Найти в Дзене
Культура Москвы

Открытие выставки «Великолепие русского костюма. Собрание Н. Л. Шабельской» в музее-заповеднике «Царицыно» — коллекция на стыке личной истор

10 февраля в музее-заповеднике «Царицыно» открывается выставка «Великолепие русского костюма. Собрание Н. Л. Шабельской». Впервые за 135 лет разрозненные части одной из самых значительных коллекций народного искусства соединятся в одной экспозиции. Более 450 экспонатов из 19 музеев и частных собраний рассказывают историю «Собрания русской старины» и историю личности и судьбы его создательницы — Натальи Леонидовны Шабельской (1841–1904). «Судьба у неё была очень сложная и тяжёлая» Наталья Шабельская (в девичестве — Кронеберг) происходила из обрусевших немцев. Её дед принял православие. Она вышла замуж за крупного землевладельца Харьковской губернии, отставного военного Петра Шабельского и основала в его поместье мастерскую вышивки и кружевоплетения. Ради образования троих дочерей семья приняла решение перебраться в Москву. «Она была человеком христианского мировоззрения, — говорит куратор выставки Елена Мадлевская, кандидат филологических наук, хранитель фонда текстиля, ведущий научны

10 февраля в музее-заповеднике «Царицыно» открывается выставка «Великолепие русского костюма. Собрание Н. Л. Шабельской». Впервые за 135 лет разрозненные части одной из самых значительных коллекций народного искусства соединятся в одной экспозиции. Более 450 экспонатов из 19 музеев и частных собраний рассказывают историю «Собрания русской старины» и историю личности и судьбы его создательницы — Натальи Леонидовны Шабельской (1841–1904).

Неизвестный художник. Неизвестная в русском костюме. Первая половина XIX века. Из коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан
Неизвестный художник. Неизвестная в русском костюме. Первая половина XIX века. Из коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан

«Судьба у неё была очень сложная и тяжёлая»

Наталья Шабельская (в девичестве — Кронеберг) происходила из обрусевших немцев. Её дед принял православие. Она вышла замуж за крупного землевладельца Харьковской губернии, отставного военного Петра Шабельского и основала в его поместье мастерскую вышивки и кружевоплетения. Ради образования троих дочерей семья приняла решение перебраться в Москву.

Наталья Леонидовна Шабельская. Начало XX века. Бумага, фотопечать. Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства
Наталья Леонидовна Шабельская. Начало XX века. Бумага, фотопечать. Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства

«Она была человеком христианского мировоззрения, — говорит куратор выставки Елена Мадлевская, кандидат филологических наук, хранитель фонда текстиля, ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея. — Основным делом её жизни стало собирание предметов русской старины и создание в технике старинного церковного шитья произведений, выполненных на основе разнообразных исторических памятников культуры фресок, церковных образов, изображений старинных рукописей, изразцов...»

Спасти русский орнамент

Вместе с младшими дочерьми — Варварой и Натальей — Шабельская посвятила всю себя благотворительности (в семье Шабельских воспитывались шесть девочек-сирот) и творчеству (в своих мастерских восстанавливали технику старинного церковного шитья).

Толчком к созданию собственной коллекции послужило посещение Нижегородской ярмарки в начале 1880-х, где её привлекли народные вышивки. С тех пор Наталья Леонидовна начала собирать русские старинные костюмы. В дальнейшем она отмечала: «Конечная цель моя — всё это систематизировать и впоследствии выпустить в свет более или менее подробное издание русского народного орнамента».

Девичий костюм Новгородской губернии. Первая половина — середина XIX века. Из коллекции Российского этнографического музея
Девичий костюм Новгородской губернии. Первая половина — середина XIX века. Из коллекции Российского этнографического музея

Елена Мадлевская объясняет: «Что ею двигало? Во-первых, любовь к красоте. Её интересовали технологические особенности. Мы это видим по тематическим группам коллекции: вышивка, ткачество, кружевоплетение, изготовление костюма, золотное шитьё, сажение по бели. Все эти техники, многие из которых весьма архаичные, её очень интересовали. Она сама была рукодельна. На выставке вы увидите её работу — шитье шёлком и золотной нитью».

За эстетическим интересом стояло осознание неотвратимой утраты — технический прогресс отодвигал на второй план техники рукоделия. «Она обратила внимание, что многие вещи не просто теряют свою функцию, но их даже уничтожают: золотные нити пережигали, чтобы получить металл; продавали в Европу перекупщикам предметов старины и искусства», — рассказывает куратор.

Старинные техники и предметы одежды теряли практическое значение в жизни людей, но становились всё более значимыми для сохранения собственного культурного кода, национальной идентичности и разнообразия традиционного наследия.

Девушка в костюме жительницы Пинежского уезда Архангельской губернии. 1890-е годы. Из коллекции Российского этнографического музея
Девушка в костюме жительницы Пинежского уезда Архангельской губернии. 1890-е годы. Из коллекции Российского этнографического музея

Музей старины

К началу 1890-х в её московском доме на углу Садовой и Бронной уже существовал «Музей старины» — собрание из нескольких тысяч предметов.

«Жемчужина коллекции головные уборы. Она собирала так, чтобы можно было в одной локальной традиции увидеть разнообразие, вариативность предметов. Поэтому головных уборов из одной и той же местности у неё будет несколько. Мы видим у Шабельской и девичьи, и свадебные головные уборы. Всё это будет представлено на выставке: прекрасные предметы удивительной красоты, особенно кокошники — большие, гребенчатые», — продолжает Елена Мадлевская.

Челка, головной убор из Новгородской губернии. Конец XVIII - начало XIX века. Из коллекции Рязанского государственного областного художественного музея имени И.П. Пожалостина
Челка, головной убор из Новгородской губернии. Конец XVIII - начало XIX века. Из коллекции Рязанского государственного областного художественного музея имени И.П. Пожалостина

Она понимала главный принцип традиционной культуры: ориентацию на канон при бесконечном разнообразии вариантов исполнения. Благодаря её собранию можно было увидеть разные комплекты одежды, сосуществовавшие в России, и изучать по ним историю костюма.

Коллекция Шабельской побывала в Петербурге, Чикаго, Антверпене, Лондоне и даже в Париже на Всемирной выставке 1900 года.

Ценность государственного масштаба

«Ещё одна очень важная черта, которую унаследовали её дочери, — это патриотизм. Они прекрасно понимали, что это ценность государственного масштаба», — подчёркивает куратор. При жизни Шабельская подарила часть коллекции Историческому музею. После её смерти в 1904 году дочери передали более 4000 предметов в этнографический отдел Русского музея. Тем не менее часть собрания оказалась раздробленной между музеями России, Европы и США. Сегодня фрагменты коллекции хранятся в Российском этнографическом музее, Русском музее, Эрмитаже, Государственном историческом музее и других музеях Рязани, Казани, Великого Новгорода, Ярославля, Архангельска. «Некоторые вещи, костюмы или бытовые предметы мы знаем только благодаря коллекции. Это совершенно уникальное собрание», — заключает Елена Мадлевская.

Сани (салазки) с резным изображением льва. Конец XIX века. Из коллекции Ярославского музея-заповедника
Сани (салазки) с резным изображением льва. Конец XIX века. Из коллекции Ярославского музея-заповедника

135 лет спустя

Спустя 135 лет после первого московского показа коллекции Натальи Шабельской «Собрание русской старины» в Императорском историческом музее (сейчас ГИМ. — Прим. ред.) её разрозненные части вновь встречаются в Москве на выставке в музее-заповеднике «Царицыно».

«Там были показаны уникальные, замечательные экспонаты и отчасти мы даже следуем наиболее эффектным принципам показа той выставки», — говорит Ольга Соснина, куратор выставки, кандидат искусствоведения, заведующая сектором исследования декоративно-прикладного искусства музея-заповедника «Царицыно».

За формальным юбилеем стоит важная для кураторов и музейного сообщества история утраты, обретения и соединения. «Эта коллекция потеряла целостность и была разрознена. На её судьбу повлияли трагические моменты российской истории: часть оказалась за рубежом, а та часть, которая осталась в России, также разделена и находится ныне в одиннадцати музеях. Хорошие новости — девять из них участвуют в нашем проекте! И вот здесь как раз кроется для меня наиболее ценный момент нашей выставки, её месседж: мы вновь собираем эту коллекцию как единое целое, объединяя музейное сообщество», — объясняет Ольга Соснина.

Женский костюм Рязанской губернии. Середина XIX века. Из коллекции Российского этнографического музея
Женский костюм Рязанской губернии. Середина XIX века. Из коллекции Российского этнографического музея

При этом у авторов экспозиции не было цели формально собрать как можно больше предметов. Только в Российском этнографическом музее их 2 250. Девять музеев предоставили предметы из коллекции Шабельской, но всего в проекте участвуют 19 музеев и частных собраний: на выставке также можно будет увидеть письма, картины и другие экспонаты, не входившие в коллекцию собирательницы, но дополняющие тему русского костюма и личности Натальи Шабельской.

«Мы отбирали лучшее и соединяли в десяти залах в такую историю, где каждый зал рассказывает о чём-то своём, раскрывает свою тему. Первый зал — это “Сокровищница” коллекции — и он отчасти посвящён памяти той первой публичной выставки в Москве в 1890 году. Затем есть зал, посвящённый рукоделию, и зал, посвящённый специально Наталье Шабельской, который так и называется “Линия судьбы”, — продолжает куратор.

Девушка в костюме юной жительницы Новгородской губернии. 1890-е годы. Из коллекции Российского этнографического музея
Девушка в костюме юной жительницы Новгородской губернии. 1890-е годы. Из коллекции Российского этнографического музея

«Линия судьбы»: нить, ведущая в Царицыно

Зал «Линия судьбы» посвящён личности и жизни собирательницы. Он воссоздаёт условную комнату-кабинет Натальи Шабельской. Здесь впервые выставлены эскизы Алексея Щусева для часовни-памятника на её могиле в Ницце (Шабельская умерла в Ницце в 1904 году от продолжительной болезни.) «Поверьте, это один из лучших памятников на русском кладбище Кокад — стройный, изящный, украшенный орнаментальной резьбой, напоминающей узоры на русских тканях», — делится куратор своими личными впечатлениями.

Точка притяжения этого зала — стол с подлинными письмами коллекционера Ивану Забелину, археологу и историку, инициатору создания Императорского исторического музея, и другим деятелям русской культуры, с которыми она поддерживала профессиональные и дружеские связи.

«И что для нас очень важно: там будет показано письмо, в котором она поздравляет Ивана Забелина с приобретением “прелестной дачи в Царицыне”. И, вполне возможно, что дочери Шабельской бывали здесь. Интересна линия судьбы, которая соединяет наше Царицыно с судьбой Шабельской, её кругом общения», — дополняет Ольга Соснина.

Услышать русский костюм

Выставка стремится выйти за рамки формата бесшумного музейного созерцания. В зале «Красота по-русски» двенадцать костюмов будут продемонстрированы рядом с теми самыми историческими фотографиями, которые Шабельская заказывала, чтобы документировать свои сокровища.

«Нам удалось осуществить такую интересную затею: позволить нашим посетителям не только увидеть эту “красоту по-русски”, но и услышать народное пение, которое тоже часть этой культуры», — объясняет Ольга Соснина. В исполнении ансамбля «Толока» в зале прозвучат аутентичные песни Вологодской, Воронежской, Рязанской и других областей России, чьи костюмы представлены в витринах.

Праздничный костюм молодой женщины Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Середина XIX века. Из коллекции Российского этнографического музея
Праздничный костюм молодой женщины Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Середина XIX века. Из коллекции Российского этнографического музея

Живопись, театр и русский костюм

Ольга Соснина отмечает, что важно было показать не только коллекцию, но и культурный контекст эпохи рубежа XIX и XX веков, когда формировался интерес к народной эстетике: «Для этого была выбрана живопись и театр — два очень эффектных визуальных вида искусства».

На выставке в зале «Поэтика русского костюма» представлена галерея портретов русских женщин — от императриц до крестьянок — в народных костюмах, запечатлённых художниками XVIII — начала XX веков. Рядом — театральные костюмы к двум первым постановкам МХТ: «Царь Фёдор Иоаннович» (1898) и «Снегурочка» (1900) из музея МХАТ. «Константин Станиславский вместе с художником Виктором Симовым рискнули показать настоящую русскую старину на подмостках театра, чтобы достичь эффекта исторической подлинности. И для этого использовали подлинные предметы одежды и ткани, которые специально покупали на ярмарках, там же, где и Шабельская», — комментирует куратор.

Берендеева слободка. Сцена из первого действия спектакля «Снегурочка» в Московском Художественном театре. 1900–1901 годы. Из коллекции Музея МХАТ
Берендеева слободка. Сцена из первого действия спектакля «Снегурочка» в Московском Художественном театре. 1900–1901 годы. Из коллекции Музея МХАТ

Открытия: выставка как катализатор исследований

Проект стал не только зрелищем, но и исследовательским инструментом. «Вот один из поразительных результатов: наконец соединились сарафан из коллекции Эрмитажа с остальной частью женского костюма Олонецкой губернии, который хранится в Российском этнографическом музее, и он полностью соответствует исторической фотографии», — поясняет Ольга Соснина. Другой пример: во время работы над выставкой фотографии из Ярославского музея-заповедника из коллекции Шабельской помогли специалистам Эрмитажа атрибутировать хранящиеся у них образцы тканей как часть собрания, о чём ранее не было известно.

Выставка будет работать до 7 июня — это важный этап и начало новой главы для наследия Натальи Шабельской. С 10 февраля в Хлебном доме в «Царицыне» можно будет изучать и созерцать неувядающую красоту народного творчества.