Найти в Дзене
Святые места

Наступят времена тяжкие. Священник Валерий Сосковец

Сегодня мы читали с вами второе послание апостола Павла к Тимофею, в котором слышим такие слова: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие». В каком смысле тяжки? Ну уж не в материальном, конечно, потому что так, как сейчас живут люди по благополучию, невозможно сравнить ни с одним веком, который был перед тем. Никто не ходит за водой на колодец, не топит печь, не ходит за дровами в лес, где полно волков и медведей. Не носит одежду, которую он сам соткал, не печёт хлеб. Вообще мало что делает подобного тому, чтобы действительно человек уставал, чтобы с утра до вечера пахал, от зари до зари и уставал. Нет, в основном человек даже ищет в себе такое дело, чтобы усидеть, ничего не делать, сесть где-то и как-то отбыть и уйти. А ещё уже лет 100, как появилась такая вещь, как пенсия, которой никогда не было в жизни. Её же не было. Если человек старый, вот детей вырастил, будут они тебя кормить? Будут. А нет – значит, всё, как бы зубы на полку. А сейчас нет. То есть человек с м

Сегодня мы читали с вами второе послание апостола Павла к Тимофею, в котором слышим такие слова:

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие».

В каком смысле тяжки? Ну уж не в материальном, конечно, потому что так, как сейчас живут люди по благополучию, невозможно сравнить ни с одним веком, который был перед тем. Никто не ходит за водой на колодец, не топит печь, не ходит за дровами в лес, где полно волков и медведей. Не носит одежду, которую он сам соткал, не печёт хлеб.

Вообще мало что делает подобного тому, чтобы действительно человек уставал, чтобы с утра до вечера пахал, от зари до зари и уставал. Нет, в основном человек даже ищет в себе такое дело, чтобы усидеть, ничего не делать, сесть где-то и как-то отбыть и уйти.

А ещё уже лет 100, как появилась такая вещь, как пенсия, которой никогда не было в жизни. Её же не было. Если человек старый, вот детей вырастил, будут они тебя кормить? Будут. А нет – значит, всё, как бы зубы на полку. А сейчас нет. То есть человек с материальной точки зрения очень благополучен. Никакой нищий даже хлеб не хочет брать.

А почему же тогда говорит, что наступят времена тяжки? А тяжкие они именно оттого, что очень изменится качество людей. Что он говорит?

«Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны».

Вот скажешь кому-то:

— Причащаться надо 3 дня попостится.

— Это что, 3 дня что ли без мяса? И пельмени есть нельзя?

—Ну да, нельзя.

— Ну тогда я не смогу. Это очень тяжёлое испытание.

«Жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы».

Это даже можно увидеть, потому что больше всего людей приходит в храм. Когда есть что-то такое, что потом можно в рот положить: на Пасху что-нибудь съесть, на Преображение.

Получается, что человеку не сам Бог нужен, а даже то, что с ним связано: всё равно такое вот, что через рот съедается или можно воды святой там выпить, ополоснуться и тому подобные вещи.

А чтобы именно человек любил Бога. Вот ему Бог нужен, хотелось бы с Ним общаться, про Него, ну, хотя бы Евангелие прочитать, узнать вообще, как мне нужно жить. Этого совсем нет. Максимум, что человек ищет, — это какую молитву прочитать, чтобы Бог исполнял мои желания. Собственно, очень часто встречается даже в церковной среде.

«Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся».

Потому что внешне благочестивым быть вообще-то нетрудно. Даже детей прямо с детства учат, что себя нужно хорошо вести. И бывает, человек действительно понимает, что нужно себя хорошо вести, но не быть хорошим, а просто себя хорошо вести. Когда тебя смотрят, вести себя благочестиво. А когда уже не смотрят, я могу себя вести как угодно.

А уж что у меня внутри... Вот человек пришёл в храм, вроде стоит на литургии, он телом тут присутствует, а где его ум? Общается ли он с Богом или он где-то в другом месте находится? Очень часто его в храме нет. Хоть телом стоит в храме, даже крестится, кланяется, а ум улетел давно.

И ладно, улетел. Это бывает с каждым. А человек этому и не препятствует, потому что одно дело – когда волей-неволей рассеялся, а другое дело, когда человек позволяет. Позволяет себе думать о других вещах во время молитвы.

Там поёт так хорошо, спокойно, никаких выкликов нет, никто не мешает думать о своём. И человек очень часто внешне это всё демонстрирует, а внутри этого нет. И вот это есть времена тяжкие, когда люди такими становятся. Когда апостол Павел писал Тимофею, таких людей было немного, и ему даже нужно было привести пример таких людей. А сейчас мы это встречаем просто на каждом шагу. Мы сами такими становимся. И вот этого нужно беречься.

А как беречься? Он говорит.

«Таковых удаляйся».

С такими людьми не нужно сближаться. Не нужно иметь общение, кроме самого необходимого. Не нужно с ним дружить, тем более не нужно внимать тому, что они говорят.

А где больше таких людей? Где человек их видит и внимает. Ну, по телевизору или в интернете находит людей, к которым применимы все эти эпитеты вышеперечисленные.

И он их смотрит, каждый день имеет с ними общение. Сколько ты общения с Богом имеешь в сутки? И сравни, сколько времени ты имеешь общения с этими ведущими, артистами, певцами...

Ну и понятно, к чему всё это идёт. В Писании написано: "С преподобным — преподобный будешь, а с распутным — развратишься". Это обязательно, по-другому не получится. Так что я буду смотреть, что хочу, общаться с кем хочу, и останусь чистым. Не выйдет. Так не получится. Поэтому он говорит: "Таковых удаляйся.

«К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины».

Раньше это нужно было, чтобы прямо пришёл домой и всякую лапшу на уши себе вешал. Сейчас проще человек — включает какого-нибудь гуру, смотрит, как гадать на таро или изучает другую какую-нибудь ахинею пытливым умом.

Даже так бывает — такое искушение прямо внутри Церкви. Вот пришёл в храм, уверовал, и начинается у него вопрос: один, другой, десятый, сотый — постоянно: "А вот здесь это как? А вот это что? А вот в Писании это что?"

Эта пытливость ума как раз здесь и описана. Зачем человек спрашивает? Но не потому, что он решил это исполнять. Будто бы он хочет точнее узнать и исполнять, что Бог велел. Нет, это скорее из любопытства — какие-то своеобразные вопросы. У него много вопросов, и он занят всю жизнь, чтобы их разрешать, чтобы кто-то отвечал на них. Это не нужно. Нужно исполнять волю Божью!

«Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось».

А почему же всё-таки это в последние времена так происходит? Последние времена называются так, потому что далее за этим нет смысла в существовании человека на земле. Когда пришёл на землю потоп? Бог увидел, что помышления всех людей всегда были злом, и задумался: зачем существовать человеку?

Нет смысла, потому что смысл его существования заключается только в одном: чтобы человек достиг богоподобия. В этом его смысл. Он создан по образу Божию, и в течение жизни должен достичь богоподобия.

А если это никого не интересует, то само по себе человечество бессмысленно. С его государствами, с его политиками, с его воинами и достижениями в науке, в искусстве оно в целом не имеет смысла. И оно заканчивается.

Когда оно закончится, зависит, собственно говоря, от того, какими будем мы. Когда все люди такими становятся, время конца приближается. Но вопрос вот не про всё человечество, а про себя, потому что мы от святых отцов слышали: "Спаси себя, и хватит с тебя".

А мне что делать? А мне нужно преуспевать в том, что велит Господь. Вот для этого у нас есть Евангелие, которое нужно читать, исполнять, по нему нужно жить, несмотря на то, что так не принято и что вокруг все так не живут. Ну и пусть.

Когда праведный Лот жил в Содоме, нечестивом городе, он там был один праведник. Там не было больше ни одного. Вокруг были люди неистово мерзкие, нечестивые. Господь даже уничтожил весь город Содом. Но Лот там жил и он остался там праведником.

И эта способность не заражаться тоже помогает человеку удаляться. Она сохраняет нас, сохраняет нашу Церковь, Богом хранимую. И даёт ещё возможность нам жить для покаяния, потому что покаяние заключается только в одном: человек увидел свою прожитую жизнь как жизнь, наполненную грехами, которая ведёт его в адское пекло, и решил исправиться по образцу Господа Иисуса Христа.

Вот есть образец. Вот мне нужно быть таким же. И когда он встал на этот путь, это как раз и есть путь покаяния. Благословение Господне на вас!

Текст основан на видео с канала «Священник Валерий Сосковец». Читайте ещё: