Найти в Дзене
Российская газета

Почему нужно ехать в Серпухов на выставку "Импрессионизм с русской душой"

Если посетить все нынешние выставки в главных подмосковных музеях, то можно заметить: между собой они как будто ведут диалог. В "Новом Иерусалиме" на Истре - Саврасов как один из основоположников лирического пейзажа. В Мелихове - творческие и человеческие дружбы Левитана и Чехова. А на новой выставке в Серпуховском музее - Саврасов и Левитан как мастера русского импрессионизма. Словом, вся история русского искусства второй половины XIX - начала XX века, весь путь между передвижниками и авангардистами - проследить его нетрудно, смело отправившись в путь по Подмосковью. В Серпуховском историко-художественном музее решили развеять миф - якобы русского импрессионизма не существовало. Здесь открыли большой межмузейный проект, включающий более 90 работ 50 художников. Треть работ - только из коллекции Серпуховского музея, который по праву называют "подмосковной Третьяковкой" за его богатейшее собрание. Как в европейской живописи возник импрессионизм? Во многом как ответ на революционные измен

Если посетить все нынешние выставки в главных подмосковных музеях, то можно заметить: между собой они как будто ведут диалог. В "Новом Иерусалиме" на Истре - Саврасов как один из основоположников лирического пейзажа. В Мелихове - творческие и человеческие дружбы Левитана и Чехова. А на новой выставке в Серпуховском музее - Саврасов и Левитан как мастера русского импрессионизма. Словом, вся история русского искусства второй половины XIX - начала XX века, весь путь между передвижниками и авангардистами - проследить его нетрудно, смело отправившись в путь по Подмосковью.

В Серпуховском историко-художественном музее решили развеять миф - якобы русского импрессионизма не существовало. Здесь открыли большой межмузейный проект, включающий более 90 работ 50 художников. Треть работ - только из коллекции Серпуховского музея, который по праву называют "подмосковной Третьяковкой" за его богатейшее собрание.

Как в европейской живописи возник импрессионизм? Во многом как ответ на революционные изменения в мире, который перестал быть предсказуемым. Привычный академический язык уже не отвечал новому ощущению времени. Темп жизни, скорость, технический прогресс вдохновляли художников не выписывать детали, а фиксировать лишь свои впечатления от этого мира, передавать настроения, состояния души.

Открывается проект "Импрессионизм с русской душой" окном в традиционно русской деревянной раме, куда вписано полотно Николая Тархова. Кураторы называют его "окном в Париж". Тархов считается самым "французистым" из русских художников второй половины XIX века. В 1899 году он уехал во Францию, но продолжал показывать свои работы и в Москве, и в Санкт-Петербурге.

Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться

Главным завоеванием французского импрессионизма стала игра в беспредметность - а русские художники смело брали все приемы импрессионистов и шли дальше. Русская природа стала благодатной почвой для развития нового направления. "Пейзаж нельзя писать без цели, только за то, что он красив, - в нем должна быть история вашей души, - писал Константин Коровин. - Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музу на кончике пера".

Как и французским коллегам, русским художникам было важно запечатлеть красоту момента, но русский импрессионизм был более созерцательным и лиричным. Вместо шумных парижских улиц - русская глубинка зимой или уют дворянской усадьбы - тихого творческого гнезда. Вместо изысканных дам в турнюрах - жизнерадостные дородные крестьянки.

В Серпухове открылась выставка "Импрессионизм с русской душой" (СМОТРЕТЬ ФОТО)

Основоположник пейзажа в русском искусстве Алексей Саврасов представлен камерной "Осенью". В пейзажном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества он учил молодых художников видеть в родных пейзажах красоту и величие. Благодаря ему "жанр-изгой" стал основным в живописи конца XIX века.

На полотне Николая Дубовского "Зима" пасторальный пейзаж с двориком избы, занесенным снегом, будто подсвечен изнутри - благодаря розовым отблескам солнца. Дубовской, изобразивший эталонную русскую зиму, возглавлял Товарищество передвижных художественных выставок на рубеже XIX-XX веков и деликатно выполнял роль примирителя передвижников старшего и младшего поколений.

Константин Горбатов, ученик Дубовского, несколько лет проживший за границей, на картине "Деревья в зимнем серебре" мастерски пишет воздух и укутанные снегом деревья в лучах робкого рассветного солнца. Вообще на выставке работ Горбатова немало, в том числе из Нового Иерусалима, где хранится большая часть его наследия. Подсолнухи писали Клод Моне, Густав Климт, Поль Гоген, Анри Матисс - но у Горбатова есть свои "Подсолнухи", этюд картинного формата. То есть этюд по манере исполнения - и картина по силе воздействия.

Читайте также:

В "Зарядье" проходит выставка работ лучших преподавателей и учеников Строгановки

"Сад цветет" Виктора Батурина - еще один пример того, как русские импрессионисты не просто думали, как передать визуальное впечатление, - но заставляли зрителя буквально чувствовать этот теплый ветерок от цветущих яблонь.

Почти кубистская картина "Поселок" Петра Петровичева представлена здесь впервые. Плотный и тяжелый мазок художника напоминает смальтовую мозаику. Петровичев предпочитал густые "земляные" тона, сам растирал найденные цветные камешки в поисках нужного цвета и фактуры.

Абрам Архипов с его красными крестьянками не был импрессионистом в чистом виде, но его искусство, сочетающее реализм с колористическими и световыми находками, демонстрирует один из путей обогащения импрессионизма на русской почве.

В 1920-1930-е завоевания русского импрессионизма не ушли в небытие. Критики продолжали цепляться - а караван все шел и продолжал питать наше искусство на много лет вперед.

Читайте также:

"Волга. Москва. Нева": Музей Москвы отправляет в путешествие по рекам времени

Автор: Наталья Соколова