Порой самые великие открытия ждут нас не в архивах, а прямо перед глазами, даже в самом известном музее мира. Я была уверена, что знаю зал 153, Портретную галерею Романовых в Эрмитаже, наизусть. Но в тот день мой взгляд зацепился за полотно, которого раньше не замечала. На меня смотрел молодой Николай II кисти Ильи Репина, и эта встреча стала началом настоящего расследования, полного потерь, чудесного спасения и возвращения домой.
Илья Репин написал Николая II вскоре после восшествия на престол. Писал с натуры за несколько визитов. Художник Репин, мастер психологического портрета, уловил в облике молодого государя не только официальную представительность, но и личные черты: некую отстраненность, внутреннюю сосредоточенность, даже усталость. И словно предчувствие той невероятной судьбы, что ждала не его, а его изображение.
В иной ситуации, оценив картину, я бы просто отдала должное мастерству художника и двинулась дальше. Но в этот раз что-то заставило меня задержаться, не давая пройти мимо. Я тут же принялась искать сведения об этом полотне. И мое изумление не знало границ, когда я обнаружила, что у этой картины поистине невероятная история! Я решила провести небольшое исследование, и вот что стало мне известно об истории картины, полной потерь, чудесного спасения и, наконец, триумфального возвращения домой.
Этот холст (а точнее, как выяснилось, дубовая доска) — не просто одна из многих работ великого мастера. В 1895 году, когда молодой император лишь недавно вступил на престол. Художник Илья Репин создал портрет по официальному заказу Министерства Императорского двора. Также известно, что вдовствующая императрица Мария Фёдоровна сыграла в этом ключевую роль.
До 1917 года картина занимала почетное место в Мариинском дворце, в самом зале-ротонде , где проходили заседания Государственного Совета.
Молодой император изображен стоящим у стола, покрытого тяжелой скатертью. Письменные принадлежности и бумага на столе подчеркивают деловой характер портрета.
Портрет, обрамленный великолепной рамой с богатой и сложной резьбой, находился на своем месте более двух десятилетий. Однако во время революционных потрясений он был вырезан из рамы, снят с подрамника и вынесен из Мариинского дворца.
На этом этапе судьба портрета обрывается. Портрет был предан забвению, считался утраченным. Да, и трудно представить, что в вихре революции, когда рушились старые порядки и уничтожались символы свергнутой власти, картина могла уцелеть.
Десятилетия он провел в небытии, и лишь в начале 1980-х годов полотно неожиданно «всплыло» у известного питерского коллекционера Н. История его обретения была достойна пера авантюрного романиста: Коллекционер Н. утверждал, что нашел холст во время Великой Отечественной войны… на помойке. Проверить эти слова уже невозможно, но в блокадном Ленинграде, где люди гибли от голода, судьбы шедевров искусства порой складывались немыслимым образом. Еще я узнала о незавидной судьбе этого полотна: картина менялась по бартеру на квартиру в Ленинграде, а способы хранения ее самые немыслимые- одно время хранилась под ковром!
Долгие годы портрет оставался в тени частных коллекций. Его подлинность и происхождение были окутаны тайной. Лишь в 2003 году, словно завершая свой долгий и опасный путь, картина официально вернулась в лоно национальной культуры. Она поступила в Эрмитаж как дар от АК "Алроса" в честь 300-летия Санкт-Петербурга.
Для полноты и ясности прилагаю краткую хронологию судьбы портрета:
Создание и исчезновение
1895г: Написание портрета Репиным по заказу Министерства Императорского двора.
1895-1917 гг: Находится в Мариинском дворце.
1917г: После революции вырезан из рамы и пропадает на долгие годы.
Всплытие и частный оборот
1980г: Чудесное обретение и путь в музей
1995г: «Всплывает» на экспертизе в Третьяковской галерее через аукционный дом «Альфа-Арт».
Экспертиза и суды
1995г: Авторство художника Ильи Репина подтверждено.
1995-2000гг Череда судебных процессов за право владения.
2002г: Картину выкупает компания АК «АЛРОСА с целью подарить городу Санкт-Петербург.
Возвращение государству
2003г: Официальная передача в дар Государственному Эрмитажу в год 300-летия Санкт-Петербурга.
Вот таким образом, шедевр, созданный для императорского дворца, переживший революцию, войну и безвестность, наконец обрел обрёл достойный дом. Теперь каждый, кто, как и я, случайно остановит взгляд на этом полотне в зале Эрмитажа , увидит не просто портрет — он увидит полную драматизма и надежды историю России, которая всегда возвращается к своим сокровищам.
P.S. Друзья, должна вам признаться, что история портрета Николая II оказалась не единственной музейной загадкой, которая меня увлекла. И что примечательно, мое предыдущее открытие произошло там же, в Эрмитаже, в залах Портретной галереи Романовых. Это невероятная история "двойного портрета", о которой я писала здесь:
Друзья, для самых любознательных из вас я публикую рассказы об интересных местах, делюсь своими наблюдениями, отвечаю на вопросы подписчиков в комментариях. Буду рад видеть вас среди подписчиков! Это лучшая поддержка для меня, заранее спасибо! Всех благ!