Найти в Дзене
Книжный слушатель

Актёру Игорю Костолевскому очень подходит роль в «Старшем сыне»

Желание посмотреть в театре пьесу Александра Вампилова «Старший сын» возникло после новой аудиокниги о судьбе драматурга (я писала о ней в обзоре январских новинок). Из аудиокниги я узнала, что многие детали пьесы перенесены Вампиловым из собственной жизни, от детства без отца до названий иркутских улиц. Да и родственные чувства между незнакомыми людьми тоже были взяты из реальности: в середине 1960-х дети и родители, разлученные войной, продолжали искать друг друга. Мне стало любопытно, как пьеса о советском прошлом воспринимается в наши дни. Поэтому я отправилась на спектакль «Старший сын» в Театре имени Маяковского. Хотя можно было пойти и в Театр на Таганке, и в МХТ имени Чехова. Этой зимой пьеса «Старший сын» идёт в семи(!) театрах Москвы. Я выбрала Театр имени Маяковского, чтобы увидеть народного артиста РФ Игоря Костолевского в роли отца и кларнетиста Андрея Григорьевича Сарафанова. Когда-то этот актёр был одним из самых любимых, особенно после фильма «Звезда пленительного счас

Желание посмотреть в театре пьесу Александра Вампилова «Старший сын» возникло после новой аудиокниги о судьбе драматурга (я писала о ней в обзоре январских новинок). Из аудиокниги я узнала, что многие детали пьесы перенесены Вампиловым из собственной жизни, от детства без отца до названий иркутских улиц. Да и родственные чувства между незнакомыми людьми тоже были взяты из реальности: в середине 1960-х дети и родители, разлученные войной, продолжали искать друг друга. Мне стало любопытно, как пьеса о советском прошлом воспринимается в наши дни. Поэтому я отправилась на спектакль «Старший сын» в Театре имени Маяковского.

Хотя можно было пойти и в Театр на Таганке, и в МХТ имени Чехова. Этой зимой пьеса «Старший сын» идёт в семи(!) театрах Москвы. Я выбрала Театр имени Маяковского, чтобы увидеть народного артиста РФ Игоря Костолевского в роли отца и кларнетиста Андрея Григорьевича Сарафанова. Когда-то этот актёр был одним из самых любимых, особенно после фильма «Звезда пленительного счастья».

Сцена из спектакля "Старший сын". Актёры (слева направо) Станислав Кардашев (Васенька), Полина Лазарева (Нина), Игорь Костолевский (Андрей Григорьевич Сарафанов), Никита Столяров (Володя Бусыгин). Фото с сайта Театра им. Маяковского
Сцена из спектакля "Старший сын". Актёры (слева направо) Станислав Кардашев (Васенька), Полина Лазарева (Нина), Игорь Костолевский (Андрей Григорьевич Сарафанов), Никита Столяров (Володя Бусыгин). Фото с сайта Театра им. Маяковского

Сейчас Игорю Матвеевичу 77 лет и роль пожилого музыканта Сарафанова очень подходит ему по возрасту. Очевидно, дело не только во внешнем соответствии, но и в понимании чувств своего героя. Споры с выросшими детьми, нежные воспоминания о давней любви и безоговорочная радость от встречи с новоявленным старшим сыном, упорное желание продолжать занятия музыкой – все переживания глубоко переданы актёром. На мой взгляд, он задаёт высокую планку актёрской игры, становясь ориентиром и даже опорой для более молодых коллег по постановке.

Актёры Никита Столяров и Игорь Костолевский в спектакле "Старший сын". Фото с сайта Театра им. Маяковского
Актёры Никита Столяров и Игорь Костолевский в спектакле "Старший сын". Фото с сайта Театра им. Маяковского

Среди других участников спектакля хотелось бы отметить актёра Никиту Столярова в роли Володи Бусыгина, того самого студента, который выдал себя за старшего сына Сарафанова, потому что вместе с другом опоздал на последнюю электричку и им негде было переночевать. Случайно вырвавшаяся фраза «все люди – братья» навела на мысль обмануть Сарафановых, назвавшись сыном. Но к середине спектакля Володя начинает относиться к Андрею Григорьевичу как к реальному отцу (а вырос он без отца), переживает за него и за младшего брата Васеньку Сарафанова. Смена чувств от обмана к необъяснимому родству душ деликатно сыграна молодым актёром, искренность Володи вызывает симпатию и надежду, что он действительно станет сыном Сарафанова, женившись на его дочери Нине.

Роль Васеньки Сарафанова, младшего сына, достоверно сыграна Станиславом Кардашевым. 17-летний Васенька безответно влюблен в соседку и не находит себе места, собираясь бросить школу и уехать в тайгу на стройку. Порывистость и неукротимость парня передана в его голосе и жестах, в постоянном кружении на велосипеде вокруг дома. Он, как и отец, тянется душой к новоявленному старшему брату в поисках понимания и опоры. К финалу спектакля мы видим, как все четверо – Андрей Григорьевич, Володя, Нина и Васенька – нуждаются друг в друге, как они рады тому, что оказались вместе.

-3

Может ли подобная ситуация повториться в наши дни? Если бы холодным весенним вечером два парня опоздали на пригородную электричку и остались без ночевки, им пришлось бы удовольствоваться костерком на обочине. Никто не впустил бы незнакомцев в свой дом, опасаясь мошенников. Проходимцы разного рода столь часто пользовались доверчивостью и радушием людей, что исчерпали этот ресурс. Однако чувства Сарафановых и их «старшего сына» вполне понятны и приятны нам. Признаюсь, сердце замирает от сочувствия и восхищения, когда Игорь Костолевский убежденно произносит: «Чтобы там ни было, а я считаю тебя своим сыном».