Найти в Дзене

Книга как… прикрытие

Эта совсем небольшая книжка имеет ценность скорее библиографическую чем содержательную.
Она была опубликована 1871 году в Женеве весьма скромным тиражом и представляла из себя несколько разрозненных текстов которые весьма сложно сравнивать с объемным, хлестким, а местами и откровенно «злопыхательным», первым томом «Записок» скандального князя. Но собственно и причина ее появления была совершенно

Эта совсем небольшая книжка имеет ценность скорее библиографическую чем содержательную.

Она была опубликована 1871 году в Женеве весьма скромным тиражом и представляла из себя несколько разрозненных текстов которые весьма сложно сравнивать с объемным, хлестким, а местами и откровенно «злопыхательным», первым томом «Записок» скандального князя. Но собственно и причина ее появления была совершенно другая…

После смерти Петра Владимировича, который к концу жизни умудрился поссорится даже с собственным сыном, наследником его большого и, как считалось, очень «взрывоопасного» архива стал владелец небольшой женевской книжной лавки Станислав Тхоржевский, который занимался распространением изданий Александра Ивановича Герцена. Сам Герцен был определен распорядителем архива и должен был обеспечить публикацию «разоблачительных бумаг». Правда средства на эту публикацию в то время попросту отсутствовали. 

Конечно архив Долгорукова сильно интересовал не только деятелей «вольной русской печати». Еще в 1869-м, согласно высочайшему повелению, к охоте за архивом приступило III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Дело было поручено одному из самых перспективных агентов штабс-капитану Карлу-Арвиду Романну. И, несмотря на «патологическую подозрительность» и «удивительную проницательность» Герцена, с поставленной задачей Романн справился блестяще. Он полностью выкупил долгоруковский архив с разрешения распорядителей и с условием «обязательной публикации» за 26 тысяч франков. В результате «взрывоопасные материалы» в банальных сундуках вернулись в Россию и навсегда «осели» в библиотеке Зимнего дворца. Правда Герцен о своей фантастической ошибке так и не узнал. Он умер раньше завершения дела…

Но во всем этом был один важный момент. Раскрывать такого ценного агента как Романн III отделению было крайне не выгодно, а значит надо было в какой-то мере исполнить договорные обязательства по публикации бумаг покойного князя. Для этого отобрали относительно безопасные материалы, тщательно их отредактировали, не без высочайшего участия, и опубликовали небольшим тиражом дав нужные рекламные объявления в женевских газетах. Так и появилась на самом деле эта книжка-прикрытие. Естественно не вызвавшая особого ажиотажа, но свою роль исполнившая в полной мере…