По инициативе и при деятельном участии Пензенского областного отделения Русского географического общества, в этнокультурном центре «Гардарика» в январе и феврале с большим успехом проходят музыкально-драматические представления «Евгений Сузюмов. Время действия- война». Материал для этой постановки подсказала жизнь нашего соотечественника, уроженца Пензы, участника Великой Отечественной войны и почетного полярника Е.М. Сузюмова. В этой истории нет вымышленных героев. Все, что звучит со сцены, – строки из пронзительных писем времен войны, из дневников и архивных документов Евгения Сузюмова и его жены- московской актрисы, защитницы Москвы, потом актрисы фронтового театра Златы Соколовой. Ее письма и дневник- не мемуары о войне. Это впечатления гражданского человека, свидетельства времени, когда каждый делал то, что мог и что было нужно, что вело к Победе.
О почти забытой странице истории военных лет- о единственном театре, который оставался в осажденной Москве в самый трудный период 1941-42 годов — рассказала в год 30-летия Победы газета «Московский комсомолец»[1]. Театр открылся в самый разгар ожесточенного наступления немцев на столицу. Назвали его «Ястребок» в честь знаменитых самолетов-истребителей Як-1, прикрывавших московское небо. Актеры жили на казарменном положении. Над их головами был не потолок, а стеклянный купол, по которому ночью метались отблески прожекторов и были видны трассирующие пули воздушного боя, разрывы зенитных снарядов.
В эту труппу с самого начала вошла актриса Злата Алексеевна Соколова, жена Евгения Сузюмова. Она играла «героинь» (т.е. главные женские роли), такое было ее театральное амплуа. Спектакли «ястребковцы» давали не только в Москве, но и в войсках. Газета рассказала: ...Каждый вечер осенью сорок первого и в начале зимы сорок второго года к подъезду театра... подъезжала грузовая машина с брезентовым верхом... после вечернего спектакля в Москве она доставляла труппу на передовую... Критика тех лет неизменно отмечала мастерство молодых актеров: Златы Соколовой...
5 декабря 1941 года началось контрнаступление под Москвой. 9 декабря 1941 г. Злата пишет мужу, который все военные годы провел за полярным кругом в составе Северного ВМФ: ...Когда мы играем в частях- вот это наилучший зритель. Спектакли проходят с большим подъемом. Если б ты видел лица бойцов, командиров во время наших спектаклей! Нас вновь и вновь приглашают приезжать, говорят, что мы делаем огромное дело. Своей игрой воодушевляем, даем минуты радости, отдыха. Какие чудесные отзывы получаем!.. надо побывать тут, посмотреть на лица этих замечательных людей, и тогда бы ты понял, какое огромное моральное удовлетворение получаешь от своей работы.
О том, как защищала Москву, она тоже написала мужу:
... когда начались бомбежки[2], я добровольцем пошла на крышу… Брала самые трудные часы – с полуночи до трех часов утра. Дали мне брезентовые варежки, лом. Кругом бьют зенитки, ракеты летят, зажигалки... Сьрашно, но и весело. «Есть упоение в бою»- написал Пушкин.
Евгений пишет в ответ: ...Истинное лицо людей познается в несчастье и вот ты, героиня на сцене, когда грянул нетеатральный гром и зазвучали настоящие выстрелы, ты стала героиней и в жизни. У тебя иначе не могло быть...
В мая 1944 года была учреждена медаль «За оборону Москвы», и Злата в том же году была награждена ею. А после войны- медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Театр закрыли в сентябре 1942 г.- он выполнил свою задачу. Немцев отбросили от столицы, по своим адресам вернулись главные театры страны. А Злата перешла на работу в труппу Второго Московского государственного передвижного театра Дирекции фронтовых театров. Фронтовой театр Златы шел непосредственно за наступающими войсками 3-й Ударной Армии 1-го Белорусского фронта. Бойцы именно этой Армии водрузили Знамя Побед над Рейхстагом 1 мая 1945 года. И уже 2 мая 1945 года актеры дали первый спектакль в поверженной фашистской столице. Комендант Берлина генерал Берзарин поздравил и поблагодарил всех артистов, а потом обратился к Злате. Он сказал: «А в вас, товарищ Соколова, влюблены все- от солдата до генерала!»
Но до Берлина еще было неблизко. В газете «Красный артиллерист»[3] в заметке «Театр на фронте» сказано: В нашу часть прибыл Московский фронтовой драматический театр. Уже первые выступления фронтового театра принесли нам, фронтовикам, замечательный культурный отдых, они вселили бодрость и веселье и показали, что советские искусство... служит нашей общей задаче- разгрому ненавистного немецкого фашизма.
Злата Соколова вела полевой дневник. Вот несколько эпизодов оттуда.
12.VII-44. Приехали в Новобелицы... Шагах в 50-60 стоит белый дом, стены без крыши... Боже мой! Какое страшное впечатление производят эти разрушения. Эти стены, эти печи и трубы... Сколько гнева и ненависти поднимается против врага, когда видишь людей, оставшихся без крова!.. Рубища, а не одежда на них надеты…Ужасное уродство- война.
14.VII-44. ... Приехали в Коростень... Вокзала нет... Всюду руины... Наиболее яркое впечатление- разговоры с партизанами-диверсантами. О своих подвигах они говорили так просто!
Она любила свою работу. Вот пишет мужу:
Родной мой! Не знаю, получаешь ли ты мои письма и где ты?.. Мы работали для танкистов и артеллеристов, а теперь будем работать для пехоты. Наши спектакли проходят с большим упехом. Не только импровизированный «партер», но и все ближайшие деревья бывают заняты...
...А потом был День Победы 9 мая. Фронтовые театры возвращались домой.
...А потом началась мирная жизнь, но это уже совсем другая история. Вскоре ее театральная карьера вынужденно закончилась, но она служила верной опорой своему мужу Евгению Сузюмову, часто уезжавшему то в Арктику, то в Антарктику, то в длительные морские экспедиции в Тихий, Индийский, Атлантический океаны.
Злата Соколова была актрисой, а теперь военный период ее жизни, заочный разговор с мужем через 4 года войны и через 80 лет после нее, вдохновенно представляет в «Гардарике» Анна Минеева. Она признается, что ее слезы на сцене- настоящие, вполне искренние, она глубоко погружается в тревожную атмосферу тех далеких лет. Повествование действительно трогает и зрителей, и самих участников. Роль ее мужа Евгения Сузюмова исполняет Председатель областного отделения РГО Игорь Пантюшов. Он сказал, что долго вживаться в этот образ ему не пришлось- последние 15 лет он посвятил изучению биографий пензенских полярников.
Алексей Сузюмов
__________________________________________________________________________________
[1] №75 от 30 марта 1975 г.
[2] Первый налет был совершен в ночь на 22 июля 1941 г., второй- на следующую ночь. За июль было сброшено 104 тонны фугасных бомб, 46 тысяч зажигательных. Возникло 1166 очагов пожара.
[3] № 362 от 27 июля 1944 г.