Найти в Дзене
Ламповый книголюб

Как Достоевский довел литературоведа до безумия?

Роман "Колокольчики Достоевского. Записки сумасшедшего литературоведа" Сергея Носова стал для меня уникальным явлением в современной литературе. Ничего подобного до этого не читала. Это своего рода литературоведческий анализ под видом романа. О таком подарке я и мечтать не могла. Осмелюсь заверить, что это будет большим удовольствием для тех, кто является фанатом творчества Федора Михайловича.
Оглавление

Роман "Колокольчики Достоевского. Записки сумасшедшего литературоведа" Сергея Носова стал для меня уникальным явлением в современной литературе. Ничего подобного до этого не читала. Это своего рода литературоведческий анализ под видом романа. О таком подарке я и мечтать не могла. Осмелюсь заверить, что это будет большим удовольствием для всех фанатов творчества Федора Михайловича.

Твердая обложка, 448 стр., Редакция Елены Шубиной (АСТ)
Твердая обложка, 448 стр., Редакция Елены Шубиной (АСТ)

Человек и книга стали единым

Главный герой романа занимается исследованием творчества Достоевского, но с некоторых пор испытывает определенные психические отклонения. Прямо во время прочтения лекции о "Преступлении и наказании" у него произошла вспышка самосознания, и он почувствовал себя предметом своего выступления.

Да, он вдруг понял, что и есть этот роман. Ни один из персонажей, а весь текст целиком, со всеми смыслами, параллелями и оговорками. Человек и книга стали единым и от этого совпадения едет крыша не только у главного героя, но у меня, как читателя.

Форма повествования выбрана необычная и очень интересная: в виде писем-записок пациента своему психиатру. О реальности врача судить сложно, автор, по всей видимости, оставляет этот момент на наш суд. Также у романа интересная история с главами, которые заканчиваются названиями, а не начинаются с них. Логика повествования тоже отсутствует, будто и правда читаешь не роман, а поток сознания одержимого. По мне так это невероятно сложная задача: рассказать о великом романе и при этом сохранить стиль повествования от человека с диагнозом. Стиль и содержание удивительным образом прекрасно сочетаются.

Параллели и двойники

Пожалуй, самое сильное впечатление от того, как автор виртуозно проводил параллели между биографией Достоевского и его романом "Преступление и наказание". 1865 год — дата начала написания романа и одновременно патовая ситуация по всем фронтам у самого классика: долги, бесконечные займы, обязательства перед издательством, бесконечное чувство вины и загнанности. В это время Федор Михайлович возвращается из Копенгагена в Санкт-Петербург, и нужда заставляет его заложить отцовские часы. Все это оказывается находит отражение в романе.

Мы привыкли говорить про отождествление читателя с персонажами, а ведь эта параллель далеко не самая очевидная. Достоевский зеркалит себя с Раскольниковым, а это значит, что в романе спрятано много личного. Например, Достоевский руками главного героя романа возвращает свои вещи. Ну, вы знаете каким способом. А еще во время написания романа он снимает дом у родственников. Они подселяют к нему лакея для подстраховки, который после первой ночи отказывается соседствовать с писателем, потому что тот всю ночь говорил сам с собой про убийство.

Это уже не классический «двойник» из одноименной повести Достоевского, где герой сталкивается с собственным отражением. Носов берет одну из самых безумных идей классика (идею двойника) и доводит ее до предела. В количестве этих двойников легко можно запутаться: автор и герой, герой и читатель, и еще большое количество двойников в самом романе.

Помимо этих связей и параллелей, в романе еще очень много удивительного. Оказывается, повесть Гоголя "Нос" имеет касательство к преступлению Раскольникова. Лизавета в первой редакции была беременна, а в последующих почему-то нет и т. д.

Еще одна любопытная особенность: название глав находится в конце, а не в начале
Еще одна любопытная особенность: название глав находится в конце, а не в начале

В какой-то момент "Преступление и наказание" перестает быть книгой. Чем дольше погружаешься в анализ романа, тем сильнее начинаешь его проживать изнутри. Не замечаешь, как уже ведешь внутренний диалог с самим романом, а не с Достоевским и Носовым. Один его неотъемлемая часть, а второй проводник в него. Вот так выглядит самоосуществление замысла. Эта книга становится подтверждением и одновременно пояснением утверждения Льва Толстого: книги пишутся не словами, а тем, что существует помимо слов. Могут ли такие произведения влиять на человека? Определенно могут! А свести с ума?

По ком звонят колокольчики?

Это искреннее, страстное и, в каком-то смысле, на грани одержимости признание в любви Достоевскому, написанное человеком, который слишком долго и глубоко изучал его жизнь и творчество. Не передать словами, какой восторг я испытала от этой книги. "Колокольчики Достоевского" звенят тонко, но навязчиво и, похоже, не собираются умолкать в моей голове, пока я не возьмусь за чтение одного из знаковых романов Федора Михайловича. Кстати, "Преступление и наказание" — единственный роман из великого пятикнижия, который я до сих пор не перечитала.

Если боитесь, что не разберетесь со всеми параллелями и подтекстами, то даже не думайте об этом. Читать можно, даже если плохо помните "ПиН". Лучше его перечитать после книги Носова. По моим ощущениям, эффект от восприятия будет намного сильнее. Надеюсь, скоро мне удастся в этом убедиться.

Друзья, скорее делитесь в комментариях заинтересовала ли вас книга? Жажду в этом убедиться!

Не забывайте ставить 👍. Подписывайтесь на канал в Телеграме.