. Дозвониться до него можно будет из любой точки области по номерам 03, 103 и 112. В маленьких городах для пациентов, которые привыкли к одному городскому номеру и знают его наизусть, эту возможность дозвона оставят. Только набирая номер скорой своего городка, человек автоматически попадет в Екатеринбург.
В центре будет работать порядка 20-23 диспетчеров, которые будут видеть все вызовы и бригады онлайн. Но распределять машины будет искусственный интеллект. Если же случится пересечение вызовов, то подключатся специалисты и решат, какой ближайший экипаж направить к пациенту — даже если он в соседнем районе. Это должно ускорить прибытие медицинской помощи к человеку.
«У всех машин скорой помощи будет возможность выезжать за пределы муниципалитетов. Автомобили разместятся по всей области, мы не закрываем местные площадки — напротив, вкладываем серьезные средства в ремонт там, где требуется», — сообщала на сайте свердловского минздрава замгубернатора — глава регионального здравоохранения Татьяна Савинова.
Скорую помощь поделят на округа
Деление предполагается такое же, какое существует на политической карте области. Вместо 52 разрозненных подразделений создадут шесть мощных окружных станций. Это Горнозаводской округ (центр управления — Нижний Тагил, 59 бригад); Восточный округ (Артемовский, 44 бригады); Южный (Каменск-Уральский, 42 бригады); Северный (Серов, 35 бригад) и Западный (Первоуральск, 33 бригады). Шестой округ — Центральный (Екатеринбург, 140 бригад). Кроме столицы Урала Центральный округ будут обслуживать Верхнюю Пышму, Березовский, Сысерть, Полевской и Арамиль.
Какие проблемы поможет решить реформа
По мнению минздрава, переход на окружное управление и запуск единой диспетчерской создадут в регионе «бесшовное медицинское пространство, где централизация ресурсов и сквозной контроль качества обеспечат экстренную помощь мирового уровня для 4,3 миллионов жителей». Помимо того, что экипажи будут приезжать к пациенту быстрее, реформа должна решить еще ряд важных проблем. Например, сделать реанимационные, психиатрические и педиатрические бригады на отдаленных территориях доступнее. Или снять часть нагрузки с медсестер, которые в глубинке иногда принимают вызовы. Основные преобразования запланированы на 2026 год.
На карте одно, а на деле другое
Агентство пообщалось с несколькими сотрудниками скорой помощи, которые поделились своим мнением о грядущей реформе. Большинство из них настроены скептически, например, фельдшер неотложки, которая живет и работает в сельской глубинке. До этого она много лет проработала фельдшером, а потом и диспетчером скорой.
«Мы все в шоке, нам идея [объединения] кажется бредовой. Я ведь знаю работу эту изнутри. У нас в районной больнице шесть лет сидят диспетчеры, так они до сих пор не ориентируются в местности, не понимают, где какой населенный пункт, как до него доехать, откуда лучше подобраться — то есть не знают географические и сезонные особенности. А как это увидят из Екатеринбурга? Ведь на карте — одно, а на деле другое. Есть пословица: „Красиво было на бумаге, забыли только про овраги“. Вот это про нас», — считает медик.
А станет ли на деле больше бригад?
Не видит в реформе плюсов и фельдшер со станции скорой помощи в Екатеринбурге. Как и прошлая собеседница, он предпочел не называть своего имени.
«Бригад мало, около 50 на весь Екатеринбург. А когда присоединят Арамиль, Сысерть, Верхнюю Пышму, Березовский и Полевской, бригад станет больше только на бумаге. Для министерства будет считаться, что план выполнен, а на деле ничего не изменится, что было, то и будет. И пациенты как ждали скорую по несколько часов, так и будут ждать», — считает мужчина. Он надеется, что неправ.
Фельдшер пожаловался, что зарплата на екатеринбургской станции скорой помощи за последние полгода якобы упала, и беспокоится, как бы она не стала еще ниже. Он указал на острую нехватку кадров и поделился опасениями, что с введением реформы может начаться еще больший отток. «Речи об увеличении бригад не ведется. Машин мало, меньше чем бригад. Многие сломанные стоят в гараже, не ремонтируются», — обрисовал ситуацию фельдшер с немалым стажем.
Плюсы есть, но это соломинка для утопающих
Другая собеседница нашла в грядущей реформе плюсы. Она тоже работает фельдшером на скорой в Екатеринбурге и надеется, что укрупнение станции облегчит труд.
«Скорые из близлежащих городов часто привозят к нам своих пациентов — например, в роддом или хирургию, то есть заезжают в Екатеринбург. И если им будут давать наши вызовы, которые зависают часами из-за того, что нет бригад, это очень хорошо. А единая диспетчерская — я не считаю, что это плохо. Они будут распределять вызовы, частично сдергивать область на помощь городу или город на помощь области. Я думаю, что населению это на руку», — считает третья собеседница.
При этом она называет реформу «соломинкой утопающему», а плюсы, которые она несет, якобы «с подтекстом». «Не повышая зарплат, не создавая нормальных условий для притока новых кадров, проблему не решить. Минздрав сейчас хочет обойтись малой кровью», — считает фельдшер.
Также она указала на тот факт, что сотрудники скорых в малых городах за счет сельских надбавок получают зарплату выше, чем их коллеги в Екатеринбурге. При этом имеют нагрузку на порядок меньше по вызовам. Теперь, когда их зарплата сравняется с екатеринбургской, а работы прибавится, провинциальным медикам придется несладко. «Область быстро завоет. Они не привыкли к избалованным городским пациентам, которым все должны и обязаны. Год-два, люди поймут, что к чему, и побегут со скорой», — предрекла собеседница.
Когда доктор сыт, и больному легче
Совсем иного мнения придерживается главврач «Территориального центра медицины катастроф» (ТЦМК) Виктор Попов, чья служба во многом похожа на работу скорой. Он назвал реформу полезной, нужной и продиктованной временем.
«Мы с [Игорем] Пушкаревым (бывший главный врач станции скорой помощи в Екатеринбурге, ныне первый замминистра свердловского здравоохранения — прим. ред.) об этом говорили лет 7-8 назад. Во многом это были наши идеи — окружной принцип и укрупнение. Но когда мы этим вопросом занимались, начались непонятные жалобы, и наше руководство остановилось. А сейчас это получило дальнейшее развитие, и это хорошо», — заявил Попов.
Он отметил, что с введением реформы отдаленные территории получат возможность специализированных бригад. В скорой будет создана более мощная техническая служба, что позволит обслуживать большее количество машин. А из бюджета высвободятся деньги, которые можно будет использовать для повышения зарплат фельдшеров и водителей. В конечном итоге все это должно облегчить жизнь и медикам, и пациентам.
«Знаете, как говорили в известном фильме? „Когда доктор сыт, и больному легче“. Когда есть крупная система, мощная станция с финансированием, хорошим транспортом, обслуживанием, инфраструктурой, резервами — это более надежная система, которая рассчитана работать без сбоев», — подытожил Попов.
Оперативность скорой для экстренных вызовов повысится
Замминистра Игорь Пушкарев подчеркнул, что реформа нацелена на то, чтобы обеспечить еще большую доступность скорой помощи для экстренных вызовов. Работая в едином поле и оперативном взаимодействии, бригады смогут быстрее добираться до пациентов.
«Возьмем для примера Северный округ. Там есть такие города, как Пелым, Волчанск, где количество жителей не позволяет по нормативам дополнительные бригады. И если пациента с инфарктом повезли из Пелыма, скажем, в Краснотурьинск, в Пелыме не остается бригады. И если там появился другой какой-то экстренный вызов, они будут ждать, пока бригада из Пелыма съездит с пациентом в Краснотурьинск и вернется обратно: потому что система разрознена, межгородского и межмуниципального взаимодействия нет. А объединенная диспетчерская будет видеть все бригады и сможет направить в Пелым экипаж, например, из Ивделя. Это будет быстрее, чем Пелыму ждать возвращения своей бригады», — привел пример Пушкарев.
Другим важным плюсом преобразованной скорой помощи он назвал то, что на всех окружных подстанциях появятся реанимационные бригады (пока такие есть только в Екатеринбурге). Это станет большим подспорьем фельдшерам, которые могут не справиться с тяжелым пациентом. «На реанимационных бригадах другой уровень, там другое оборудование, там врачи-анестезиологи, реаниматологи. Это тоже улучшение качества оказания медицинской помощи», — подчеркнул Пушкарев.
На большее количество душ будет больше денег
Пушкарев признал, что зарплата у фельдшеров скорой помощи в разных городах сейчас разнится. С введением реформы система начисления заработной платы станет единой и прозрачной. Единой станет и система повышения квалификации. Также начнется планомерная замена автопарка: на 2026 год 40 автомобилей уже разыграно, и остались деньги еще на 22. Проще станет и с ремонтом автомобилей.
«Мы получаем финансирование по подушевому нормативу. А когда объединенная подстанция, душ-то становится больше, я имею в виду население. А значит, и финансирование больше. Такой организации легче закупить на всех форму, бензин, лекарства, потому что это торги, большой объем, снижение цены. Все намного легче, когда большая структура», — объяснил Пушкарев.
Свердловчане станут 52-м современным регионом
По словам замминистра, на данный момент на единую диспетчерскую службу в России перешел 51 регион. Таким образом, Свердловская область станет 52-м, кто ее внедрит.
«Такая программа ведь уже была написана, и была утверждена тогдашним губернатором Евгением Куйвашевым. Мы должны были ее начать в 2019-м и закончить в конце 2024 года. Но, к сожалению, не исполнили по разным причинам. А сейчас доведем до конца», — надеется Пушкарев.