«Оренбург» – одна из самых латиноамериканских команд чемпионата России. В это трансферное окно клуб вновь приобрел футболистов из Южной Америки, а заметным зимним усилением стал переход колумбийца Джона Паласиоса. 26-летний центральный защитник с опытом игры в Кубке Либертадорес обошелся «Оренбургу» в 600 тысяч долларов.
Мы побывали на зимних сборах клуба в Турции и поговорили с Паласиосом после его трансфера в Российскую Премьер-лигу. В интервью Metaratings.ru новичок «Оренбурга» рассказал:
- как пробился в футбол в Колумбии;
- какие впечатления от России и снега;
- готов ли к изучению русского языка;
- какие цели ставит в «Оренбурге».
«Если бы не футбол, стал бы финансистом. Параллельно учусь – получаю образование в сфере финансов»
– Расскажи, где ты родился, в какой семье.
– Я родился в Колумбии, в департаменте Антиокия, 2 октября 1999 года. Сейчас семья живёт там же, в Антиокии. У нас большая семья – пятеро детей, мама и папа.
– Насколько обеспеченной была семья? Тяжёлое ли было детство в финансовом плане, учитывая стереотипы о Латинской Америке?
– Легко не было, как и многим в Колумбии, но родители делали всё, чтобы у нас было всё необходимое. Нас пятеро: я, два брата и две сестры. Одна сестра – легкоатлетка, другая работает в медицине. Самое ценное – это то, что мы очень сплочённые и искренние, с добрым сердцем, всегда стараемся помогать друг другу и людям вокруг. Родители много работали, чтобы дать нам образование и направить по правильному пути.
– Можешь вспомнить какую-нибудь забавную историю из детства?
– Я очень любил лазать по деревьям (улыбается). У нас на даче растут манговые деревья, и я постоянно забирался наверх, прятался там и ел манго.
– В России принято считать, что Латинская Америка – опасное место, особенно для туристов. Насколько безопасно, по-твоему, приехать в твой район, в твой город?
– Вопрос непростой, но ситуация сильно изменилась. Уровень безопасности в Колумбии стал намного выше. Туристов у нас очень уважают, к ним относятся внимательно, мы всегда рады, когда люди приезжают и хотят узнать нашу страну и нашу культуру. Конечно, как и в любой стране, есть хорошее и плохое. Но картинка, которую иногда видят за рубежом, часто хуже реальности. Когда люди приезжают в Колумбию, они видят совсем другой мир – намного более спокойный и безопасный, чем им казалось до поездки.
– Если бы ты советовал россиянам съездить в Колумбию, какие города и места назвал бы в первую очередь?
– Наша страна очень богатая на достопримечательности, флору и фауну. Медельин – очень красивый город. Туристам он обычно очень нравится. Картахена – это море, пляжи, колониальная архитектура, там можно здорово отдохнуть. Есть пустыни, есть регионы с банановыми плантациями, водопады… Наша страна очень богата природой и ландшафтами, у нас есть всё: и горы, и океан, и джунгли. Туристу есть что посмотреть.
– Как ты вообще попал в футбол, и насколько сложно в Колумбии пробиться в профессионалы?
– Играть начал в шесть лет – это заслуга моего отца, он привёл меня в первую команду. В Колумбии огромная конкуренция: из десяти детей девять мечтают стать футболистами. Очень много талантливых ребят, многие живут идеей попасть в футбол. Поэтому путь сложный, а не лёгкий. При этом родители у нас, как правило, следят, чтобы мы не забывали про учёбу. С детства мне говорили: да, футбол, но параллельно обязательно учиться. Так и воспитывали – спорт и образование вместе.
– Кем бы ты был, если бы не стал футболистом?
– Думаю, был бы финансистом. Собственно, на это и учусь – получаю образование в сфере финансов.
– Сейчас не так много игроков, которые во время карьеры получают образование. Как у тебя это устроено и зачем тебе вообще учёба, если можно сказать «я футболист, денег хватит»?
– Я учился онлайн. Сейчас учёбу приостановил из-за переезда в Россию, но в будущем хочу обязательно продолжить. Родители с детства учили меня правильно обращаться с деньгами. Когда появляются возможности, важно понимать, что делать с заработком: как инвестировать, как управлять финансами. Для этого и нужно образование – чтобы не просто зарабатывать, а грамотно распоряжаться тем, что даёт футбол.
– Какой совет ты бы дал молодым футболистам насчёт денег и будущего?
– В первую очередь – учиться. Надо понимать, что карьера футболиста не вечная: многие заканчивают в 36-37, максимум около 40 лет. Это короткая дистанция. После футбола начинается другая жизнь, и к ней нужно быть готовым.
– Мне рассказывали, что у тебя есть ментальный коуч. Это правда? Как часто вы работаете и как он тебе помогает?
– Да, у меня есть ментальный коуч, его зовут Карлос Альсате. Мы познакомились лет 13-14 назад, то есть практически с детства он рядом со мной. Он помогает мне в профессиональном плане: работать с эмоциями, готовиться к конкуренции, к высоким требованиям футбола. Ментальное состояние – это очень важный момент для игрока. Мы часто на связи – примерно три раза в неделю, особенно перед матчем и после. Больше всего это касается именно футбола: ошибок, реакции на них, уверенности. Личная жизнь – отдельно, здесь он в первую очередь помогает как специалист по ментальной стороне спорта.
«Россия – мощная держава, здесь есть всё»
– Ты в 26 лет переехал в Россию – далеко, другой континент. Как ты сам это ощущаешь? Тяжело было решиться?
– Я благодарен Богу за эту возможность. Счастлив находиться здесь. Это возможность, о которой я давно мечтал. Считаю, что приехал в хорошем возрасте: я уже не совсем молодой, есть определённый опыт, и он помогает мне адаптироваться. О России я знал как об очень большой и богатой стране. Это ведь крупнейшая страна в мире, не так ли? Знал, что здесь очень образованные люди, которые много читают. Что здесь сильная культура, богатая литература и искусство, самое глубокое озеро, что страна богата нефтью и газом, что здесь вкусная кухня. Россия – мощная держава, здесь есть всё.
– Ты уже неплохой финансист, раз знаешь про российские нефть и газ.
– Ха-ха, вроде того.
– Откуда ты вообще узнал столько о России?
– У меня есть друзья, которые живут здесь. Я много с ними общался, читал информацию в интернете. Хотел заранее иметь представление о стране, в которую могу поехать.
– Общался ли ты с колумбийцами, которые уже играют в России? Кого знаешь и что они говорили о лиге?
– Да, я общался с Брайаном Хилем и Кевином Андраде. Мы были на связи, они много рассказывали о лиге. Знаю, что сейчас в РПЛ играет довольно много колумбийцев – человек восемь-десять. Ребята говорили, что здесь хороший уровень чемпионата, что им нравится тут.
– Говорят, что в «Зенит» может перейти колумбиец Джон Дуран. Что ты о нём знаешь? Это будет топ-трансфер?
– Дуран – очень хороший человек и футболист. Он был в хороших командах. Если Джон приедет в Россию, это будет топовое приобретение. Уровень лиги от этого только вырастет.
– Какие российские клубы ты знал до перехода в «Оренбург»?
– Знал про «Зенит», «Балтику», «Краснодар». Про «Балтику» – потому что там играют мои друзья колумбийцы. Про «Краснодар» знал из-за Джона Кордобы.
– Ты уже успел поиграть в Кубке Либертадорес. Что это за опыт в плане той же атмосферы на трибунах? Ждёшь, что в России будет так же?
– Кубок Либертадорес – это вершина в Южной Америке, очень высокий уровень. Перед переездом я специально изучал российский чемпионат и знаю, что здесь сильная, силовая лига, много физики. Я к этому готов. Понимаю, что уровень требований будет в два-три раза выше, и меня это мотивирует.
– Если вернуться к Колумбии: ты пока не играл за национальную сборную, но наверняка об этом мечтаешь. Насколько это сильное желание?
– Думаю, любой ребёнок, который начинает играть в футбол, рано или поздно мечтает о сборной. Я не исключение – очень хочу защищать цвета Колумбии. Для этого нужно много и правильно работать, всё приходит через труд.
– На ближайшем чемпионате мира у Колумбии в группе Узбекистан и Португалия. Как оценишь шансы на выход?
– Группа сильная, хороший уровень соперников. Но я знаю наш менталитет: мы всегда боремся за первое место. Цель – выйти из группы с первой строчки.
«Люблю побеждать и хочу делать это вместе с «Оренбургом»
– Ты уже был в России на медосмотре – какие впечатления от Москвы и от снега? Не страшно ли возвращаться в такую погоду?
– Да, такое количество снега я увидел впервые в жизни. Впечатление было очень яркое и красивое. Понимаю, что холод станет испытанием – в Колумбии такой погоды нет. Но это вопрос адаптации. Я уверен, что смогу привыкнуть, и это не помешает мне тренироваться и играть.
Больше всего меня порадовали русские люди: очень добрые, трудолюбивые, позитивные. У меня сложился очень тёплый образ россиян.
– Насколько сложными были переговоры с «Оренбургом»? Долго ли ты думал, прежде чем согласиться?
– Сначала я попросил совета у Бога – я очень верующий человек. Попросил, чтобы он показал мне правильный путь. И чувствую, что сделал правильный выбор. Решение принял довольно быстро. Давно мечтал уехать в Европу, и появившееся предложение от «Оренбурга» воспринял как шанс, о котором просил. Рад находиться здесь.
– В команде много ребят из Латинской Америки. Насколько это помогает адаптации и с кем общаешься больше всего?
– Очень помогает. Проще с языком, проще в быту. Больше всего общаюсь с Дамианом Пуэблой – мы живём вместе на сборах. Но в целом у меня хорошие отношения со всеми: и с ребятами из Латинской Америки, и с европейцами, и с русскими игроками. Мы быстро нашли общий язык, и я этому очень рад.
– Планируешь ли учить русский язык? Что уже можешь сказать?
– Да, хочу учить и русский, и английский. Уже знаю несколько слов и фраз: «спасибо», «как дела», «хорошо». На поле понимаю команды: «лево», «право», «вперёд», «назад», «спина». Пока больше понимаю, чем говорю, но есть твёрдое желание серьёзно заняться языком – это важно для жизни и для футбола.
– Ты говорил, что знаком с российской культурой и искусством. Можешь назвать хотя бы трёх известных людей из России, кого знаешь?
– Первый – наш главный тренер Ильдар Раушанович Ахметзянов. Второй – президент России Владимир Путин.
– Какие впечатления у тебя от знакомства с Ильдаром Раушановичем? Какой он тренер?
– Мы познакомились, когда я приехал на сборы. Очень быстро нашли общий язык – понимаем друг друга. Он даёт мне конкретные задачи, а моя обязанность – выполнять их на максимуме. Я очень рад работать с ним, вдохновлён и доволен всем, что здесь вижу.
– Какая у тебя главная цель в «Оренбурге»? Рассматриваешь ли клуб как трамплин в более топовую лигу?
– Моя главная цель – расти как игрок и как человек, помогать команде, отдавать себя на поле полностью. Я здесь, чтобы приносить пользу, чтобы выигрывать. У меня менталитет победителя: я люблю побеждать и хочу делать это вместе с «Оренбургом».
«Хочу оставить после себя в «Оренбурге» хороший след»
– Была ли у тебя в детстве мечта сыграть, например, за «Реал» или «Барселону»?
– Быть в «Оренбурге» – это уже мечта. Любой футболист хочет играть на топ-уровне: если позовут в АПЛ – поеду в Англию, если в Ла Лигу – в Испанию. Но сейчас я в «Оренбурге», счастлив быть здесь и хочу оставить после себя хороший след.
– Чем ты занимаешься вне футбола, когда есть свободное время?
– Люблю играть в PlayStation, люблю готовить. Это помогает отвлечься и сменить обстановку.
– Какие блюда ты любишь больше всего и что особенно любишь готовить?
– Очень много любимых блюд. Особенно нравится рыба с рисом. Например, блюдо «la posta cartagenera» – это типичная еда Картахены. (Традиционное колумбийское блюдо из Картахены, представляющее собой говядину, тушенную до мягкости в густом, темном, сладко-соленом соусе. – Metaratings.ru.) В Колумбии много национальных блюд, которые я люблю и умею готовить.
– Есть ли любимые книги или фильмы, которые повлияли на твоё отношение к жизни?
– Мне очень нравится книга «Creer» – «Верить» – про Диего Симеоне. Это история о мышлении, о вере в свою идею. Из фильмом могу отметить «Библию».
– Как бы ты описал свой идеальный выходной день?
– Хорошо выспаться, восстановиться, провести время с семьёй, поделиться с ними эмоциями, сходить покушать вместе.
– Не могу не спросить про твой смайлик на ногте – это просто часть образа или что-то особенное для тебя?
– Это часть стиля и настроения. В Колумбии нормально, что мужчины ухаживают за собой: следят за руками, ногтями, используют хороший парфюм, ухаживают за кожей. Это обычная культура. А смайлик – просто элемент позитивного образа.
– Где ты видишь себя через пять лет?
– Не знаю… Где бы я ни был, хочу наслаждаться тем, что буду делать.
– Какая твоя главная мечта как у человека и как у футболиста?
– Как футболист я хочу играть на самом высоком уровне, выиграть много титулов, сыграть за сборную Колумбии и оставить после себя хороший след.
Как человек я хочу, чтобы меня вспоминали хорошим словом. Считаю себя человеком с добрым сердцем, стараюсь всем помогать. Просто хочу, чтобы обо мне вспоминали с теплотой.
«Песьяков – лучший вратарь России. Акинфеев – второй»: интервью Богдана Овсянникова