Есть на Карельском перешейке, в той его части, которая была финской до 1940-х годов, поселок Мельниково, когда-то называвшийся Ряйсяля и бывший центром довольно развитой в экономическом и культурном отношениях волости.
Мне нравятся эти живописные, хотя и несколько забытые и заброшенные места на берегах реки Вуоксы.
Главной и по сути единственной известной за пределами самого поселка достопримечательностью нынешнего Мельникова является бывшая лютеранская кирха, построенная в начале 20 века по проекту архитектора Йозефа Стенбека. О ней я ранее уже писал статью, из которой о кирхе можно узнать подробнее:
В прошлом году мне довелось узнать еще об одном интересном месте в Мельниково, тоже, кстати, когда-то связанном с финской лютеранской церковью - бывшем доме пастора. Узнал я о нем случайно: в ходе разработки тура по этим местам решил поискать информацию о незнакомых мне достопримечательностях в Мельниково и ближайших окрестностях. Все-таки странным казалось, что в таком когда-то большом и довольно развитом поселке, каким был до 1940-х годов Ряйсяля, не осталось почти ничего из интересной старой архитектуры, кроме кирхи. И увидел в Интернете фотографии этого атмосферного здания, сделанные около десяти лет назад.
Поскольку конкретных данных нашлось совсем мало, то даже не было понимания, существует ли еще сам дом или утрачен, как многие другие образцы довоенной финской архитектуры в этих краях. Так что во время очередной нашей поездки на машине весной прошлого года по отдаленным местам Карельского перешейка одной из ее целей было взглянуть на это любопытное строение. И, к счастью, оно обнаружилось в целости и сохранности. Такое же, как и на фото 2015 года.
Найти его, даже приехав в Мельниково, не так уж и просто. Дом находится не в центре поселка и отнюдь не на видном месте. Проще всего обнаружить его, вбив в навигатор координаты: 60.930406, 29.757155.
Дом пастора представляет собой типичный, но в тоже время очень добротный образец финского деревянного здания второй половины 19 - начала 20 веков. Само строение деревянное, но возведено на цоколе из гранитных блоков, имеет характерные чердачные прямоугольные окошки, бревенчатые стены обшиты разнонаправленной вагонкой. Когда-то, до 1940-х годов, в этих краях так строили часто. Даже и сейчас на севере Карельского перешейка и в Северном Приладожье таких домов сохранилось немало. Только в основном неухоженных, покосившихся или обшитых каким-нибудь сайдингом. А этот дом оказался, можно сказать, как с картинки.
Информации о нем я нашел не так уж много, хотя наверняка об этом доме и его жителях можно было бы рассказать и больше. Но даже и то, что удалось узнать, мне показалось достаточно интересным, чтобы поделиться.
На фасаде дома можно увидеть несколько надписей на финском языке, стилизованных под старину, чтобы гармоничнее смотреться на стенах этого старого здания. Кое-что можно узнать из них. С этого и начнем.
На одной из стен красуется надпись "Iso pappila”, что можно перевести, как «большая усадьба священника». И действительно, это был дом лютеранского пастора, точнее настоятеля лютеранского прихода Ряйсяля, существовавшего с 1635 года.
На соседней стене можно найти дату «1858» - видимо, год постройки самого здания. То есть построен он был еще в те времена, когда эта территория была частью Выборгской губернии Великого княжества Финляндского. Население Выборгской губернии, в том числе и и волости Ряйсяля, было тогда финско-карельским, преимущественно лютеранским по вероисповеданию. Так что лютеранские священнослужители были уважаемыми людьми, имевшими в обществе определенное положение. Неудивительно, что дом, построенный в Ряйсяля для настоятеля прихода, оказался довольно солидным.
Одним из настоятелей приходя Ряйсяля, проживавшим как раз в этом доме, был Карл Сикстус Ульсон, возглавлявший приход с 1906 по 1937 год. В Финляндии хорошо знают его дочь, Хагар Ульсон, писательницу-модернистку и близкую подругу не менее известной поэтессы Эдит Седергран, тоже финской шведки по происхождению. Хагар Ульсон приехала с родителями в Ряйсяля в 1906 году, в возрасте 12 или 13 лет. Какое-то время она жила здесь, в этом доме, позже уехала в Хельсинки, но наверняка навещала родителей, так как ее отец служил настоятелем прихода Ряйсяля до самого конца жизни.
Ну а имя еще одного пастора, жившего в этом доме, можно увидеть на стене самого дома - "J. Helasvuo".
Его звали Йорма Хеласвуо. Информацию о нем мне удалось найти на финском сайте землячества Ряйсяля, созданного жителями волости, покинувшими родные места после того, как территория отошла к СССР в 1940-е годы. В Ряйсяля он приехал в 1928 году, став помощником настоятеля прихода, и поселился как раз в этом доме в специально отведенной для него комнате. Из-за огромного роста Йормы тогдашнему настоятелю Ульсону даже пришлось заказать для своего помощника увеличенную кровать. Йорма Хеласвуо активно участвовал в местной жизни, завоевав уважение местных жителей. В Ряйсяля он женился, здесь родились его дети. Впоследствии Йорма Хеласвуо стал настоятелем прихода в 1943 году.
Советско-финляндские войны 1939-1940 и 1941-1944 годов изменили жизнь этих мест. Финляндия в первый раз утратила Карельский перешеек в 1940 году, затем вернула в 1941, а окончательно утратила в 1944 году. Территория стала частью СССР. Летом 1944 года все довоенное население Ряйсяля вынужденно эвакуировалось во внутренние районы Финляндии, рассеявшись по ее территории. Уехал и пастор Йорма Хеласвуо. Он прожил долгую жизнь. Родился в 1903, а скончался в 2001 году, будучи на тот момент старейшим действующим священником Финляндии. Он был последним настоятелем прихода Ряйсяля, а после того, как прихода не стало, оставался духовным лидером и нравственным авторитетом для его уроженцев, старавшихся найти новую Родину взамен навсегда потерянной. Поэтому они и их потомки сохранили добрую память о нем.
Что стало с домом пастора после того, как финский поселок Ряйсяля стал советским поселком Мельниково? Как я понял из отрывочных сведений в Интернете, в советские времена в нем какое-то время находилась больница. Позже она закрылась.
Кто же вернул дому пастора изначальный вид и отреставрировал его? Этого я не смог выяснить. Предположу, что в 1990-е или в начале 2000-х финское землячество уроженцев Ряйсяля. Возможно благодаря им появились и уже отмеченные финские надписи на стенах дома, напоминающие о его прошлом. Мне доводилось читать, что землячество Ряйсяля участвовало в ремонтах здешней кирхи, так что весьма вероятно, что и в судьбе этого дома оно могло поучаствовать.
Известно, что в 2019 году здание продавалось в частные руки. Так что логично предположить, что оно и сейчас в частном владении. Не исключено, что используется для сдачи в аренду, но точно выяснить не получилось. Во всяком случае на самом доме никакой информации об этом мы не обнаружили. Да и людей вокруг почти не было.
Как бы там ни было, очень приятно, что нынешние владельцы поддерживают здание в очень хорошем состоянии и заботятся о нем.
Туристические автобусы сюда не заезжают, да и, думается мне, не заехали бы даже при желании по узкой грунтовой дороге, ведущей к самому дому. Но если вдруг судьба занесет вас по тем или иным причинам в Мельниково и время позволит, я очень рекомендую заглянуть сюда и полюбоваться этим любопытным уголком, как будто сошедшим со старой фотографии давно минувшей эпохи.
М.С.
Если публикация вам понравилась, подписывайтесь на канал, комментируйте и ставьте лайки! А мы будем стараться сделать его еще интереснее)