Пушкин… В этот день 10 февраля (по новому стилю) 1937 года Александр Сергеевич Пушкин был убит.
Сердце сжимается.
Судьба так сложилась, что в Москве я часто прохожу по Гагаринскому переулку. Я иду к дому № 4 на Староконюшенном переулке, в котором находится Представительство Вологодской области и офис Вологодского землячества.
Бывает, я начинаю свой путь от Пушкинской площади. И всегда ещё и ещё то, что поэт проходил по этому бульвару, меж чудом сохранившихся с того времени невысоких домов, заставляет мня то останавливаться, то вслушиваться в звуки. Да, звуки из старины здесь живы! И мне так хочется до слёз среди них услышать голос Пушкина!
Церковь Старого Вознесения… В ней 18 февраля 1831 года прошло венчание Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. Сколько же пришлось поэту пройти по этим старинным улицам! Пушкин снял квартиру на Арбате в доме Хитрово, куда и привёз свою драгоценную Натали после венчания.
Дом Павла Нащокина… Сегодня он кажется таким невыразительным, припавшем к земле. А во время своих приездов в Москву Пушкин, как правило, останавливался в этом доме, где ему была выделена комната.
За два дня до венчания в доме Нащокина Пушкин встречается с цыганкой Таней. Вот как она вспоминала: «Спой мне, Таня, что - нибудь на счастье, слышала, может быть, я женюсь!» Когда она запела: «Ах, матушка, что так в поле пыльно?..», Пушкин громко зарыдал. Кинулся к нему Павел Войнович: «Что с тобой, Пушкин?» - «Ах, говорит, эта ее песня всю мне внутрь перевернула, она мне не в радость, а большую потерю предвещает». И недолго он после того оставался тут, уехал, ни с кем не простился!»
С угла Гагаринского переулка я сворачиваю на Староконюшенный. Мало кому известно, что именно в доме № 4, хозяином которого в то время был Дмитрий Бегичев, в 1824 году друг Пушкина по лицею Вильгельм Кюхельбекер вместе с Владимиром Одоевским и Александром Грибоедовым и самим Дмитрием Бегичевым начинают собирать к изданию новый альманах «Мнемозина». Направление альманаха было поделено: Кюхельбекер - в области поэзии и критики, В.Ф. Одоевский - в области философии, беллетристики и публицистики. Здесь, между спорами, бывало, Грибоедов аккомпанировал, а Верстовский, написавший знаменитый свой романс на стихи Пушкина «Чёрная шаль» - пел!
Пушкин отдал в «Мнемозину» стихотворения «Вечер», «Мой Демон», «К морю». «Слеза». Бывал ли Пушкин в доме на Староконюшенном?
Вообще, все вопросы, связанные с этим домом крайне таинственны. Многие из них относятся к жизненным обстоятельствам самых лучших имён того времени и, несомненно, что ответы на них хранит история дома 4 на Староконюшенном.
Долгие годы Д. Бегичев был в переписке с А. Грибоедовым. Но восстание 14 декабря 1825 года изменило судьбы товарищей Пушкина. Так что уже в самом начале издание альманаха «Мнемозина» остановлено. Кюхельбекер заточен в крепость. Грибоедов 6-8 сентября 1826 года около 4 часов пополудни приехал в Москву прямо в дом Дмитрия Бегичева. И разошлись они только в 2 часа ночи. Речь шла о предстоящем допросе А. Грибоедов по «Делу декабристов».
Только в 1826 году А. Пушкин вернется в Москву по вызову императора. Конечно же, он встречался с Денисом Давыдовым и другими близкими Д. Бегичеву друзьями. Конечно же, не могли не говорить о происшедшем в последнее время!
И снова мне не даёт покоя ещё одна загадка. Из воспоминаний М.П. Погодина, в его рассказе о том, как по приезде Пушкина, собравшись у Д. В. Веневитинова в Кривоколенном переулке, поэты, журналисты с трясущимся сердцем ожидали его. «Он явился в двенадцать часов и стал читать «Бориса Годунова». Сцена летописателя с Григорием просто всех ошеломила. Что было со мной, и я рассказать не могу. Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена: «Мне послышался голос древнерусского летописателя. А когда Пушкин дошел до рассказа Пимена о посещении Кириллова монастыря Иоанном Грозным, о молитве иноков: «Да ниспошлет господь покой его душе, страдающей и бурной…» - мы все просто как будто обеспамятовали. Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы подымались дыбом. Не стало сил воздержаться…. У кого-то на глазах слезы, у кого улыбка на губах. То молчание, то взрыв восклицаний…».
Я думаю «Кириллов монастырь», это прозвучало не спонтанно! Я думаю о некой глубокой причине связующей А. Пушкина с К. Батюшковым, о том, что точное описание келий монастыря, образы святых русской земли – это некий код к страницам из жизни поэта, двери в более закрытое в трагедии. Ведь Пушкин нёс в своей памяти груз отеческой истории! А также, думаю, это витало тогда в том Пушкинском времени. Потом слежалось, под многочисленными публикациями, обрело иные объяснения.
Так вот в этот день 10 февраля, говорящий о гибели Поэта, многим из нас предстоит встретиться со звучащими стихами Александра Сергеевича Пушкина, многим из нас будет больно, но и одновременно светло, ведь Пушкин - есть! Он - почти рядом! Нет, не может угаснуть русская поэзия, солнце русской земли!