Найти в Дзене

Долгоруковы. История «клеймёного князя». Роковой донос, собачий пирог, внучка монстра или род, который 2 раза почти взошёл на трон России.

Начнём с истоков. Исторически фамилии «Долгоруковы» в принципе не должно было существовать. Род этот — одна из многочисленных ветвей черниговских Рюриковичей, то есть князей Оболенских. В XV веке жил князь Иван Андреевич Оболенский. По одной из версий, он имел необычайно длинные, в буквальном смысле слова, руки; по другой, к которой склоняется большинство историков, руки у него были вполне среднестатистические, зато характер — крутой, а мстительность — почти патологическая. Враги думали, что скрылись, уехали за тридевять земель, но князь Иван всё равно «дотягивался» до них. Так или иначе, прозвище «Долгорукий» оказалось настолько точным и ярким, что прилипло к нему намертво. А что происходит в таких случаях? Правильно: прозвище становится фамилией для его потомков. Так из князей Оболенских выделилась новая ветвь — Долгоруковы. Ирония судьбы ( далеко не единственная в этой истории) состоит в том, что спустя столетия это «длиннорукое» упрямство и жажда власти приведут их к такому паде
Оглавление

🕯 «Долгорукая» судьба и клеймёный князь.

Невероятная история одного рода: от власти до позора.

📜 👑 Прозвище, которое прилипло. От Оболенских к Долгоруким

Начнём с истоков. Исторически фамилии «Долгоруковы» в принципе не должно было существовать.

Род этот — одна из многочисленных ветвей черниговских Рюриковичей, то есть князей Оболенских. В XV веке жил князь Иван Андреевич Оболенский. По одной из версий, он имел необычайно длинные, в буквальном смысле слова, руки; по другой, к которой склоняется большинство историков, руки у него были вполне среднестатистические, зато характер — крутой, а мстительность — почти патологическая.

Враги думали, что скрылись, уехали за тридевять земель, но князь Иван всё равно «дотягивался» до них.

Так или иначе, прозвище «Долгорукий» оказалось настолько точным и ярким, что прилипло к нему намертво. А что происходит в таких случаях? Правильно: прозвище становится фамилией для его потомков. Так из князей Оболенских выделилась новая ветвь — Долгоруковы.

Ирония судьбы ( далеко не единственная в этой истории) состоит в том, что спустя столетия это «длиннорукое» упрямство и жажда власти приведут их к такому падению, от которого не удастся укрыться. И именно к Долгоруковым судьба сама окажется безжалостно «долгорукой».

📈 Почти у трона. Фаворит юного императора

До XVII века род был знатным, но не в первых рядах. Взлёт начался при Петре I. Алексей Григорьевич Долгоруков — князь, дипломат, сенатор, человек огромной силы и амбиций. Но его истинный звёздный час настал после смерти Петра Великого.

-2

При Петре II, юном внуке Петра I, Долгоруковы совершают головокружительный рывок к вершине и достигают пика влияния. Алексей Григорьевич входит в состав Верховного тайного совета.

Но главное — его сын, красавец и кутила Иван Алексеевич Долгоруков, становится ближайшим другом императора, фаворитом в самом чистом, почти подростковом смысле слова. И хотя Иван ощутимо (на 7 лет) старше Петра, они неразлучны: охотятся, пируют, шалят.

Иван — второе «я» государя.

-3

Долгоруковы полностью подчиняют себе волю Петра II, увозят его в своё подмосковное имение Горенки на бесконечные охоты и пиры, отстраняя от государственных дел и от родни.

-4

Алексей Григорьевич решает закрепить успех на века: он устраивает обручение Петра II со своей дочерью, княжной Екатериной Алексеевной. Долгоруковы уже чувствуют запах трона. Они — будущая царская семья.

⚰️ Катастрофа: Смерть в день свадьбы и роковые решения

Январь 1730 года. Петербург. Петру II 14 лет. Он простужается после празднования Крещения на льду Невы. Болезнь (оспа) развивается стремительно. Император умирает, не оставив завещания, прямо в день, назначенный для свадьбы с княжной Долгоруковой (по другим данным — за несколько дней до свадьбы).

С ним угасает мужская линия Романовых, и рушится всё здание долгоруковского благополучия.

Начинается борьба за престол. Верховный тайный совет приглашает на царство Анну Иоанновну, герцогиню Курляндскую, родную племянницу Петра I, но с условиями («кондициями»), ограничивающими её власть.

-5

И здесь Алексей Григорьевич Долгоруков делает роковую ошибку: он оказывается единственным членом Совета, кто голосует ПРОТИВ приглашения на трон Анны Иоанновны.

Более того, он идёт ва-банк и уговаривает сына, Ивана, составить подложное завещание от имени умершего императора, в котором тот якобы передаёт престол своей невесте, Екатерине. Это была невероятная авантюра с колоссальным риском, но и ставка была не меньшей — корона 👑.

Документ выглядел вполне убедительно: почерк Ивана был поразительно похож на почерк Петра II.

Однако Верховный тайный совет, где заседала старая знать, эту фальшивку раскрывает. И вот это уже конец. Долгоруковы проигрывают окончательно.

Анна Иоанновна, приехав в Москву и почувствовав поддержку гвардии, публично разрывает «Кондиции». Самодержавие восстановлено. А с ним начинается расправа над теми, кто посмел играть в столь опасные игры.

❄️ «Кладбище карьер»

Сначала Анна Иоанновна лишь ссылает Долгоруковых в пензенские имения, но когда вскрывается история с завещанием — обрушивает на них всю ярость.

Апрель 1730 года. Всё семейство Долгоруковых — от мала до велика — арестовано и отправлено в ссылку. Место ссылки — село Берёзов на далёкой сибирской реке Сосьве. В то время это не просто географическая точка. Это — «кладбище карьер» для сверхэлиты, знак того, что и карьера, и жизнь кончены. Попасть в Берёзов — значит исчезнуть из истории.😔 Туда же несколькими годами ранее, кстати, не без деятельного участия самих Долгоруковых, был сослан всесильный Александр Меншиков, там же он и умер. Позже там же будет томиться и вице-канцлер Андрей Остерман. Туда же в разное время будут сосланы несколько декабристов и немало других знатных и не очень фамилий.

👀 Любопытная деталь: в 1909-1912 годах в ссылке в Березове побывал и учёный Владимир Брадис, будущий создатель знаменитых математических таблиц, которыми позже будут мучить школьников. 😉📖

В ссылке Долгоруковы живут в страшной нужде, их содержание составляет 1 рубль на человека в день. Алексей Григорьевич умирает в 1734 году, его жена — ещё раньше. Но старшие дети Долгоруковых не смирились. Иван и Екатерина (бывшая "государыня-невеста") держались с прежним гонором. А князь Иван, вспыльчивый и неосторожный, даже в глуши не стеснялся в резких выражениях в адрес как цесаревны Елизаветы Петровны, так и императрицы Анны Иоанновны и её правительства. В 1738 году это поведение сочли уже опасным. В качестве особой кары, помимо ссылки, его заточили в «земляную тюрьму» — сырую и тёмную яму, накрытую брёвнами, предназначенную для усмирения самых буйных узников.

Разумеется, эти высказывания не остались без внимания доносчиков и в итоге дошли до самой Анны Иоанновны, окончательно укрепившейся на троне.

🔄 Новый процесс, предательство и клеймо

Напуганные доносами о крамольных речах Ивана, власти решают возобновить дело.

Причина — параноидальный страх Анны Иоанновны и её могущественного фаворита Бирона перед любыми, даже самыми призрачными, заговорами. А опальные Долгоруковы, даже в нищете, оставались живым символом враждебной «петровской» партии и потенциальным знаменем для любого недовольства. Слухов о том, что они ведут какую-то переписку и хранят какие-то бумаги, хватило, чтобы принять решение: добить опасный род раз и навсегда, устроив показательный процесс.

1739 год. Новое следствие. Братьев Долгоруковых везут в Шлиссельбург, затем в Новгород.

Младшему сыну Алексея Григорьевича, князю Александру Алексеевичу Долгорукову, в год смерти Петра II было 12 лет. В ссылку в Берёзов он отправился фактически ещё ребёнком, рос в страхе, холоде и унижении. И когда спустя годы началось новое следствие, именно он оказался самым слабым звеном.

В 1739 году ему был 21 год, и он находился под стражей в Вологде.

На допросе с ним не церемонятся. Применяют старую, гнусную уловку: его спаивают. В состоянии опьянения, под давлением следователей, Александр оговаривает своих родных. Он подтверждает то, в чём они не сознавались даже под дыбой. Его показания становятся формальным поводом для пересмотра дела и вынесения смертного приговора брату.

Ивана Алексеевича, того самого фаворита, подвергают жесточайшим пыткам и 8 ноября 1739 года четвертуют в Новгороде. Его дядья, Сергей и Иван Григорьевичи, обезглавлены.

Когда хмель проходит, до Александра доходит чудовищность его поступка. Он понимает, что стал невольным соучастником убийства собственной семьи. Им овладевает приступ такого отчаяния, что он решает покончить с собой. Ему приводят цирюльника. Во время бритья Александр выхватывает бритву и пытается вспороть себе живот.

Его спасают. Но земной суд неумолим. По приговору, как государственному преступнику, ему выносят страшную, позорную кару: «вырвать ноздри, урезать язык, бить кнутом и сослать вечно в каторжную работу».

Приговор исполняют. Молодого человека с аристократическими чертами лица превращают в изувеченного, фактически немого каторжника и отправляют простым матросом на Камчатку, на край света. Он — изуродованный, обесчещенный, «клеймёный князь». Клеймо — не на плече, а на лице. Пустота вместо носа. Это видно всем и навсегда.

У этой истории есть особо циничный поворот. Анна Иоанновна вроде бы проявила «милость»: был издан указ о помиловании от телесного наказания, заменённого «всего лишь» вечной каторгой. Однако этот указ, по странному стечению обстоятельств, прибыл к месту исполнения приговора с опозданием на две недели — когда ужасная экзекуция уже состоялась. Остаётся гадать, была ли это злая воля, чья-то халатность или просто очередная мрачная издевка судьбы.

Продолжение здесь

Спасибо, что читаете!

Было интересно? Поддержите лайком и/или донатом (оранжевая кнопка) 👇👇 И, конечно, подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие публикации Москва: дома и судьбы, улицы и тайны.

Новые дома, тайны и истории уже на подходе!

И, еще.... всегда рада вам в Telegram Истории Московских улиц