Найти в Дзене

Наука и жизнь Марии Ямковой

Имя ли делает человека или человек имя? Доцент кафедры электромеханики им. А. Б. Зеленова Донбасского государственного технического университета Мария Ямковая наверняка скажет: оба утверждения справедливы. Потому что она знает, что такое не просто быть дочерью профессоров-историков Зинаиды Илларионовны и Андрея Андреевича Ямковых, но и учиться, а потом и работать в том же вузе, которому родители посвятили жизнь. Родительское наследство Именно так – посвятили. Обыденное слово «работали» мало передает суть их труда. Зинаида Ямковая в свое время первой из женщин Коммунарского горно-металлургического института (ныне Донбасский государственный технический университет) защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук, 27 лет заведовала кафедрой истории. Почетный гражданин Алчевска Андрей Ямковой – ветеран Великой Отечественной, преподаванию отдал 54 года, краевед, автор многих книг по истории города. Оба они были легендами вуза. Конечно, в детстве Маша об этом не за

Имя ли делает человека или человек имя? Доцент кафедры электромеханики им. А. Б. Зеленова Донбасского государственного технического университета Мария Ямковая наверняка скажет: оба утверждения справедливы. Потому что она знает, что такое не просто быть дочерью профессоров-историков Зинаиды Илларионовны и Андрея Андреевича Ямковых, но и учиться, а потом и работать в том же вузе, которому родители посвятили жизнь.

Родительское наследство

Именно так – посвятили. Обыденное слово «работали» мало передает суть их труда. Зинаида Ямковая в свое время первой из женщин Коммунарского горно-металлургического института (ныне Донбасский государственный технический университет) защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук, 27 лет заведовала кафедрой истории. Почетный гражданин Алчевска Андрей Ямковой – ветеран Великой Отечественной, преподаванию отдал 54 года, краевед, автор многих книг по истории города. Оба они были легендами вуза.

Конечно, в детстве Маша об этом не задумывалась. Просто были любимые мама и папа и их жизнь, в которой работа занимала огромное место. И это воспринималось как единственно правильное.

– Конечно, работа у родителей дома не заканчивалась, – вспоминает Мария Андреевна. – Все мое детство просила: поиграйте со мной! На мое счастье, был старший брат, который меня очень любил, поэтому вопросы с «поиграть» решались. А мама и папа говорили: пойди почитай книжечку, мы заняты. То мама писала диссертацию, монографии, то папа писал очередную книгу… Даже когда мы летом ездили на море отдыхать, они обязательно брали с собой работу. Конечно, это сказывалось: так надо, раз так делают любимые мама и папа. Я знала одно: родители золотые медалисты, их родители тоже учились отлично, и посрамить их не хотелось.

Маша и не посрамила: школу окончила в семейных традициях, с золотой медалью. Подумывала о столичном университете, об историческом факультете. Но родители предложили робототехнику – специальность и сегодня самую прогрессивную, а в конце 80-х так просто ах! Дочь согласилась, благо одинаково любила гуманитарные предметы и математику. А тут перспективы. И, что важно для хорошо воспитанной советской девочки, возможность принести настоящую пользу обществу. Так и стала Маша студенткой вуза, где носить фамилию Ямковая – не только ответственность, а еще и дополнительная причина доказывать, что и сама чего-то стоишь, что не просто дочь «тех самых Ямковых».

«А ты, оказывается, умная!»

– Училась я отлично, мне было очень интересно, все предметы нравились. Особых комплексов по поводу того, что я мамина и папина дочка, у меня не было. Хотя должна сказать, что где-то на втором месяце обучения на паре по математике какой-то вопрос нам задали, я ответила первой, и моя, так сказать, конкурентка по учебе сказала: «Маша, а ты, оказывается, умная!», – смеется Мария Андреевна. – Родительская известность стала для меня не препятствием, а стимулом. Я всегда гордилась своими родителями.

Кафедра электромеханики, специальность – электропривод. Интересная учеба, преподаватели – звезды вуза, в том числе Анатолий Борисович Зеленов. Доктор технических наук, профессор, автор специальных методов расчета мощности электроприводов, создатель научной школы структурного синтеза систем оптимального релейного управления электроприводом. Сейчас кафедра носит его имя.

Все шло гладко и увлекательно до следующей ступени – кандидатской диссертации. Ведь Мария, пусть и в своей сфере, пошла по родительским стопам, выбрав науку. Здесь и начались испытания на прочность – наверное, можно так определить.

Поначалу как-то не складывалось с научным руководителем. Зато потом как сложилось! В один прекрасный день молодой сотруднице позвонил сам Зельман Лазаревич Финкельштейн. Да, еще одна легенда ДонГТУ. Доктор технических наук, профессор, ученый с мировым именем, чьи разработки нашли практическое применение буквально во всех отраслях промышленности.

– Зельман Лазаревич предложил тему, связанную с электромагнитными фильтрами. Это не напрямую моя специальность, но, по крайней мере, электричество. Он мне поставил задачу, которую предстоит решить, и спросил, сколько мне нужно на это времени. Я оценила задачу и сказала: две недели. Как я теперь понимаю, я произвела на него этим неизгладимое впечатление. Две недели, конечно, растянулись на более длительный срок, – с улыбкой вспоминает Мария Ямковая.

С точностью «до паровоза»

За этот длительный срок произошло многое. Например, тема диссертации, и так находившаяся на стыке наук, плавно перекочевала в гидравлику. Так уж вышло: один из консультантов Марии, светило науки, одобрил проделанную работу и порекомендовал выходить на защиту. Другое же светило все забраковало, заявив, что метод, которым сделаны расчеты, устарел, и полученные результаты – «с точностью до паровоза». Есть у ученых такая идиома, означающая, что точность, мягко говоря, очень приблизительная.

И тогда профессор Финкельштейн решил: раз уж электрики и между собой не могут договориться, придется соискательнице идти в гидравлику, его специальность.

– Гидродинамика – это совершенно другая наука, но ничего, я ее освоила, – рассказывает Мария Андреевна. – Исписала три общих тетради, пока готовилась, но за год изучила. Пришлось сдавать экзамен кандидатский по гидродинамике. Это как если бы, допустим, историк стал сдавать биологию. Тяжело было, но сдала.

И сдала, и защитилась, бесстрашно не соглашаясь с замечаниями оппонентов, если действительно была не согласна и готова обосновать свою позицию. И вот уже много лет в ДонГТУ продолжает звучать известная фамилия, потому что Мария Ямковая делает здесь два непростых дела: двигает вперед науку и учит студентов. И неизвестно еще, что сложнее!

Электропривод – тема жизненная

Тема ее – электропривод. Самая что ни на есть жизненная. Потому что где развитие производства, где наш с вами бытовой комфорт, там и электропривод. Хоть микроволновка или стиральная машина, хоть лифт в многоэтажке, хоть рольганги (роликовые конвейеры) или нажимные устройства в заводских цехах – все, что вращается или перемещается. И все это должно работать безупречно.

– Ведь можно так создать систему управления, что она станет неустойчивой, – поясняет Мария. – А мы должны все рассчитать и сделать правильно. В электроприводе, как и в любой другой науке, есть очень много хитростей и подводных камней. Казалось бы, простейшее устройство – конвейер, лента в супермаркете. В некоторых случаях может быть такой режим работы – оператор поставит скорость этой ленты 200 метров в секунду, а по ГОСТу она не больше двух метров в секунду. Это фактически будет электромагнитная пушка!.. В науке существует постоянная потребность в совершенствовании и развитии, приходится постоянно переучиваться в связи с развитием элементной базы – появляются новые транзисторы и прочие полупроводниковые устройства, которые расширяют наши возможности. И микропроцессорное управление тоже очень важно знать, а программы появляются все новые и новые, микропроцессоры все новые и новые. Надо непрерывно учиться.

Для нее непрерывная учеба – естественное состояние, ведь с раннего детства был родительский пример перед глазами. А вот донести необходимость постоянного развития до студентов – та еще задача.

– Я привыкла контролировать ход усвоения, постоянно спрашиваю, понятно ли, – рассказывает Мария Андреевна. – Меня интересовали вопросы риторики. Поскольку у папы было полно таких книг, я многое прочитала и один совет надолго запомнила. Если вы читаете лекцию и вас уже никто не слушает, надо сказать: кстати, по этому поводу я вспомнила интересный анекдот. После этого все начинают слушать. И если в конце лекции спросят, а где же анекдот, надо ответить: я ведь сказала, что вспомнила, а не обещала рассказать! Нужно яркие пятна разбрасывать по лекции, интересные истории, впечатляющие примеры из производства, из жизни, которые убеждают: все это не просто теория…

Теория и практика, наука и жизнь, прошлое и будущее – все это сплетено очень тесно. Будущее Марии Ямковой – ее дети. Леонид уже магистрант ДонГТУ, в профессиональном смысле прямой наследник, специальность – электропривод. Зиночка, названная в честь бабушки, в 11-м классе, кругом отличница, скоро выбирать профессию… И очень может быть, что в семье выросло третье поколение ученых. Жизнь покажет.

Юлия Черепнина, фото автора