Найти в Дзене
Тёмный историк

Почему донские казаки не могли победить большевиков?

Донское казачество обладало значительным военным потенциалом: боевым опытом, традицией коллективной службы, развитой системой самоорганизации. В конце концов, конницей, роль которой резко возросла именно в годы Гражданской. В первые месяцы Гражданской войны именно Дон рассматривался белыми лидерами как естественная опора для создания антибольшевистской армии. Однако эти ожидания довольно быстро столкнулись с реальностью. Несмотря на все предпосылки, Донская армия так и не стала силой, способной самостоятельно переломить ход войны. Хотя в 1918 году, если мы посмотрим на ход боевых действий, то увидим: Добровольческая армия по сути находилась «на отшибе». Оба Кубанских похода мало на что влияли в масштабах России. Сибирская армия в 1918 году в основном «формировалась». Так что основных серьезных противников у РККА в 1918 году было два: Народная армия Комуча с чехословаками на востоке (взяли Казань, колчаковцы потом туда не дойдут в 1919-м) и Донская армия атамана П. Н. Краснова на юге

Донское казачество обладало значительным военным потенциалом: боевым опытом, традицией коллективной службы, развитой системой самоорганизации.

В конце концов, конницей, роль которой резко возросла именно в годы Гражданской.

Донские казаки в 1914 году.
Донские казаки в 1914 году.

В первые месяцы Гражданской войны именно Дон рассматривался белыми лидерами как естественная опора для создания антибольшевистской армии.

Однако эти ожидания довольно быстро столкнулись с реальностью. Несмотря на все предпосылки, Донская армия так и не стала силой, способной самостоятельно переломить ход войны.

Хотя в 1918 году, если мы посмотрим на ход боевых действий, то увидим: Добровольческая армия по сути находилась «на отшибе».

Оба Кубанских похода мало на что влияли в масштабах России. Сибирская армия в 1918 году в основном «формировалась».

Так что основных серьезных противников у РККА в 1918 году было два: Народная армия Комуча с чехословаками на востоке (взяли Казань, колчаковцы потом туда не дойдут в 1919-м) и Донская армия атамана П. Н. Краснова на юге (Царицынская эпопея).

Иллюстрация к «Тихому Дону». О. Верейский.
Иллюстрация к «Тихому Дону». О. Верейский.

Тем не менее, очень скоро П. Н. Краснов начал жаловаться на казаков. Не хотят воевать за пределами своего региона — да и всё тут.

Главная причина такого поведения донцов заключалась в особом характере казачьего военного сознания. Казаки воспринимали войну прежде всего как борьбу за защиту своей земли, станиц и автономии, но не как «общеимперскую миссию» по «спасению России».

Большинство казачьих частей не желали выходить за пределы Донской области, считая, что их задача — охранять собственный край, а не освобождать «чужие» губернии.

В этом отношении ситуации 1918-го и 1919-го напоминали 1917 год, когда казачьи полки на фронтах Первой мировой отказывались участвовать в карательных операциях против солдатских выступлений без поддержки пехоты.

П. Н. Краснов. Генерал от кавалерии, атаман Всевеликого войска Донского. Во время Второй мировой войны занимал должность начальника Главного управления казачьих войск Имперского министерства восточных оккупированных территорий нацистской Германии.
П. Н. Краснов. Генерал от кавалерии, атаман Всевеликого войска Донского. Во время Второй мировой войны занимал должность начальника Главного управления казачьих войск Имперского министерства восточных оккупированных территорий нацистской Германии.

Атаман Краснов позднее признавал, что у него была не армия в привычном смысле слова, а «вооружённый народ», который сам определял, где, как и за что он готов воевать (но вообще-то все стартовали в Гражданскую именно с такими вооруженными силами).

Донцы ожидали помощи со стороны Добровольческой армии, надеялись на «союзников» (интервентов) и верили в скорое завершение войны.

Эти ожидания неоднократно подкреплялись газетными заявлениями и даже приказами командования, что подрывало стойкость фронта и формировало иллюзию «временности» происходящего.

Дополнительным фактором стало отсутствие широкой социальной базы за пределами казачьих территорий.

Донские казаки не чувствовали поддержки со стороны крестьян соседних губерний — Воронежской, Саратовской, Харьковской (создать из них целые армии пытались, но сам процесс был поставлен плохо, отдан на откуп офицерам-монархистам, об итогах неоднократно здесь упоминалось).

Офицеры британской миссии обучают расчеты 3-го Донского корпуса ВСЮР использовать британские полевые орудия. Под Новочеркасском, май-июнь 1919 года.
Офицеры британской миссии обучают расчеты 3-го Донского корпуса ВСЮР использовать британские полевые орудия. Под Новочеркасском, май-июнь 1919 года.

Более того, именно эти крестьяне нередко поддерживали большевиков и вступали в боевые столкновения с казачьими отрядами.

В такой обстановке идея «освобождения всей России» воспринималась казаками как абстрактная и даже опасная, поскольку она означала войну в чужой и враждебной социальной среде.

В результате даже после объединения антибольшевистских сил юга России под единым командованием (ВСЮР) и переброски добровольческих частей на Донбасс в конце 1918 года Донская армия в начале 1919-го потерпела тяжёлые поражения.

Это привело к смене командования и отставке П. Н. Краснова (впрочем, Антанта всё равно не стала бы терпеть прогерманского деятеля).

Обложка: ЧатГпт.
Обложка: ЧатГпт.

Военная проблема оказалась не только в нехватке ресурсов или стратегических ошибках, но и в самой природе казачьего войска, которое было готово защищать свой край, но не желало и не умело вести затяжную войну за пределами собственных станиц.