13 февраля 1945 года завершилась Будапештская стратегическая наступательная операция, в ходе которой Красная армия разгромила 56 соединений противника, штурмом взяла венгерскую столицу, окружив и уничтожив внушительную группировку немецких и венгерских войск.
В сентябре–октябре 1944 г. были шансы, что Венгрия, вслед за другими европейскими союзниками Гитлера, выйдет из войны, будут спасены сотни тысяч жизней, но этого не случилось.
История вступления Венгрии в войну
Венгрия объявила войну Советскому союзу 26 июня 1941 года после провокационного налета румынских бомбардировщиков (обстрел с воздуха одного из поездов и бомбардировка г. Кошице. Предположительно, на одной из неразорвавшихся бомб обнаружили маркировку «сделана на Путиловском заводе Ленинграда». Хотя тогда он уже назывался иначе. В настоящее время установлено, что налет с целью провокации совершили румынские бомбардировщики).
Неплохо обученная, но слабо вооруженная и лишенная мотивации 200-тысячная венгерская армия не снискала лавров в СССР летом–осенью 1942 года. 2-я венгерская армия, прославившаяся жестоким обращением своих солдат с мирным населением, оказалась разгромлена в верховьях Дона в январе – начале февраля 1943 г. Быстрое продвижение Красной Армии к границам Венгрии не позволило Миклошу Хорти (правитель (регент) Венгерского королевства в 1920-1944 гг.) заключить сепаратное соглашение с правительствами Англии и США. Поскольку правительство Венгрии все больше уклонялось от выполнения требований нацистов, Гитлер в конце концов потерял терпение: 17 марта 1944 г. он пригласил Хорти вместе с министрами иностранных дел и обороны, а также начальником Генштаба и оповестил их о том, что дал распоряжение о военной оккупации Венгрии. Хорти решил по-прежнему номинально оставался правителем, а фактически же власть и контроль за страной почти целиком перешли в руки германских оккупационных сил, которые бесконтрольно хозяйничали в ней.
Памятуя опыт Болгарии и Румынии, которые осенью 1944 повернули оружие против Германии, немецкое командование пристально следило за политическими маневрами венгерского руководства. На заседании Коронного Совета Хорти обратился с к народу с призывом выхода страны из военных действий. Но позже немцы в течении суток вели в Будапешт крупную группировку войск и подавили сопротивление сторонников регента.
Октябрь — ежедневные бои…
Замысел операции, начавшейся 29 октября 1944 г., состоял в том, чтобы незамедлительным ударом левого крыла 2-го Украинского фронта маршала Р.Я. Малиновского в междуречье Тиссы и Дуная в тесном взаимодействии с 3-м Украинским фронтом маршала Ф.И. Толбухина упредить усиление вражеской группировки у Будапешта и разбить ее. Советское командование сконцентрировало на направлении главного удара мощные силы, позволившие последовательно решить поставленные Ставкой задачи. На первом этапе операции войска 2-го Украинского фронта, которым отводилась главная роль, отбросили неприятеля на 100 км к северо-западу, вышли к внешнему оборонительному обводу Будапешта с юго-запада. Проведя перегруппировку, войска на втором этапе достигли обвода города с севера и востока.
Одновременно войска 3-го Украинского, захватив крупный плацдарм на Дунае, к середине декабря вышли к озерам Велеце и Балатон и, тем самым, перерезали коммуникации неприятеля к западу от Будапешта. Возникли предпосылки для окружения войск, оборонявшихся в районе Будапешта, и 12 декабря 1944 г. в штабы фронтов маршалов Р.Я. Малиновского и Ф.И. Толбухина, а также представителю Ставки ВГК маршалу С.К. Тимошенко поступила директива, подписанная И.В. Сталиным и заместителем начальника Генерального штаба генералом А.И. Антоновым. В ней ставилась задача по овладению Будапештом, определялись взаимодействие наших сил, переподчинение одной из армий, меры по недопущению отхода противника на северо-запад, сроки разработки штабами дальнейшего плана операции для представления в Генштаб.
Гуляков Василий Григорьевич — выпускник Поволжского лесотехнического института им. М. Горького 1940 года. Гвардии лейтенант 127-го гвардейского стрелкового полка. Погиб в бою 6 ноября 1944 года при форсировании реки Тисы у села Тиса-Дада в Венгрии.
Последнее перед гибелью письмо жене Полине Георгиевне и детям от 30 октября 1944 года: «Здравствуйте, Поля, Рита и Витя! Шлю привет и желаю всего наилучшего в жизни, а главное — здоровья. О себе сообщаю, что жив и здоров. Что может быть хуже войны для человека, и не только тому, кто принимает непосредственное участие в ней. Как не поднимает моральный дух человека наступление, все же трудностей много, наступательный порыв только помогает легче переносить эти трудности. Да и как не встретить трудностей на таком пройденном пути! Я с боями прошел от Дона до Бессарабии, Румынию, Трансильванию и теперь шагаю по Венгрии, а обратный путь только через Берлин, если останусь жив. А на это очень надеюсь. Большие трудности остались позади, хотя и впереди еще много всего. Все яростнее сопротивляется враг. Часто я вспоминаю о вас, о родных. У вас давно уже снег, а здесь нет и признаков зимы. Писать больше нечего. До скорого свидания. Привет всем родным и знакомым, целую всех. Целуй за меня крошек. Вас любящий В. Гуляков».
Описание последнего боя Василия Гулякова из журнала боевых действий 127-го гвардейского стрелкового Трансильванского Краснознаменного ордена Суворова полка за сентябрь 1944 года — 31 мая 1945 года (ЦАМО, ф. 127 гв.сп., оп. 474364, д.4, с.7-10)
«....Октябрь — ежедневные бои. Силы противника много раз превосходят и подкреплены глубоко эшелонированной обороной с лесными завалами, которые заминированы и опутаны колючей проволокой... 1-4 ноября полк вышел к реке Тиса, занял оборону по железной дороге. Противник ведет сильный артминометный огонь с западного берега реки. Попытка форсировать реку ночью 1 ноября не удалась… 5 ноября в 17:00 полк начал форсирование реки, но огонь противника разбил лодки, плоты. Полк повторил форсирование в час ночи 6 ноября на отремонтированных двух лодках и трех новых плотах. Во время переправы разбито три плота и лодка. Огонь! Первый стрелковый батальон переправил группу из 12 человек, которые на правом берегу героически сражались с во много раз превосходящим противником и завоевали небольшой плацдарм для всего полка.
Весь день 06.11.44 года бойцы отбивали многочисленные контратаки противника с танками, пытавшимися сбросить полк с правого берега Тисы. Герои-гвардейцы мужественно сражались и прочно удерживали завоеванный кусок земли. Полк нанес противнику большие потери: подбиты два танка, самоходка, подавлены две минбатареи, одна пушка, до восьми пулеметов, убито и ранено до 200 солдат и офицеров (мадьяры, немцы). Взято трофеев: пушка, путь пулеметов, 25 винтовок. Пленные — 5 мадьяр…».
«Конрад I» и «Конрад II»
1 января 1945 года началась операция «Конрад I». Расчет немцев на внезапность оправдался: внешнее кольцо окружения Будапешта не имело достаточно хорошо укрепленной линии обороны, особенно с северной стороны. Среди историков и ученых есть мнение о том, что в первые дни января ситуация в той части фронта чем-то напоминала «повторение 1941». Линии обороны разрывались, немцы быстро двигались вперед.
Тем не менее, 7 января 1945 года немецкое наступление было остановлено. Вторая попытка прорваться к венгерской столице, на этот раз с южного направления — «Конрад II» — закончилась к середине января и тоже потерпела неудачу. Все это время части Красной армии под командованием маршала Малиновского продолжали штурм самой венгерской столицы — Будапешта.
«Конрад III»
В ночь с 17 на 18 января 1945 года 4‑й танковый корпус СС атаковал позиции Советской армии между оз. Балатон и г. Секешфехервар. Это была первая в истории операция с применением танков и бронетранспортёров, оснащённых приборами ночного видения «Сова» (с инфракрасными прицелами). Их возможности были ограничены:
- наводчик видел силуэт цели на расстоянии 400–600 м;
- механик‑водитель — не более чем на 200 м.
Точное число приборов неизвестно: источники называют цифры от 300 до 500.
К середине января немцы имели преимущество в технике:
- у Вермахта — 300 танков и САУ;
- у Советской армии на этом участке — 250.
При этом у немцев ощущалась нехватка пехоты, что позволяло советским корпусам выходить из окружения. На одном из участков Красная армия применила «секретное оружие»: бойцы 1‑го гвардейского Укрепрайона протянули около 1 км колючей проволоки под напряжением 360 В. В темноте, следуя за танками, около 200 немецких пехотинцев погибли от ударов током. Хотя эффект был впечатляющим, на общий ход боевых действий это не повлияло.
19 января немецкие танки, разгромив несколько советских подразделений, вышли к Дунаю в районе Дунапетеле, разорвав трансдунайскую линию обороны. На переправах возник хаос. 21 января советское командование в знак нервозности подорвало собственные понтонные мосты через Дунай в районах Дунапетеле и Дунафёльдвар.
22 января 1945 года после упорных боёв советские войска оставили Секешфехервар — в город первой вошла боевая группа «Ней», потерявшая почти четверть личного состава.
24 января дивизия «Мёртвая голова» захватила южную часть Барачки (30 км от Будапешта). 25 января более 40 немецких танков совершили марш‑бросок между Дунапентеле и каналом Шарвиз, приблизившись к окраинам Будапешта на 5–6 км.
Однако к 25 января ударные возможности 4‑го танкового корпуса СС иссякли – он перешёл от наступления к обороне. 27 января советские войска перешли в контрнаступление:
- 12 стрелковых дивизий атаковали юго‑восточный фас выступа, где оборонялся корпус СС;
- с севера ударили 23‑й танковый, 104‑й стрелковый и 5‑й гвардейский кавалерийский корпуса.
Узнав об этом, маршал Гудериан доложил Гитлеру, и тот приказал свернуть операцию по деблокированию Будапешта — она потеряла смысл.
Утром 13 февраля 1945 года в старой, западной части Будапешта — Буде — смолкли последние выстрелы.
Командующий 2-м Украинским фронтом маршал Родион Малиновский докладывал в Москву Сталину: «Войска левого крыла фронта, прорвав ряд сильно укрепленных оборонительных рубежей, как на подступах, так и внутри города Будапешт, в результате многодневных ожесточенных уличных боев, штурмом овладевая каждым зданием и кварталом, к 10 часам 13 февраля разгромили окруженную группировку противника».
«И на груди его светилась медаль за город Будапешт»...
Будапештская наступательная операция длилась 108 дней. Медалью за «Взятие Будапешта» было награждено более 362 тысяч бойцов и командиров Красной армии. Среди награжденных: Максименко Виктор Филимонович. Он служил в РККА-СА с 1943 по 1971 год. Подполковник. Доброволец.
С мая 1943 по 9 мая 1945 года принимал участие в боевых действиях в составе 3-Свирьской минометной бригады 101-го Измаильского, ордена А. Невского минометного полка 7-ой Запорожской артиллерийской дивизии РГК на 2-м, 3-м Украинских и Карельском фронтах. Командир отделения разведки. Дважды контужен.
Награды: орден Красной звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и юбилейные медали.
В Поволжском лесотехническом институте им. М. Горького с 1979 по 1982 годы и с 1983 по 1986 год — начальник штаба Гражданской обороны.
Рассказывал о себе: «Довелось мне освобождать от врага города Сегед, Сольнок, Бичке, Секешфехервар. Но, пожалуй, особенно памятны бои за венгерскую столицу. И медаль за город Будапешт для меня — одна из самых дорогих боевых наград. В декабре 1944 года войска второго и третьего Украинских фронтов в результате напряженных боев замкнули кольцо окружения 200-тысячной армии противника, находящейся в Будапеште.
Наш дивизион под командованием майора Новоселова, входящий в состав 101-го минометного полка, совместно с пехотой ворвался в Будапешт, а точнее в западную его часть — г. Буда.
Завязались ожесточенные уличные бой. Немецко-фашистское командование, стремясь освободить окруженную будапештскую группировку, бросило в этот район военных действий большие силы. Для отражения ударов врага был направлен и наш полк. Мы заняли оборону у небольшой венгерской деревушки Джамбек, расположенной у подножья возвышенности, по гребню которой проходила передовая линия обороны наших войск, а по склону, покрытому плантациями виноградников и фруктовых деревьев, заняли огневые позиции минометные батареи. Бои шли круглосуточно и носили ожесточенный характер. Особенно много пришлось поработать нашему дивизиону в первых числах февраля, когда вражеская группировка пыталась вырваться из окружения».
Западные исследователи считают, что окруженных немецких и венгерских войск в Будапеште было не более 95 тысяч человек, однако из-за неразберихи с учетом личного состава, точных цифр, в том числе и потерь, никто не знает. Начальник штаба 1-го венгерского корпуса полковник Шандор Хорват откровенно признавал: «За семь недель осады мне не удавалось получить заслуживающую доверия информацию о численности своих частей на поле боя и в тылу, о положении с оружием и боеприпасами».
Битва за Будапешт закончилась, но сражение за Венгрию — продолжалось. Впереди было последнее стратегическое наступление нацистов во Второй мировой войне — в районе озера Балатон и освобождение Красной армией Секешфехервара.
Автор: Анастасия Лукова (ФУП)
В статье использованы материалы статей «Непрерывные бои шли 48 суток», «Зловоние разлагающихся трупов, всполохи огня над руинами». 70 лет взятия Будапешта, «К 70-летию освобождения Будапешта», «Штурм Будапешта».