Действие второго романа, «Страга Севера», происходило в 1993 году. Задача Сергея Русинова, «Мамонта», его урок, выполнялась в Москве – Москве «предреволюционной», незадолго до октябрьских событий, «переворота 1993-го» и штурма Белого дома.
«…Арчеладзе вдруг подумал: а не Комиссар ли позаботился, чтобы охраняли его дом? Причём умышленно подобрал группу бойцов ОМОНа из Северной Осетии, уже поднаторевших в кавказских междоусобных конфликтах, наглых и бесцеремонных, способных спровоцировать совершённые полковником действия. Зачем-то ему нужно, чтобы Арчеладзе проявился, как сторонник Верховного Совета, как противник государственного переворота…»
Двухкассетная автомагнитола?!
В одном из эпизодов Нигрей, человек Арчеладзе (руководителя спецгруппы КГБ, занимающейся поисками золотого запаса СССР), направленный на задание с подслушивающей аппаратурой, прослушать правительственную дачу «Комиссара», был захвачен Мамонтом, изъявшим у него кассету с записью и переписавшим себе. Нигрей отчитывается перед Арчеладзе о собственном провале:
- Продолжай, Виктор…
- А всё, Эдуард Никанорович, - выдохнул Нигрей.
- Он сделал копию плёнки. Аппаратура была в «Линкольне»… Я виноват, я первым стал искать компромисс. Он диктовал, вязал по рукам и ногам…
А перед этим произошел диалог Нигрея и захватившего его Мамонта. Нигрей пытается выяснить, кем является Мамонт, вспоминая знакомых из разных силовых структур:
- Вспомнил! Ты же работал в контрразведке? У Котоусова? Точно, я тебя там и видел! Я тогда только пришёл…
- Ну и память у тебя, — многозначительно проронил Мамонт.
- Так, погоди, - ударился в воспоминания горбоносый. - При Андропове тебя перевели в ОБХСС. Тогда же всех котоусовских распихали…
- Мемуары потом, - отрезал Мамонт и открыл машину. - Садись. Он достал кассету из «трофейного» диктофона, вставил в автомобильный магнитофон для перезаписи.
И вот, собственно, мы и подошли к сути! Технари – автомобилисты, электронщики и т.п. – возможно, заметили некую странность… Термин «автомобильный магнитофон» сложно трактовать иначе, как установленную в консоли торпедо автомагнитолу, основу аудиосистемы в машинах 80-х-90-х. Но «вставить кассету в автомобильный магнитофон для перезаписи» означало, что автомобильный магнитофон был ДВУХКАССЕТНЫМ! А вот это уже очень странно…
Действие книги, как уже было сказано, происходило в 1993 году. Линкольн Мамонта в книге фигурирует, как неопределенная модель. Но, судя по годам, это мог быть (по степени уменьшения вероятности):
- Lincoln Town Car 1 поколения (выпускался с 1981 по 1989)
- Lincoln Town Car 2 поколения (выпускался с 1990 по 1997)
- Lincoln Continental 7 поколения (выпускался с 1982 по 1987)
- Lincoln Continental 8 поколения (выпускался с 1988 по 1994)
Не могу считать эту информацию на 100% точной, но ни в одной из этих машин мне не удалось найти в списке доступного оснащения двухкассетной автомагнитолы… Плюс, Мамонт посредственно разбирался в устройстве и оборудовании своего роскошного автомобиля, поскольку имел не слишком большой опыт езды на нем ко времени тех событий. Думается, с учетом этого, ему не так-то просто было в стрессовой ситуации захвата под угрозой оружия чужого агента, вставить две кассеты в магнитолу (даже если предположить, что она все же была двухкассетной!) и запустить перезапись… Некоторая его неосведомленность о функциях автомобиля отчетливо прослеживается по тексту:
«…Надежда пригнала их машину - тёмно-серый «Линкольн». Мамонт сел в кабину и минут десять разбирался в управлении, прежде чем запустил двигатель и включил свет. После «уазика» в этом агрегате казалось так много лишнего, но что делать, если у богатых свои привычки…»
Так что же это было?
Думается, можно с высокой долей вероятности предположить, что Сергей Трофимович все же несколько зарапортовался с этой «двухкассетной автомагнитолой» и скорее всего в Линкольне все же лежало на заднем сиденье что-то вроде этого:
Тем не менее, надо для справедливости все же отметить, что двухкассетные автомагнитолы существовали в природе! Было их крайне мало по причине, вероятнее всего, отсутствия запроса у потребителей на такие технические решения, но пару-тройку моделей (являющихся OEM-клонами друг друга) можно разыскать. Производили их, разумеется, безымянные азиатские фирмы. Крайне мала вероятность того, что в Линкольн вместо штатной магнитолы установили нечто подобное:
Отдельно можно сказать, дабы наиболее полно раскрыть (или закрыть?) тему, о существовании автомобильных кассетных магнитол с микрофоном и возможностью записи с него голосом на кассету. Сложно предположить, на кого это было ориентировано – на писателей, которых в пути может осенить идея, или журналистов? Агент Купер бы, вероятно, оценил )) В любом случае в сцену, описанную в «Страге Севера», такой вариант не вписывался, поэтому добавим его в эту историю просто для расширения кругозора.
Типичный представитель категории кассетных автомагнитол с микрофоном, количество моделей в которой можно было сосчитать по пальцам одной руки, не более – Philips RN712. Помимо записи с микрофона эта магнитола умела еще и писать с радиоэфира.