Уральский регион — кладезь уникальных художественных традиций и промыслов, связанных с горнозаводской историей и природными богатствами края. Это и художественное ажурное литье из чугуна городов Куса и Касли, лаковая роспись по металлу г. Нижний Тагил, златоустовская гравюра на стали, камнерезное искусство, ювелирное дело многое другое и конечно - выдувка стеклянных елочных игрушек в городе Коркино.
Расположенный в 35 км от Челябинска на южных склонах Урала он отпраздновал в прошлом году свой 83 день рождения.
1943 год для города значим своими достижениями: добыча рекордного количества угля в самом крупном карьере Европы и введение перед Новым годом 21 декабря в эксплуатацию Коркинского стекольного завода. Первоначально выпускал оконное стекло и товары широкого потребления: кринки, графины, ламповое стекло, бутылки, школьные чернильницы, чашки Петри и с 1956 года - елочные игрушки. Цех перешел на «плановый выпуск игрушки с ежедневным учетом и сдачей готовой продукции на склад».
Немного истории
В контексте истории предприятия производство елочных украшений было особой страницей. Решение о запуске нового вида продукции в свете плановой советской экономики было частью идеолого-воспитательной программы государства и его политического курса на повышение благосостояния советских людей, улучшение качества товаров культурно-бытового назначения, воспитание вкуса через систему организации«нового» быта и интерьера, переживающего кардинальные перемены в связи с хрущевской программой жилищного строительства. Перед Коркинским стекольным заводом, в отличие от большинства небольших довоенных производств елочных украшений стояла задача организации промышленного, массового производства елочных игрушек. Она потребовала строительства и оборудования нового цеха; организации дотационного производства за счет прибыли предприятия; освоения технологии и подготовки кадров для ручного и формового дутья изделий из стеклодрота (его закупали на заводе «Дружная горка» Ленинградской области), а также серебрения, а в 1980-е гг . – металлизации (алюминирования). Проблема разработки ассортимента и образцов новой оригинальной продукции была одной из центральных: от нее зависело выполнение плановых показателей и реализация продукции через базу Роспромторга.
Новое дело быстро набирало обороты и первые полтора года стало временем наращивания производства. Опытные мастера – стеклодувы и выдувальщики завода М. В. Тюрин и Н. А. Гейбах – в 1950–1960-е гг . стали наставниками первого поколения стеклодувов: В. Судорогиной, Л. Пивоваровой, М. Петровой. На стартовом этапе работы цеха предпочтение отдавалось наиболее трудоемкой в изготовлении игрушке ручной выдувки, это было связано с дефицитом металлических форм-матриц для формовой штамповки. Постепенно количество форм становилось достаточным для общего ассортимента в 60–70 наименований, однако на приверженность сложной, затратной по времени и требующей более высокой квалификации игрушке ручной выдувки завод сохранял до конца елочной эпопеи.
Игрушка ручной выдувки, достигая в 1960–1980-е гг . 30 % всех наименований, стала своеобразной «визитной карточкой» Коркинского стекольного завода.
В 1970-е гг . этот ассортимент включал шары, колокола, елочные шпили, грибы. Самую изящную форму имели большие колокольчики (высота 80–100 мм) с открытым раструбом, с впайкой нихромового язычка. Такие изделия были известны в СССР по образцам немецких елочных наборов, изредка попадавших в советские магазины. Озвученный колокольчик относился к категории самого сложного ассортимента, от мастерства стеклодува зависела его мелодичность. Выдувные изделия, в том числе колокольчики и шары, нередко орнаментировались самосветящимися люминофорами – фосфоресцентными красками, эффект которых заключался в способности накапливать, а затем отдавать световую энергию. В это же время в номенклатуре ручной выдувки развивалась характерная для советского ассортимента бытовая тема: Коркинский стекольный завод выпускал изящные «Лампы настольные», «Чайники заварочные» и «Ложки Хохломские». Формовая игрушка 1960–1970-х гг . почти на четверть номенклатуры была представлена анонимными довоенными образцами игрушечных фабрик СССР. Это «Виноград», «Светофор», «Огурец», «Филин», «Шишка еловая», «Корзиночка» в двух вариантах декора, «Земляничка / клубничка», формованные шары и медальоны. В «Альбоме елочных украшений Коркинского стеклозавода» представлено три вида фонарей-подвесок, сочетающих в своих небольших объемах элементы цилиндров, пояска с лунками, «решетки».
Источником обновления ассортимента в это время становятся разработки Опытно-технической лаборатории ВНЭИИ– ВНИИИ. Поиски новой эстетики фигурной игрушки нашли отражение в традиционном для мифопоэтики елки «плодовом» ассортименте: формах «Клубники» и «Мандарина» по образцам художника ВНЭИИ Ю. Н. Павловой (Кузьминой), «Перца» Е. И. Лавровой, «Баклажана» М. Р . Димзе, «Моркови», «Кукурузы», «Сливы», «Морошки» других художников ВНИИИ. «Сова», «Рыбка» и «Жучок» положили начало елочной анималистике. В состав ассортимента Коркинского стекольного завода вошел «Пингвин», «Цыпленок» и «Черномор» в разработке Ю. Н. Павловой (Кузьминой). «Пирамидка» (автор неизв.) и «Футбольный мяч» по образцу Э. Ф. Фадеевой (ВНЭИИ) расширили ассортимент образами игры и игрушек. Тему детства представил «Мальчик с лопаткой» художника К. В. Горбашовой, вошедший в ассортимент с названием «Девочка с лопаткой». Формовые игрушки, в особенности фигурки людей, животных, птиц, выполненные в реалистической манере, как правило, отличались детализированной полихромной росписью в несколько этапов.
В 1980-е гг . в состав формового ассортимента вошел «Орех грецкий», «Шишка сосновая», «Веретено», «Шар граненый», «Клоун».
«У нас пока нет своего лица. Коркинские изделия похожи на продукцию других заводов, как близнецы-братья», – делился проблемой выпуска сортовой посуды художник А. В. Колмогоров.
В той же мере проблема касалась елочных украшений. Время менялось, в середине 1980-х гг. эпоха елочного дефицита осталась позади, появились симптомы кризиса перепроизводства, так как жители области уже сформировали свои домашние праздничные собрания и достаточно бережно относились к их хранению и использованию. Типовой стандартизированный ассортимент, характерный для всех производителей, стал надоедать обывателю и уж тем более не мог удовлетворять искушенный вкус. «Кризис жанра» в эту пору переживала вся елочная промышленность.
В это время новые образы игрушки формовой выдувки на российских фабриках рождались под влиянием технических новаций: в сфере елочного производства на многих предприятиях происходит переход на полуавтоматическое формование. Если добавить к этому достижения химии в области красителей, влияние быстрого распространения в быту фломастеров «футуристических» неоновых оттенков, будет понятно, что на волне научно-технической модернизации рождалась новая эстетика елочной (и не только) игрушки. Она вытекала из технологических особенностей формовой штамповки: игрушки типовых поточных линий уже не могли быть тонкостенными, хрупкими и нежными. На смену детализации приходило главенство объема и формы.
На Коркинском стекольном заводе тоже начинается активное обновление ассортимента, но не за счет внедрения технологии полуавтоматической выдувки (к счастью, этот тип модернизации цеха елочных украшений не коснулся), а благодаря разработке собственных образцов. Их новая стилистика прослеживается и в упрощении формы, и в символике цветовых пятен. Так, принципиально новым решением стал образ «Кота в сапогах» по модели художника ВНИИИ Г . С. Одинокой. Уместно сравнить его с подходом к проектированию игрушек «Дед Мороз» и «Медвежонок» на Коркинском стекольном заводе. В елочной анималистике («Ежик», «Попугай», «Утенок», «Пудель», «Слоненок», «Щенок») выразительность достигается разнообразием фактурной разработки и пластической моделировки, эмоциональностью и непосредственностью «детских» типажей, будь то забавные животные или сказочные персонажи.
В 1980-е гг . ассортимент ручной выдувки пополняется новыми образцами витых и ребристых «Подвесок», «Сосульки», «Наконечника». В 1986 г . утверждается в четырех вариантах декора «Ложка металлизированная окрашенная с росписью». Придуманная стеклодувом С. М. Минингуловой и разрисовщицей Л. В. Бигловой, она завоевала признание в варианте росписи «под Хохлому», ознаменовавшем характерные для времени поиски национального стиля. Простые, но выразительные формы «Матрешки» и «Снегурочки» с броской росписью лиц, шары и колокольчики с оригинальной орнаментацией тоже стали знаком обновления. С 1982 г . изделия ручной выдувки, как и остальной ассортимент, декорируются не серебрением, а алюминированием. Примерно в равном количестве утверждаются модели с металлизацией и окрашенные по голью. В декорировании игрушек появляются новые приемы и техники: трафаретная роспись, сочетание трафарета с ручной разрисовкой, обводка контура фунтиком для создания рельефа, применение блестящих посыпок.
Разработка собственных оригинальных образцов на Коркинском стекольном заводе стала возможной только с появлением специальной должности художника по стеклу. В 1983 г . им стал художник-керамист А. В. Колмогоров, в 1984 г . – А. П. Лоскутова, вскоре занявшая должность главного художника Коркинского стекольного завода (1984–1989). С приходом А. П. Лоскутовой начала разрабатываться новая линейка оригинальных игрушек ручной выдувки. Для этого в 1985 г . на заводе была оборудована новая мастерская и создана экспериментальная группа, в нее вошли опытные и креативные стеклодувы, пульфонщик. Несколько последних лет истории коркинской игрушки стали временем взлета – формирования ее самобытной эстетики и ассортимента. Для изделий ручной выдувки Коркинского стекольного завода во второй половине 1980-х гг . настал «звездный час».
Эксперименты А. П Лоскутовой коснулись всех аспектов проектирования игрушки – работы с формой, росписи, окрашивания, тематического содержания. На смену консервативным типам пульфонного окрашивания пришли игрушки с деликатной растяжкой чистых локальных цветов. Новые композиции «Подвесок» рождались из игры-импровизации с геометрическими формами. Почти вся тематическая коллекция игрушек А. Лоскутовой вдохновлялась сказочной темой. На контрасте диаметров двух слегка приплюснутых шаров рождается характерная для А. Лоскутовой двухшаровая композиция игрушки. Были утверждены и приняты к производству тематические игрушки «Снеговик», «Буратино», «Чиполлино», «Совенок», «Доктор Айболит», «Матрешка», «Грибок», «Слоненок», «Котенок», «Цыпленок», «Колобок», «Медвежонок», «Клоун», «Зайчик», «Тигренок», «Чебурашка». В творчестве А. П. Лоскутовой и претворившихся в производстве образцах ее игрушек был создан узнаваемый декоративно-орнаментальный стиль классического ассортимента (шары, колокольчика, подвески) ручной выдувки Коркинского стекольного завода и целая галерея тематических образов в стиле оригинального дизайна. Собрание образцов в авторской росписи художника и в промышленном исполнении – один из интереснейших феноменов креативных индустрий Южного Урала.
К началу 1990-х гг . пришедшая с Запада в виде китайской пластиковой продукции мода на минимализм и стилистическую монохромность дизайнерского рождественского дерева для взрослых сделала елочную игрушку предметом потребления и маркером социального престижа. Шары начинают преобладать в составе ассортимента Коркинского стекольного завода и превосходить другие виды украшений в объемах тиражей. Как нерентабельное, производство елочных украшений свертывается, в 1992 г . Цех елочных украшений закрывается. Заметными явлениями финального аккорда коркинской игрушки стала продукция эксклюзивного уровня – шары в авторской росписи Л. В. Бигловой и других разрисовщиц, игрушки по мотивам символов года восточного календаря. Довольно сложная в выдувке, изящная в росписи и нарядно декорированная «Змейка» конца 1980-х гг .– безусловный шедевр хрупкого елочного наследия Коркинского стекольного завода.
Искусство коркинских мастеров — это больше, чем просто ремесло. Это история о том, как в сложные годы люди, преодолевая трудости, создавали красоту и дарили детям и взрослым радость. Это было настоящее творчество: ручная выдувка, тематические образы, узнаваемый стиль. Наверное в каждой Уральской семье хранятся эти узнаваемые стеклянные фигурки. К сожалению, музея на базе стекольного завода нет, а новогодние экспозиции в Коркино открываются всё реже и реже. Прошлым летом мне посчастливилось встретиться с сотрудником Коркинского завода и приобрести из её коллекции интересные и редкие игрушки. Среди них - та самая ложка в «признанной» хохломской росписи. Мне захотелось приумножить и сохранить дух Коркинского мастерства. На основе своего музейного образца я воссоздала оригинальные орнамент и цвет. Современная форма золотой ложки стала частью истории близкой и доступной каждому. И в сочетании с современным самоваром от Ёлочки или Ариель дополнит и освежит новогодний натюрморт! Они нашли особое место в моём сердце. надеюсь и вам они откликнулись тоже!
Статья написана на основе материала: Андреева, И. В. Альбом «Елочные украшения Коркинского стеклозавода» как источник изучения ассортимента конца 1960–1970-х гг. /И. В. Андреева // Природное и культурное наследие Урала : материалы XV Всерос. науч.-практ. конф. – Челябинск, ЧГИК, 2024. –С. 40–47.