Объясняет гарвардский физик профессор Ави Лёб
До того, как Большой адронный коллайдер в ЦЕРНе столкнул частицы с самой высокой энергией, когда-либо достигнутой человечеством — в десять тысяч раз превышающей массу покоя протона, — некоторые выражали опасения, что это может привести к образованию крошечных черных дыр, которые поглотят Землю. Однако эти пессимисты упускают из виду тот факт, что многочисленные космические лучи уже сталкивались с протонами в атмосфере Земли при гораздо более высоких энергиях в центре масс. Земля пережила многочисленные столкновения на протяжении своей 4,5-миллиардной истории, что говорит о том, что нам не следует опасаться апокалипсиса, вызванного чёрными дырами, для масс, в миллион раз превышающих массу покоя протона. Если бы в результате столкновений космических лучей с Землей образовались микроскопические черные дыры, они должны были бы быстро испариться, не причинив никакого вреда окружающей среде.
Первое испытание атомного оружия, «Тринити», было проведено 16 июля 1945 года в Нью-Мексико в рамках Манхэттенского проекта США. Устройство имплозии на основе плутония, получившее название «гаджет», произвело взрыв с энергией 18,6 килотонн тротила, ознаменовав начало ядерной эры. До этого испытания среди ученых Манхэттенского проекта существовала обеспокоенность тем, что ядерный взрыв может воспламенить азот в атмосфере или дейтерий в океанах. В 1942 году физик Эдвард Теллер выдвинул предположение, что экстремальная температура атомной бомбы может вызвать самоподдерживающуюся неуправляемую термоядерную реакцию в атмосфере. Ханс Бете и Эмиль Конопински провели расчеты, которые пришли к выводу, что такая реакция невозможна из-за радиационного охлаждения. Оглядываясь назад, учитывая то, что мы знаем сегодня о частоте столкновений метеоров, можно сказать, что болиды, несущие более 18,6 килотонн тротила, образуются каждые несколько лет астероидами Солнечной системы диаметром более нескольких метров. Атмосфера и океаны Земли пережили мощные взрывы такой силы миллиард раз за последние 4,5 миллиарда лет.
В том же духе некоторые люди опасаются, что Земля не переживет технологический шрам, нанесенный ей современными технологическими продуктами. Правда в том, что Земля уже пережила гораздо более масштабные катастрофы. Например, 2 миллиарда лет назад астероид диаметром 20 (+/- 5) километров столкнулся с Землей и образовал кратер Вредефорт шириной порядка 250 километров. Эта структура больше, чем кратер Чиксулуб на полуострове Юкатан, который 66 миллионов лет назад уничтожил нептичьих динозавров, высвободив энергию, эквивалентную 100 миллионам мегатонн тротила, что эквивалентно 5 миллиардам бомб типа «Тринити».
Земля не только сильно пострадала, но и подверглась воздействию экстремального холода. Около 700 миллионов лет назад, в последние 16% своей истории, поверхность Земли была почти полностью покрыта льдом от полюса до экватора. Эта фаза «снежного шара» Земли была вызвана неуправляемым похолоданием из-за истощения запасов углекислого газа (CO2). В конечном итоге, это катастрофическое похолодание, подобное ядерной зиме после глобальной ядерной войны, вероятно, привело к кембрийскому взрыву сложных форм жизни. Жизнь на Земле не только пережила этот стрессовый период, но и впоследствии расцвела ускоренными и сложными способами, которые никогда прежде не проявлялись.
Эти три примера демонстрируют, что человечество до сих пор не смогло изменить свою природную среду на уровне, сопоставимом с экстремальными космическими событиями. Наши лучшие ускорители по-прежнему слабее, чем естественные ускорители частиц вблизи астрофизических компактных объектов, таких как нейтронные звезды или черные дыры. Весь наш ядерный арсенал в мире примерно в тысячу раз слабее энергии, высвобождаемой в результате воздействия Чиксулуба. В целом, наша природная космическая среда представляла собой опасность, которая на порядки превосходила опасность, создаваемую технологиями человека.
Этот вывод применим и к нашим будущим технологиям. Разница между потребляемой мощностью естественного человеческого мозга в 20 ватт и десятками гигаватт, необходимыми для имитации человеческого мозга в наших самых передовых центрах искусственного интеллекта (ИИ), составляет 9 порядков величины. Учитывая чрезмерные энергетические потребности центров ИИ, множество стартапов возникли как грибы после дождя, обещая достичь гигаваттного уровня энергоснабжения за счет ядерного синтеза в горячей плазме, удерживаемой магнитным полем. Но пока единственным действующим термоядерным реактором в данной местности является Солнце — где горячая водородная плазма удерживается гравитацией и обеспечивает выходную мощность 4 х 10¹⁷ гигаватт, что на 17,6 порядков величины больше, чем предлагают эти компании. Но пока единственным действующим термоядерным реактором в нашей местности является Солнце — где горячая водородная плазма гравитационно удерживается и обеспечивает выходную мощность в 4 х 10¹⁷ гигаватт, то есть на 17,6 порядков больше, чем предлагают эти компании.
По всем каналам связи с нашим космическим окружением мы получаем личные сообщения, намекающие на космическую скромность. Тем не менее, многие земляне предпочитают жить, глядя вниз и утверждая, что мы должны тратить все наши ресурсы на проблемы «на Земле». Упускается из виду тот факт, что, глядя вверх, мы могли бы осознать более вдохновляющий смысл нашего существования.
Вместо того чтобы беспокоиться о рисках, связанных с нашими технологиями, мы должны задаться вопросом, как использовать их для того, чтобы поднять наши стремления в космос и построить обитаемые станции, которые воспользуются огромными просторами, доступными нам за пределами Земли. Как я утверждал в своей книге «Поднимем наши стремления в космос» (доступна в журнале Interstellar), мы должны рассматривать космические обитаемые станции как «космические корабли Ноя», по аналогии с библейской историей о Ное, стремящемся спасти жизнь от Великого потопа. Мы не знаем, когда появятся другие объекты типа Чиксулуб или Вредефорт, но в оставшееся время мы должны разработать план Б для выживания за пределами Земли. Даже если часть внеземной территории уже занята инопланетянами, мы должны стремиться последовать за ними и стать межзвездной цивилизацией. Путешествие на «Звездном корабле» для освоения Марса — это только начало большего путешествия.
На недавнем форуме WORLD.MINDS, организованном блестящим Рольфом Доббели, я задал лауреату Нобелевской премии Джеймсу Робинсону, автору книги «Почему страны терпят неудачу?», фундаментальный вопрос для космических поселений: «Как нам лучше всего организовать внеземное общество?» Джеймс ответил, что ответ зависит от ценностей и традиций сообщества, участвующего в этом путешествии, но одно не подлежит обсуждению: у них должна быть сильная судебная система, поддерживающая основополагающее верховенство права.
© Перевод с английского Александра Жабского.