Интервью главного тренера сборной «России 25» Романа Ротенберга после матча с болельщиками «Динамо».
В воскресенье, 8 февраля, состоялся выставочный матч между Клубом болельщиков «Динамо» и сборной хоккеистов-любителей SHL. Одним из главных событий встречи стало участие Романа Ротенберга в составе команды фанатов бело-голубых.
Довольно напряженная по своему накалу игра завершилась со счетом 8:5, а Ротенберг поучаствовал в каждой из заброшенных шайб, набрав 8 (4+4) очков. По окончании мероприятия главный тренер сборной «России 25» и основатель школы «Красная Машина Юниор» пообщался с журналистами — об Олимпиаде в Милане, тренерском будущем, музыке и многом другом.
На Олимпиаде фаворит — только Россия
— Какие эмоции остались от мероприятия?
— Было непросто. Благодарен команде за приглашение. Очень классно провели время. Они так любят хоккей. Это действительно вдохновляет. Мы не могли сегодня проиграть, хотя соперники превзошли нас по броскам и бегали быстрее нас, но мы знаем, что самая быстрая в хоккее — шайба.
Всем пришлось поработать. Вратарь позволил нам выиграть и отразил 70 процентов бросков. Мы забросили восемь шайб, думаю, что всем все понравилось. Главное, что с серьезным преимуществом победило московское «Динамо». Мне тоже повезло, потому что набрал 8 (4+4) очков. Но все это только благодаря команде.
— Это самый результативный матч в вашей карьере?
— Один из. У меня есть игра, которую мы часто вспоминаем вместе с Павлом Буре. Там получилось забросить 10 шайб и отдать 10 передач. Удается забивать, когда играет именно команда. Но нам помог и вратарь.
Такой коллектив вдохновляет. Все горят игрой, болеют за «Динамо». Много путешествую по регионам, но таких болельщиков, как у «Динамо», не видел нигде. Работал 18 лет в Петербурге, но такого точно не было. Это феноменально! Снимаю шляпу перед теми людьми, которые болеют за «Динамо» в любой ситуации. Это вызывает огромную честь. Для меня очень важно, что они приняли в семью. Вместе с болельщиками «Динамо» будем развивать хоккей!
— Будете ли вы следить за Олимпиадой и болеть за наших спортсменов?
— На Кубке Будущего в Минске наша сборная U-17 обыграла старшие коллективы, они выиграли этот турнир. У них очень сильный коллектив. Они будущие звезды, которые выступят на Олимпиаде. Будем смотреть матчи и брать на вооружение те вещи, которые нам необходимо улучшать.
— Депутаты считают, что смотреть Олимпиаду без сборной России считается предательством. Как вы относитесь к таким высказываниям?
— Каждый имеет право на свое мнение. Буду смотреть для своего развития. На такие моменты надо смотреть не с политической точки зрения. Мы должны продолжать заниматься своим делом. Эта ситуация от нас не зависит. Мы можем только развивать хоккей. Будем следить за Олимпиадой, смотреть и развиваться.
— Кто для вас главный фаворит? Есть ли темные лошадки?
— Для меня - только Россия. Но Россия не играет, поэтому у меня нет и не может быть каких-то фаворитов. Будем смотреть все матчи с точки зрения лекций. Учиться, смотреть без всяких эмоций.
Фигурное катание сложнее, чем хоккей
— Многие федерации получают допуск на международные старты, но у хоккея по-прежнему нет новостей. Вас это обижает?
— У нас все живет и развивается. В субботу была новость, что МОК обсуждал вопрос возвращения членства ОКР и вообще России на международные соревнования. Из 50 федераций допустили только 13. Ранее это была рекомендация. Теперь же МОК обсуждает все в другом формате. Наше полноценное возвращение должно произойти после Олимпиады в Италии. Ждем решения МОК, чтобы была не рекомендация, а уже приказ допустить все федерации сборной России.
— Петр Гуменник поменяет программу на Олимпиаде из-за авторских прав. Удивило?
— Считаю, что фигурное катание является серьезным видом спорта, которое требует огромного внимания. Для меня оно сложнее, чем хоккей, потому что нам можно импровизировать. В фигурном катании ты должен выполнить программу, оттачивая элементы.
Например, у нас в центре «Молодежка» занимаются две школы. Юные фигуристы тренируются с шести утра до трех часов дня. Хоккеисты столько не тренируются! Это вызывает огромное уважение. Фигурное катание — по-настоящему тяжелый труд.
Что касается Олимпиады, просто пожелаем удачи всем нашим спортсменам, которые поехали на Игры.
В таких условиях будет непросто победить. Но в 2018 году мы вопреки всему выиграли Олимпиаду. Это возможно и сейчас.
То, что они уже приняли на себя такую ответственность - поехать и выступать, вызывает огромное уважение. Дальше самый сложный шаг — это допуск к соревнованиям в нашей ситуации.
Так же и у нас на Играх в Пхенчхане было много всякого.
Тогда не всех наших спортсменов допустили (в хоккейной сборной России — Сергея Плотникова и Валерия Ничушкина. — Прим. «СЭ»), но мы много работали и выиграли Олимпиаду. Мы этим гордимся.
Валиева вызывает огромное уважение
— На прошлой неделе всех поразило, как Камила Валиева после такого длительного отсутствия вернулась в профессиональный спорт. Следите ли вы за ее историей?
— Ее пример вызывает огромное уважение. Камила — это гордость нашей страны, феноменальная фигуристка. Ее возвращение говорит о том, что у нее большая любовь к спорту, к фигурному катанию. Как бы ее ни пытались сломать, ни у кого это не получилось. Это и есть дух русского человека. Мы никогда не сдаемся. И Камила не сдалась, она очень долго ждала, очень много тренировалась одна, индивидуально. В этом-то и есть сила воли, сила духа.
— Согласно опросу игроков НХЛ, Россия заняла бы на Играх третье место. Согласны?
— Не согласен. Если посмотреть на наш возможный состав, мы возьмем золото. Самый важный вопрос всегда будет, как главный тренер расставит игроков, какую выберет тактику, как подготовит команду с точки зрения физики.
На мой взгляд, мы всегда можем рассчитывать только на первое место. И так будет всегда. У нас все для этого есть. А дальше уже детали. Какая тактика, какой тренерский состав, как подготовились и так далее. Какие сочетания - тоже очень важно.
— Как раз Игорь Ларионов сказал, что не позвал бы ни одного игрока КХЛ на олимпийский турнир. Вы бы взяли?
— Я видел состав Ларионова. Там есть игроки, которые играли в КХЛ, правильно? Они воспитанники нашего хоккея. Они добились успехов в КХЛ и только потом поехали в НХЛ.
Там много фамилий: Демидов, Никишин, Панарин, Шестеркин, Марченко.
Практически все играли у нас. Надо всегда говорить о том, что мы воспитали этих ребят, и они, по сути, все равно игроки КХЛ. В моем составе точно были бы такие хоккеисты. Наверное, в первые три звена им было бы сложнее попасть
У нас есть такие ребята, как вратарь Моторыгин. Это точно один из самых прогрессирующих голкиперов. Плюс он выигрывал Кубок Первого канала. Это тоже непросто, вы сами видели, сколько раз приезжали вратари сборной России, и у них, к сожалению, не получалось. Ведь на них оказывается очень большое давление. А Моторыгин выиграл этот турнир. Считаю, что это очень серьезное достижение.
Дальше есть Аймурзин, очень сильный игрок, плюс Пыленков, Гусев, Шарипзянов. Они все очень серьезные ребята. И этот список можно продолжать.
— А вы тоже могли бы возглавить сборную России на Олимпиаде?
— Если партия скажет «надо», комсомол ответит «есть!».
Хоккеистам нужно заниматься музыкой
— Вы большое внимание уделяете музыке. Какие песни вас больше всего мотивируют?
— Я просто очень много коллекционирую музыки с детства. Раскрою секрет: я окончил музыкальную школу на классической гитаре, шесть классов. Меня мама направляла в музыкальную школу, это было в поселке Кузьмово, Ленинградская область. Много там оставил нервов. Особенно сольфеджио очень тяжело давалось.
Это дало мне импульс и развитие, потому что важно очень развиваться разносторонне. С того времени я уже давно не занимался музыкой, только коллекционирую!
Глубоко погружаюсь в эту сферу. Уважаю всех музыкантов: это огромный труд.
И на самом деле очень важно спортсменам, хоккеистам заниматься музыкой, потому что это развивает оба полушария, это талант, который надо развивать. Смена ритма, координация — это тоже часть спорта, музыкальное образование.
Честно, слушаю все лучшее, что есть у нас. Лучшая музыка в СССР, если говорить о ретро. Ну и, конечно, слежу за современными направлениями. Музыка — это часть каждой игры. Ее подбор влияет и на раздевалку, и на вдохновение ребят. Причем нельзя повторяться, нужно постоянно искать что-то новое. Это как упражнение в хоккее, постоянно нужно искать новое. Это не значит, что мы ищем только новую музыку. Мы ищем и старую, которую где-то уже подзабыли.
— Гимн России в раздевалке не включали?
— Включаем и гимн, и разные наши патриотические песни, новые и старые.
— Могли бы вы назвать состав, который, по вашему мнению, поехал бы от России на Игры в 2030 году?
— Могу. Но мне нужно просто немножко с мыслями собраться. Думаю, что скоро опубликуем. Эта команда точно будет претендовать на золото, потому что там есть баланс. Дай бог, чтобы мы выступили на следующей Олимпиаде. Тогда будем претендовать на золотые медали.
Гуменника не смутила смена музыки. Он еще и сфотографировался с актуальной толстовкой
«Русские могут победить кого угодно». Игроки НХЛ оценили перспективы сборной России на ОИ-2026
«Нам нужны не Спайдермены и Супермены, а наши, российские герои». Интервью Романа Ротенберга
Микеле Антонов, Федор Носов, «Спорт-Экспресс»