Менеджмент газеты «The Washington Post» объявил о резком сокращении персонала: 300 из 800 журналистов и 30% всех сотрудников (а их - около 2,4 тыс. человек). Подробности - в материале обозревателя «Четырёх Перьев» и эксперта по американской медиасистеме профессора Владимира Сапунова.
Количество сокращаемых впечатляет. Даже во время второго газетного мора в США 2007-2009 годов - в условиях мирового финансового кризиса - в Washington Post Company были уволены 230 сотрудников, из них 100 журналистов «WP» и 111 - журнала «Newsweek», тогда принадлежавшего WPC. В 2023-м по бай-ауту (увольнение с денежной компенсацией) WPC покинули 200 человек.
Крупнейшие газетные кризисы в США
Первый газетный мор (эпидемия газетной смерти) случился в США в 1950-1960 годы: печатная пресса не выдержала конкуренции с телевидением. Он привёл к слиянию утренних и вечерних газет или закрытию вечёрок, массовой гибели ежедневных изданий, унификации контента.
В частности, на 1962 год в Нью-Йорке насчитывалось семь крупных ежедневных газет общей и политической информации. А к концу 1960-х их осталось три - «The New York Times», «New York Daily News» и «New York Post». Прекратили существование два классических жёлтых издания - «New York World» Джозефа Пулитцера и «New York Journal American» Уильяма Хёрста. Погибли «New York Herald Tribune» и «New York World Telegram and Sun».
Финансовые проблемы СМИ вели к концентрации производства и монополизации. В результате в 1980 годы только в двух из 25 американских городов-миллионников (Нью-Йорк и Сан-Диего) выходило больше двух газет - по четыре. В 12 - по две с двумя собственниками, в шести - по две с одним владельцем, в пяти - по одной.
Второй газетный мор случился в 2007-2009 годах. Мировой финансовый кризис нанёс сокрушительный удар по медийной индустрии США. Во второй половине 2007 года она потеряла 2112 рабочих мест, в 2008-м - 15866, за три первых месяца 2009-го - 7859.
О банкротстве объявил второй по величине американский издательский дом - Tribune (владелец «Los Angeles Times» и «Chicago Tribune»). Разорение пережили компании Journal Register (владела 22 газетами), Philadelphia Newspapers (собственник «Philadelphia Inquirer» и «Philadelphia Daily News») и Sun-Times Media («Chicago Sun-Times», 58 печатных изданий и онлайн-ресурсов).
Прекратили существование ежедневные газеты с полуторавековой историей - «San Francisco Chronicle», «Tucson Citizen» (штат Аризона), «Rocky Mountain News» (Денвер, штат Колорадо) и другие.
Следом по печатной прессе ударило развитие Интернета. Как результат - массовое сокращение тиражей, изменение периодичности (ежедневные газеты перешли на выход три раза в неделю или превратились в еженедельные), слияние изданий или договоры о разделении функций между вчерашними конкурентами, резкое уменьшение качественной информации в пользу коммерческих материалов и прямой рекламы. И, как мы уже говорили, газетная индустрия США потеряла десятки тысяч творческих и других работников.
К 2007 году уже набрала силу тенденция финансиализации медиасектора. Спекулятивный капитал неумолимо увеличивал свою долю в СМИ и распространял на них привычные для себя крайне жёсткие формы менеджмента, когда любые экономические проблемы решались исключительно за счёт увольнения сотрудников, сокращения их зарплат и производства.
Спекулянты против журналистов
К 2020 году казалось, что газеты приспособились к сосуществованию с Интернетом. Были разработаны комбинированные бизнес-схемы, позволявшие использовать сеть себе на пользу. Сайты изданий превратились не просто в механизм раскрутки печатных версий, а в самостоятельных игроков, зарабатывающих деньги. Сочетание общедоступной информации и контента премиум-класса в Интернете, использование соцсетей давало результаты.
Однако в 2022-2025-х у ведущих американских изданий начались проблемы уже в Интернете. Посещаемость сайта «The Washington Post» упала с примерно 70 млн человек в 2022-м до 40 миллионов в 2025-м. Почти такие же показатели - у «The Wall Street Journal», но с оговоркой: их контент платный, а у «WP» - нет.
У «The New York Times», сочетающей платное и бесплатное содержание, количество посетителей упало со 100 миллионов в 2022-м до 80 миллионов в 2025 году.
Главная причина в том, что у монстров американского медиасектора появилось множество более мелких конкурентов, предлагающих качественную и бесплатную аналитику, - со своими источниками, инсайдами, сильными авторами. В том числе - «Axios», «Politico», «HuffPost», «Breitbart», «Foreign Affairs».
Так что когда руководство «WP» называет среди причин сокращений низкий интерес аудитории и несоответствие требованиям рынка, оно не лукавит. Вероятно, ему предстоит пересмотреть бизнес-модель. Но уже ясно, что легендарная газета, сыгравшая в 1972 году ключевую роль в Уотергейтском скандале, который повлёк за собой отставку президента Ричарда Никсона, не останется прежней.
Драконовские меры, которые принимаются в «The Washington Post», нельзя не связать с фигурой её владельца Джеффа Безоса, который приобрёл издание в 2013-м. В 1994 году Безос основал компанию Amazon и выступает её бессменным директором.
О том, насколько жёстким является управление в Amazon, ходят легенды, точнее - истории из жанра «хоррор». Они про штрафы за малейшие провинности, нелюбовь начальства к больничным, выполнение должностных обязанности за троих, стрессовый и партиципационный менеджмент.
Поэтому с коллективом «WP» Безос особо не церемонится. Ведь, скажем, владелец «The Wall Street Journal»» - News Corporation - при схожих показателях о массовых сокращениях ничего не сообщал. Хотя News управляется, на минуточку, семьёй Мёрдоков, а Руперт Мёрдок тоже известен колоритнейшей историей массовых увольнений - с сотрудниками он никогда не деликатничал. Но не в таких же масштабах.
Причина в том, что основную долю Amazon - более 60% - контролируют институциональные инвесторы, крупнейшие из которых - The Vanguard Group, Black Rock и State Street Global Advisors.
Финансово-спекулятивный капитал за последние 20 лет серьёзно накачал мускулы в медиасфере. И речь идёт даже не о прямом владении СМИ, хотя оно тоже шагает по планете тяжёлой поступью.
Ведущие инвестиционные компании (помимо вышеупомянутой большой тройки - Blackstone, Carlyle, KKR и другие) имеют небольшие доли практически во всех ведущих мировых медиакомпаниях. Как правило, индивидуальный пакет акций не превышает 5%. Но, сбившись в волчью стаю, они ведут себя наиболее активно и агрессивно. В 2008 году именно миноритарии из частных инвестиционных компаний скоординированно настояли на первом в истории массовом увольнении журналистов «The New York Times» в 100 человек.
Финансиализация - главная причина интенсификации массовых увольнений в медиасекторе за последние 20 лет. Как уже говорилось, инвестиционные компании при частичном или полном контроле над СМИ осуществляют то, что они называют соблюдением финансовой дисциплины, которое на деле оборачивается увольнениями, сокращениями зарплат и производства и т.д.
В докторской диссертации 2007 года я назвал тенденцию постоянного нарастания массовых увольнений в СМИ ужесточением медиаменеджмента. А в дальнейшем посвятил ему множество научных публикаций.
Ужесточение медиаменеджмента - одна из трёх главных политэкономических тенденций развития мирового медиасектора наряду с монополизацией (временами дихотомической, сопровождающейся выделением компаний в отдельный бизнес) и финансиализацией.
Автор(ы): Владимир Сапунов, доктор филологических наук