Найти в Дзене

История возрождения ярославского села Закобякино

Статья была опубликована в информационно-практическом журнале
«Охраняется государством», выпуск №2/2025. 19 мая 2025 года в селе Закобякино прошло невиданное событие – презентация проекта новой стратегии развития старинного селения на основе частных инициатив по восстановлению исторических домов. Очередное доказательство тезиса, что инвестиции в наследие – не только зарабатывание денег и освоение исторической недвижимости, но и важнейший социальный процесс. В 2023 году власти Ярославской области инициировали проект восстановления исторического села Закобякино в Любимском районе. Туристический потенциал села не хуже, чем у прославившегося ярославского Вятского: здесь сохранились целые улицы представительных двухэтажных купеческих и крестьянских домов, торговые ряды, пожарная каланча и депо XIX – начала XX в., вокруг прекрасная природа. Начинать возрождение известного с 1629 года Закобякина решили с благоустройства, а исторические дома продавать на торгах частным инвесторам для восстано
Статья была опубликована в информационно-практическом журнале
«Охраняется государством», выпуск №2/2025.

19 мая 2025 года в селе Закобякино прошло невиданное событие – презентация проекта новой стратегии развития старинного селения на основе частных инициатив по восстановлению исторических домов. Очередное доказательство тезиса, что инвестиции в наследие – не только зарабатывание денег и освоение исторической недвижимости, но и важнейший социальный процесс.

В 2023 году власти Ярославской области инициировали проект восстановления исторического села Закобякино в Любимском районе. Туристический потенциал села не хуже, чем у прославившегося ярославского Вятского: здесь сохранились целые улицы представительных двухэтажных купеческих и крестьянских домов, торговые ряды, пожарная каланча и депо XIX – начала XX в., вокруг прекрасная природа. Начинать возрождение известного с 1629 года Закобякина решили с благоустройства, а исторические дома продавать на торгах частным инвесторам для восстановления. С тех пор инвесторов в наследие в Закобякине появилось трое. Один из них, предприниматель Дмитрий Макаров, новый владелец трех исторических зданий села, отвечает на вопросы «ОГ».

Улицы села Закобякина – настоящий заповедник русской провинциальной архитектуры конца XIX – начала ХХ века
Улицы села Закобякина – настоящий заповедник русской провинциальной архитектуры конца XIX – начала ХХ века

– Расскажите, почему Ваш выбор инвестора пал на достаточно небольшое село, находящееся на значительном удалении от крупных городов?

– Мой знакомый знал, что я ищу здание по направлению Ярославль – Любим, и прислал мне ссылку на торги. Я приехал, прошел по селу и понял, что место интересное. Мне и не нужно было большое село: больше не значит лучше и круче. В Закобякине на двух улицах сосредоточено больше исторических зданий, чем в некоторых городах. И в то же время в селе есть храм, школа, детсад, ФАП, магазин, почта, хозтовары, дом для престарелых. Все, что в радиусе 100 км от Ярославля, отсюда недалеко, через село проходит два маршрута автобуса. В пяти километрах – река Кострома, очень рыбная.

– Не секрет, какова была стоимость дома купца Смирнова и других Ваших объектов? Покупали с торгов или у частных лиц?

– Летом 2024 года каждый из этих объектов был мною куплен у местной администрации по 10 тыс. рублей.

– Ваш тезис: возродить Закобякино не для создания музейной точки притяжения большого количества туристов по аналогии со знаменитым селом Вятским, а с целью формирования культурного сообщества и арт-пространств с постоянными резидентами, ярмарочной локации. Много ли у Вас единомышленников? Есть ли четкий план достижения цели?

– С самого начала я понимал: нужно создавать что-то интересное, связанное с историей этого места. Но мне кажется, нет смысла делать здесь музей в классическом понимании: билеты, экскурсовод и т. п. Помещения должны быть наполнены живыми активностями: может быть, чайная в интерьерах пожарного депо, с соответствующей атрибутикой; сделать платный подъем на каланчу для фотосессий. В доме Смирнова будут помещения для жилья, но на первом этаже хотим сделать чайную, потому что, оказывается, в Закобякине в старину было аж четыре чайных. Соседний дом, который принадлежал сыновьям Смирнова, уже восстановлен моим коллегой-предпринимателем как мини-гостиница, его частенько арендуют. Инвесторов-единомышленников нас в Закобякине пока трое.

-2
Дом купца Смирнова в наши дни и на рубеже 1960-х – 1970-х гг.
Дом купца Смирнова в наши дни и на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

– Участвует ли в Ваших начинаниях местная администрация?

– Администрация помогает чем может, но у нее для этого не особо много возможностей. Допустим, дали нам в безвозмездное пользование старый гараж, который находится в торговых рядах. Мы там кое-что поправили, повесили новый замок, и там у нас стоит рабочий инвентарь. Помогли нам еще мусор вывезти.

– Есть ли у Вас однозначное понимание, что будете размещать в торговых рядах, как это будет влиять на развитие привлекательности села и монетизацию проекта (ранее озвучивались такие идеи, как проект, связанный с кинопоказом, производный от названия села – «ЗакобяКино»; сидрерия, производство пива)?

– Пока много мыслей, что можно там сделать. Возможно, и сидрерию. Яблок там много, то есть можно создать марку закобякинского сидра. Пивоварню также возможно сделать. Можно устроить что-то связанное с приготовлением рыбы из реки Костромы. Киноклуб любителей фильмов в стиле нуар, показывать знаменитую черно-белую классику – есть и такая тема. На юге Франции, например, такие клубы существуют в основном при винодельнях. Прорабатываем и этот вариант. Но сначала нужно все привести в порядок.

Оригинальная металлическая пожарная каланча в Закобякине
Оригинальная металлическая пожарная каланча в Закобякине

– Насколько на данный момент привлекательно село с точки зрения «уединенного туризма»?

– Допустим, в соседней деревне Холестово наш знакомый восстанавливает двухэтажный кирпичный старинный дом, который принадлежал его предкам. Он тоже заинтересован в привлечении людей для восстановления, в возрождении сельской жизни. Я ведь тоже никогда не думал, что когда-нибудь заберусь куда-нибудь подальше за город. Просто когда-то приходит, видимо, ощущение, понимание, что не хочется больше работать на кого-то, хочется просто жить своей жизнью, что-то делать свое.

В другой соседней деревне, Осиновец, одной женщине из Питера по завещанию остался домик. Приехала посмотреть, решила его немного подремонтировать – в итоге так к нему приросла, что до сих пор там живет. Занимается небольшим хозяйством: корова, курицы, что-то еще, делает очень хорошую молочную продукцию, и местные у нее покупают.

Есть и другие интересные дома в хорошем состоянии, деревянные и кирпичные. За границей, конечно, народ сделал бы так, что эти дома могли бы привлекать туристов. Была бы проложена по всем этим деревням вокруг Закобякина тропа туристическая. Но у нас народ немного все-таки в деревнях зажатый, им нужно, видимо, подать какой-то пример, тренд задать, что ли. Оживить, чтобы это все заработало. Но опять же – все зависит от самого народа.

– В селе есть бывшая пожарная часть с необычной каланчой, и у Вас были мысли о музее пожарного дела. Насколько это реальный проект, с учетом того, что у пожарной части есть владельцы и музей в чистом виде – это история, которая сложно окупается?

– Про пожарную каланчу я спрашивал у местного главы, что они будут с ней делать. Насколько я понял, у властей на это здание свои планы. Возможно, оно будет выставлено на торги.

– Бывший дом купца Смирнова Вы после реставрации планируете использовать для личного проживания. Не умаляя всех его исторических достоинств – насколько, на Ваш взгляд, он станет комфортным для проживания? И не встанете ли Вы на путь противоречий между технологическими качественными решениями и сохранением исторического духа здания?

– В доме в разные времена были и магазин, и аптека, но второй этаж всегда был жилым. От интерьеров, кроме двух старинных печей, ничего, в принципе, не осталось. Везде современные перегородки. Я не собираюсь, конечно, делать там что-то ультрасовременное. Напротив, я люблю этакий минимализм: камень или кирпич, дерево, железо. Пластик вообще не перевариваю, гипсокартон тоже. Делаться будет все очень просто, но со вкусом: будет сниматься старая штукатурка, открываться кирпичная кладка. Окна тоже нужно подобрать соответствующие внешнему виду: если даже будет стеклопакет, то хорошо замаскированный под дерево. Полы хочу сохранить: там очень хорошие, крупные, широкие половые доски. Печь также будет отремонтирована. Коммуникации, электропроводку, выключатели сделать в стиле ретро – ничего сложного.

– Что, на Ваш взгляд, самое сложное в реставрации исторических объектов?

– Ничего сложного нет в реставрации, абсолютно ничего. Тем более, дом кирпичный, не деревянный. Самое главное, самое трудное всегда – это финансирование. Есть деньги – можно сделать как хочешь, как надо, как видишь.

– Расскажите вкратце про другой Ваш проект – возрождение старинного дома в Крыму, рядом с маяком на мысе Меганом. Какая идея положена в основу проекта, как используется объект в настоящее время?

– Это, скажем так, авантюра чистой воды, но добрая, положительная авантюра. Я как-то задумал найти в Крыму что-то аналогичное тому, что видел во Франции. Франция богата очень красивыми маяками. В Европе 99 % действующих маяков официально доступны для посещения туристами. Билет стоит от 7 до 10 евро. И вот в 2018 году мы нашли интересное место под Судаком, где стоит знаменитый Меганомский маяк 1895 года постройки.

Приехали туда, увидели заброшенный домик внизу маяка. И уже в апреле 2019 года мы приступили к восстановлению этого домика. Он был построен еще до Великой Отечественной войны, в нем размещался дозорный пограничный пункт. А в 1969 году он был оставлен военными и постепенно разрушался. Сделали мы его в стиле, немножко похожем на Санторини: синие ставни, синие рамы, двери, черепичка. Да, в принципе, это такой как бы даже крымский стиль, потому что и в Крыму еще много таких домиков. У нас договор с местным лесхозом: никакой коммерции мы там вести не будем. То есть друзья, родственники пускай останавливаются, живут сколько хотят.

Беседовал Дмитрий Дмитриев, заместитель генерального директора АУИПИК

Больше материалов – в выпуске информационно-практического журнала «Охраняется государством».