Найти в Дзене
History Empires

На престол взошел Федор III Алексеевич, крестный отец будущего Петра Великого

9 февраля 1676 года – третий сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Милославской – Фёдор III Алексеевич взошел на российский престол. Его правление было недолгим. Всего каких-то 6 лет. Что можно сделать за такой короткий срок. К тому же Фёдор III Алексеевич здоровьем был обделён. Он даже на похоронах своего отца, Алексея Михайловича, самостоятельно передвигаться не мог. Его несли на носилках. Настолько слаб был 15-летний юноша. А ведь незадолго до того, как принять бразды управления государством российским, ничего подобного и не предвиделось. Но вот какая незадача случилась с ним. Захотелось Фёдору на Масленицу покатать своих сестёр и тётушку на тройке. Кучера подвинул и сам сел на его место. В какой-то момент царевич не справился с горячей тройкой и так вышло, что оказался он под санями. Полозья переехали ноги Фёдора. На ноги он встал, только вот держаться на них подолгу не мог. Что ни «Федор», так несчастливый в истории русских правителей. И не стоит удивляться, что после Фёдора

9 февраля 1676 года – третий сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Милославской – Фёдор III Алексеевич взошел на российский престол.

Его правление было недолгим. Всего каких-то 6 лет. Что можно сделать за такой короткий срок. К тому же Фёдор III Алексеевич здоровьем был обделён. Он даже на похоронах своего отца, Алексея Михайловича, самостоятельно передвигаться не мог. Его несли на носилках. Настолько слаб был 15-летний юноша.

Портрет Фёдора Алексеевича Романов. Неизвестный художник.
Портрет Фёдора Алексеевича Романов. Неизвестный художник.

А ведь незадолго до того, как принять бразды управления государством российским, ничего подобного и не предвиделось. Но вот какая незадача случилась с ним. Захотелось Фёдору на Масленицу покатать своих сестёр и тётушку на тройке. Кучера подвинул и сам сел на его место. В какой-то момент царевич не справился с горячей тройкой и так вышло, что оказался он под санями. Полозья переехали ноги Фёдора. На ноги он встал, только вот держаться на них подолгу не мог.

Что ни «Федор», так несчастливый в истории русских правителей. И не стоит удивляться, что после Фёдора Алексеевича последующие монархи из династии Романовых своих детей не нарекали этим именем.

Разве что своим заморским супругам давали такие отечества после принятия ими православия. Мария Фёдоровна (вторая жена Павла I), Александра Фёдоровна (жена Николая I), Мария Фёдоровна (жена Александра III), Александра Фёдоровна (жена Николая II). И много-много великих княжон с отчеством «Фёдоровна». Романовы чтили Федоровскую икону Божьей матери.

Они не забывали, что именно этой иконой инокиня Марфа (в миру Ксения Ивановна Романова – мать первого царя из династии Романовых) благословила в 1613-м году на царство сына Михаила. Суеверные они, эти правители.

А ведь до этого несчастного случая Фёдор Алексеевич отличался активностью. Увлекался верховой ездой, любил ездить на охоту и стрелять из лука. Он получил хорошее образование. Одним из его наставников был монах Симеон Полоцкий, которого знают и как учёного, философа, поэта. Царевич свободно говорил на польском, латыни и древнегреческом языках. Увлекался музыкой и даже был расположен к написанию стихов.

И всё же, несмотря на такой короткий срок правления, именно Фёдор Алексеевич инициировал преобразования, получивших дальнейшее развитие уже при его сводном брате – Петре Алексеевиче. Государь неоднократно подчеркивал, что главная цель власти состоит в обеспечении общего блага. Фёдор Алексеевич был первым из монархов, публично провозгласившим данную позицию своим главным ориентиром управления государством.

К слову, именно Фёдор был крестным отцом своего брата Петра Алексеевича – будущего Петра Великого.

History Empires