Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Буллинг наступает: как избежать трагедии

ЧП в красноярской школе, где 14-летняя восьмиклассница подожгла сверстников и искромсала их молотком, это вопиющий пример того, как буллинг перерастает в насилие, если его игнорировать.​ На этой неделе по России прокатилась волна нападений на учителей и учеников в школах. В Уфе 3 февраля мальчик ворвался в класс с автоматом и ножом. 4 февраля ученица в городе Кодинске Красноярского края накинулась с ножом на учительницу химии и ранила сверстницу. В тот же день в красноярской школе №153 восьмиклассница ворвалась на урок с молотком и горючей смесью, подожгла одноклассников и класс, а спасающихся била инструментом. В результате пострадали пятеро детей и учитель, двое госпитализированы с ожогами 15-20% тела средней тяжести, один в реанимации в тяжелом состоянии. Девочка заранее анонсировала нападение в школьном чате и даже проводила опрос «на кого из учителей напасть», но предупреждения проигнорировали. По данным СМИ, девочка в классе была изгоем: сверстники ее травили из-за лишнего веса.
Оглавление

ЧП в красноярской школе, где 14-летняя восьмиклассница подожгла сверстников и искромсала их молотком, это вопиющий пример того, как буллинг перерастает в насилие, если его игнорировать.​

Эпидемия школьной агрессии: кто виноват?

На этой неделе по России прокатилась волна нападений на учителей и учеников в школах. В Уфе 3 февраля мальчик ворвался в класс с автоматом и ножом. 4 февраля ученица в городе Кодинске Красноярского края накинулась с ножом на учительницу химии и ранила сверстницу.

В тот же день в красноярской школе №153 восьмиклассница ворвалась на урок с молотком и горючей смесью, подожгла одноклассников и класс, а спасающихся била инструментом. В результате пострадали пятеро детей и учитель, двое госпитализированы с ожогами 15-20% тела средней тяжести, один в реанимации в тяжелом состоянии.

Девочка заранее анонсировала нападение в школьном чате и даже проводила опрос «на кого из учителей напасть», но предупреждения проигнорировали. По данным СМИ, девочка в классе была изгоем: сверстники ее травили из-за лишнего веса. Этот случай, потрясший Россию, ярко иллюстрирует, как буллинг может перерасти в насилие с катастрофическими последствиями.​

Буллинг — это систематическая травля, агрессия и преследование, которые чаще всего (82% случаев) происходят в школе. По данным исследований «Ингосстраха» и Финансового университета, проведенного в 37 городах России, каждый десятый россиянин или его ребенок становился жертвой, каждый пятый — свидетелем буллинга, а 9,9% инцидентов приходится на онлайн-травлю.

Данные ВЦИОМ за 2024 год еще страшнее: 25% респондентов признались в том, что столкнулись с травлей в школе, еще 19% указали, что сверстники преследуют их детей или внуков. А по данным Международной программы оценки успеваемости учащихся PISA-2018, актуальным на 2025 год, уже 37% школьников России подвергаются травле, из них 22% — систематически. Среди молодежи 18–24 лет доля пострадавших ранее от буллинга в школах достигает 53%.

Формы буллинга в 71% случаев включают оскорбления, насмешки и издевательства; угрозы и физическое насилие — в 41%.

Лидером по числу жертв буллинга в России остается Ижевск, где опросы показывают до 32% пострадавших и 17% свидетелей. За ним следуют Иркутск (22% жертв, 29% свидетелей) и Оренбург (22% и 20%). В то время как в Москве показатели ниже — 14% жертв и свидетелей, в Санкт-Петербурге — 9% жертв и 17% свидетелей. Хотя в 2024–2025 годах в Петербурге агрессия усилилась с ростом обращений на 29% из-за видео-насилия в соцсетях.

   Обгоревший класс в красноярской школе №153   Прокуратура Красноярского края
Обгоревший класс в красноярской школе №153 Прокуратура Красноярского края

Причины буллинга: от дефицита поддержки до влияния медиа

Одна из главных причин — отсутствие психологической поддержки подростков. Как отмечает психолог детской клиники «Будь Здоров», арт-терапевт, реабилитолог и регрессолог Ксения Лапшина, в 1980-90 гг. в нашей стране существовала специальная ТВ-программа «До 16 и старше».

«До 16 и старше» с самого начала появления в эфире ставила задачей не менторствовать, не поучать, как жить, а попытаться стать близким другом молодому парню или девушке. Подсказать выход из сложной психологической ситуации, помочь наладить отношения со сверстниками и с родителями, предостеречь от опасных шагов, которые могут иметь дурные последствия, все это зрители быстро почувствовали в сюжетах новой программы и стали ей доверять», — отмечает эксперт.

Сегодня, по ее мнению, ТВ лишено таких «друзей», а интернет заполнен «грязью, кровью, насилием, отрицанием общепринятых устоев общества», в связи с чем Ксения Лапшина предупреждает: «И нет никакой гарантии, что все это не повлияет на психологическую устойчивость и выбор правильных жизненных ориентиров у юного поколения».

Подростки остаются без помощи в налаживании отношений со сверстниками.

   Перед тем, как напасть на сверстников, затравленная ребятами красноярская восьмиклассница подожгла школьный туалет   Прокуратура Красноярского края
Перед тем, как напасть на сверстников, затравленная ребятами красноярская восьмиклассница подожгла школьный туалет Прокуратура Красноярского края

​Дополнительный фактор — трансляция насилия в медиа, объясняет клинический психолог медтехкомпании «Доктор рядом» Олеся Толстухина.

«Сама по себе трансляция событий в медиа не формирует склонность к насилию, а в норме вызывает реакцию тревоги и осуждения. В случае, если насилие преподносится как одобряемое или героическое поведение, тогда возможен сдвиг ориентиров. Если у человека по ряду причин есть предрасположенность к такому отреагированию, то есть склонность к жестокости», — убеждена эксперт Толстухина.

Она уточняет: «Если два эти элементы сходятся: предрасположенность и одобрение из специфических медиа-ресурсов, например, тогда может возникнуть импульс к такой реализации внутреннего напряжения. На ровном месте спокойный человек с традиционными ценностями на сообщения о бедах реагирует сожалением и упреком».

Результаты исследований показывают, что родители чаще поддерживают пострадавших детей дома (72%), советуются с другими (66%) или обращаются в школу (55%), но лишь 15% идут к психологу, что усугубляет игнорирование сигналов, как это недавно и произошло в Красноярске.​

   Более трети школьников в России хотя бы однажды становились объектами травли, свидетельствуют данные опросов   Изображение Midjourney
Более трети школьников в России хотя бы однажды становились объектами травли, свидетельствуют данные опросов Изображение Midjourney

К чему приводит равнодушие к школьному буллингу?

Буллинг приводит к снижению успеваемости и нежеланию посещать школу у 63% жертв. У 33% развиваются неврозы и другие проблемы со здоровьем, причем последствия травли могут преследовать человека всю оставшуюся жизнь — даже после того, как агрессия прекратилась, подчеркивает исследователь из «Ингосстраха» Владимир Храбрых. «В подобных случаях специалист поможет решить психологические проблемы», — отмечает эксперт.

Что делать, если ребенок стал жертвой буллинга

  1. Сначала успокойтесь сами. Соберитесь с силами, чтобы поддержать ребенка без паники.
  2. Поддержите ребенка. Выслушайте внимательно, покажите: вы на его стороне, он не один. Признайте чувства, осудите поведение агрессоров, научите уверенно отвечать и защищаться. Обещайте действовать вместе.
  3. Перейдите к действиям. Свяжитесь с классным руководителем: составьте план и сроки. Проверьте прогресс с ребенком и учителем. Если не помогло — идите к директору. При отсутствии результата — в вышестоящие инстанции или полицию с юридической поддержкой.
   Эксперты советуют родителям не затягивать с вмешательством в проблему школьного буллинга: последствия могут быть плачевными   Изображение Midjourney
Эксперты советуют родителям не затягивать с вмешательством в проблему школьного буллинга: последствия могут быть плачевными Изображение Midjourney

Что делать, если ребенок — агрессор (буллит других)

  1. Успокойтесь сами. Контролируйте эмоции — гнев мешает решению проблемы.
  2. Поговорите с ребенком. Перечислите жалобы других спокойно, попросите ребенка рассказать свою версию. Выслушайте, помогите связать действия с причинами. Говорите спокойно, уверенно: средний тон, замедленный темп, расслабленная поза, приглашайте к диалогу. Не переходите на крик, угрозы, ярлыки («Ты хулиган!»), избегайте агрессивной жестикуляции.
  3. Развивайте у ребенка эмпатию и навыки общения. Обсуждайте чувства жертв: «Как он себя чувствует от твоих слов?» Давайте шанс делать добро (помощь другим), учите дружбе и мирному разрешению конфликтов. Контролируйте ТВ, игры, музыку — обсуждайте контент критически. Вовлекайте в командные занятия (спорт, кружки).

«Здесь вам не санаторий»: три четверти россиян столкнулись с буллингом на работе