Гитлер «осчастливил» Финляндию, он направляется к Рюти, который благоговейно склонил свою голову перед «повелителем».
Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 20 декабря 1944 г., среда:
Сила советского оружия документальный фильм „К вопросу о перемирии с Финляндией"
Весна 1940 года. Советские пограничники ставят столбы вдоль новой советско-финской границы, установленной по мирному договору. Нижние концы толстых
столбов осмолены, чтобы они могли простоять долго, не подвергаясь гниению, — СССР хочет жить в мире со своим соседом — Финляндией...
Мы перелистываем страницы истории. Вот этот договор, скрепленный печатями СССР и Финляндии; его может читать всякий на экране кино, — наша дипломатия не знает тайных договоров, двойной бухгалтерии вероломства. У нас есть только одна карта нашего великого государства, и на этой карте границы его очерчены в строгом соответствии с картами, приложенными к мирным договорам.
Но вдруг мы видим на экране карту какого-то странного, не известного никому государства, которое тянется от Ботнического залива до Северного Урала. Мы всматриваемся в надпись на этой невиданной доселе карте неведомого огромного государства... Может быть, это иллюстрация к какому-нибудь фантастическому роману? Может быть, это бред больного, получивший столь дикое очертание? Какой умалишённый написал эти размашистые слова — «Великая Финляндия»?
В кинозале стоит веселый смех. На финском аэродроме из самолета выходит Гитлер. Он «осчастливил» Финляндию своим посещением. Кривляясь и гримасничая, он направляется к Рюти, который благоговейно склонил свою голову перед «повелителем». Гитлер долго трясет руку президента Финляндии. Финские кинооператоры во всех ракурсах стараются запечатлеть для истории этот «счастливый» день Финляндии. Сколько взаимных надежд вложено в это рукопожатие.
...Черное кольцо блокады замкнулось вокруг города Ленина, и финны в союзе с немцами стали душить голодом ленинградских женщин, стариков и детей, разрушать снарядами и бомбами чудесные дворцы, жечь жилые дома и больницы. Мы знаем, чем кончилось всё это. Красная Армия прорвала блокаду и погнала немцев от Ленинграда. Финны остались одни у стен великого города. Но советское правительство, четверть века назад предоставившее Финляндии свободу и независимость, предъявило Финляндии умеренные и великодушные условия перемирия.
Финское правительство и прежде всего те люди, которым пожимал руку Гитлер,
— авантюристы, мечтавшие о «Великой Финляндии», — отвергли эти советские
предложения. Они надеялись на «неприступную» крепость, сооружавшуюся в течение нескольких лет на Карельском перешейке. Мы знаем, что эти оборонительные сооружения состояли из трех линий обороны и Выборгского укрепленного района, что финны строили эти линии и день и ночь под руководством немецких инженеров, не жалея ни бетона, ни стали. Но только теперь, глядя на экран, мы впервые видим, что представляли собой эти мощные барьеры на Карельском перешейке.
Вот первая линия длиной в 100 километров, пересекавшая перешеек в 30 примерно километрах от Ленинграда. Мы видим ее на экране. Густая сеть траншей, проволочных заграждений, противотанковых сооружений — рвов, надолб, эскарпов, минных полей, пулеметных площадок, минометных и артиллерийских позиций на глубину до 8 километров, охраняемая множеством дотов и дзотов!
И вот 10 июня 1944 года в 6 часов утра по приказу Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина войска Ленинградского фронта пошли на штурм этой «неприступной» крепости финских фашистов. Мы видим на экране, как, раскрыв окна, жители Ленинграда с радостным волнением внимают могучему гулу советских орудий. Пушки стоят так густо, что на один километр фронта приходится от 300 до 400 стволов! В воздух поднимаются сотни наших самолетов, они засыпают финскую линию обороны бомбами, разносят в щепы блиндажи и дзоты. Снаряды и бомбы, мины и кометы гвардейских минометов превратили финскую линию обороны в месиво из камня, дерева, земли, железа, бетона и солдатских костей, и по этому
месиву вперед устремились наши танки, а за ними — наши изумительные, не знающие страха, на всё готовые пехотинцы.
Нужно спешить — впереди вторая, еще более мощная линия обороны, опоясанная «ожерельем смерти»,—так финны назвали гранитные надолбы, которыми они окружили свои железобетонные доты. Многотонные гранитные глыбы, обтесанные в форме клыков, должны были остановить поток советских танков, если они дерзнут пройти через вторую линию, и действительно, издали надолбы-клыки напоминают то ожерелье, какое носили дикари, как талисман, спасающий от смерти. На протяжении 70 километров поперек Карельского перешейка тянулись почти сплошным забором железобетонные сооружения второй линии,—их насчитывалось 1.293. На постройку их затрачено свыше 100
миллионов золотых рублей и около 3.5 миллионов человеко-дней! Стены их должны были выдержать разрыв самого крупного артиллерийского снаряда, самой тяжелой авиабомбы. По расчетам немецких и финских инженеров гарнизон такого дота был абсолютно неуязвим за стенами толщиной в два с половиной метра.
Мы видим подземные железобетонные казематы. Кинооператор вводит нас в обширные, хорошо благоустроенные помещения дота, — всё здесь прочно, надежно, вечно... Но вот снова загремела советская артиллерия, и никакие «сверхдоты» и «ожерелья смерти» не могли устоять перед ее сокрушающими ударами. Красная Армия наступала стремительно. 15-го вторая линия обороны оказалась позади наших войск. 18-го они прорвали третью линию обороны — линию Маннергейма, уже однажды, в 1940 году разбитую нами, и 20-го июня подошли к Выборгу. Кинооператоры хорошо запечатлели этот невиданный по своим темпам и силе удар Красной Армии, закончившийся падением Выборга точно в назначенный день.
...На московский аэродром прибыла делегация Финляндии. 19 сентября в особняке на Спиридоньевке состоялось подписание соглашения о перемирии. По уполномочию правительств Советского Союза и Великобритании соглашение подписал генерал-полковник А. А. Жданов. Мы видим его подпись на карте с обозначением новой государственной границы между Финляндией и СССР. Так кончилась третья за четверть века война Финляндии против нашего государства, от которого она получила право на свободное и независимое существование, — третья и, надо полагать, последняя война ее на стороне врагов СССР.
Фильм «К вопросу о перемирии с Финляндией» — документальный. Смотришь
на экран и будто перелистываешь волнующие страницы истории великой освободительной войны, испытывая чувство глубокого преклонения перед мужеством советских воинов, восхищение искусством полководцев Красной Армии и гордость своей могучей Родиной. Авторы фильма (Ю. Райзман и Н. Шпиковский) сумели прежде всего очень просто и понятно рассказать об одной из сложнейших операции Красной Армии. Слушая отчетливый по-военному голос чтеца-рассказчика (Лебедев), то спокойный и неторопливый, то убыстренный, взволнованный, чувствуешь и уверенность советских воинов, идущих на штурм, и напряжение боя, и стремительность движения нескончаемого потока машин и людей, и трудное, лишенное ритма дыхание пехотинца...
В огромном потоке людей кинооператоры нашли характерные лица. Мы запомним бойца, режущего колючую проволоку, и того усатого десантника, что в белую ленинградскую ночь наступления, задумавшись, сидит на барже, плывущей к острову Бьёрке, и девушку-ленинградку, которая высунулась в окно на рассвете 10 июня, чтобы насладиться долгожданным гулом наступления, и тех, кто наводил переправу под огнем врага...
Этот фильм отличается продуманностью общего плана сценария и умелым отбором деталей, которые усиливают впечатление от картины и внушают доверие к каждому кадру, как мгновению живой и неповторимой жизни, схваченному острым глазом кинооператора и режиссера-художника. В. ИЛЬЕНКОВ.
Желающим принять участие в наших проектах: Карта СБ: 2202 2067 6457 1027
Несмотря, на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1944 год. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.