Вместо предисловия
Мысль о скором приближении врага к Ленинграду и его блокаде казалась невозможной для горожан. Тем не менее, первая волна эвакуации началась уже в первые дни войны. Ленинградцы неохотно покидали свои дома; в основном вывозили детей, рабочих эвакуируемых заводов и культурные ценности.
В начале войны никто не мог предвидеть её затяжной и тяжёлый характер. Это непонимание царило и в Ленинграде. Руководство города не имело полной картины происходящего на фронтах, не сразу осознало масштаб угрозы, поняв серьезность ситуации лишь после падения Пскова 9 июля 1941 года.
Летом 1941 года десятки тысяч детей отдыхали в пионерских лагерях, на дачах и базах отдыха Ленинградской области. Опасаясь бомбардировок города в Ленинградскую область (юго-восточнее от Ленинграда, сейчас это современная Новгородская область, а до 1944 года – Ленинградская) были эвакуированы дети некоторых детских домов и школ Ленинграда.
Согласно сводкам, в ходе первой волны эвакуации (с 27 июня по 6 июля 1941 года) в Ленинградскую область было вывезено от 163 811 до 166 403 детей.[1] Однако при планировании не учли вероятность быстрого продвижения немецких войск и оккупации этих территорий. Это привело к критической ситуации: детей пришлось возвращать обратно, но уже под вражескими обстрелами и бомбардировками.
Страшная трагедия произошла 18 июля 1941 года на железнодорожной станции Лычково.
Накануне вечером на первый путь прибыл эшелон, перевозивший детей. Состав, сформированный из вагонов-теплушек, пополнялся в пути новыми пассажирами – детьми, эвакуированными ранее из Ленинграда и отдыхавшими детьми в различных населенных пунктах. Точное количество детей, находившихся в этих вагонах, и сопровождавших их взрослых, остаётся неизвестным.
Поселок Лычково служил центральным пунктом для сбора детей из ближайших поселков, ожидалась группа детей из Демянского направления[2], для посадки в эшелон. Всего на момент налета в поселке Лычково находилось до 4000 тыс. детей (это цифры из архивной справки зав. Райздравотдела от 29.07.41 г).
Утром 18 июля, перед отъездом, детей стали кормить в привокзальной столовой. На путях оставался только один детский эшелон (по иным воспоминаниям оставался еще эшелон с ранеными), который был настолько большим, что начавшийся в 10 завтрак, плавно перешел в обед и не закончился к вечеру.
Около 7 часов вечера появился сначала один немецкий самолет, а вслед за ним еще четыре бомбардировщика и подвергли Лычково бомбежке и пулеметному обстрелу, который завершился только к 10 часам вечера. Автор книги «Детские дома блокадного Ленинграда» Котов С. Д. приводит воспоминания Елены Федоровны Поповой (воспитанницы одного из детских домов, которая с братом находилась на момент налета в одном из вагонов эшелона):
"Кормили нас манной кашей, а мы с братом ее терпеть не могли и решили поужинать в вагоне, где у нас были ягоды и сухой паек. Вернулись в вагон около 7 часов вечера. Ужинаем. Вдруг Аня Плимак, стоявшая у дверей вагона, говорит: «Смотрите, самолет. Ой, он что-то бросает»». Это были ее последние слова. Тут же осколком взорвавшейся рядом с вагоном бомбы она была убита. Самолетов было несколько, они раз за разом заходили и сбрасывали бомбы. Бомбили долго, а потом снизились и расстреливали все вокруг из пулеметов. Крыши вагонов были изрешечены пулями. Убитая на верхних нарах девочка свалилась мне на спину, прижала к полу вагона и своим окровавленным телом закрыла меня. Казалось, что этот кромешный ад не кончится. Когда самолеты удалялись перед новым заходом, дети выскакивали из вагонов и разбегались в разные стороны: часть к станционным зданиям, часть в лес. Многие из тех, кто убежал в лес, были потом найдены зарезанными сброшенным с самолетов немецким десантом". [3].
Например, Михаил Васильевич Маслов, которому на момент 1941 г. было 7 лет вспоминает, что налет произошел в полдень, а не вечером, светило солнце, они обедали в столовой. По воспоминаниям других детей-очевидцев (которые давали интервью уже во взрослом возрасте, есть документальный фильм), во время налетов часть детей пряталась под кустами картошки/капусты, и отчетливо помнят пикирующий самолет и улыбающегося немецкого солдата, стреляющего по полю из пулемета.
С. Д. Котов в своей книге называет некоторые цифры погибших – вагон с детьми из Дзержинского района Ленинграда (примеч. 11 марта 1994 года Дзержинский, Куйбышевский и Смольнинский районы были объединены в Центральный район) был уничтожен полностью, погибло 36 чел.
Другой очевидец, которого приводит автор Анатолий Аграфенин в книге «Неизвестная блокада: две дороги», это Валентин Давыдович Динабургский (молодой красноармеец, ставший потом писателем). Он сообщает:
«фрагменты детских тел висели на телеграфных проводах, на ветвях деревьев, на кустарниках. <…> Солдаты собирали изуродованные тела, быстро начавшие разлагаться под влиянием жары…>».
В.Д. Динабургский также сообщает, что через пару дней на место трагедии прибыли обезумевшие матери, которые метались по всему поселку и лесу в поисках своих детей.
Об этом говорят и воспоминания других очевидцев, приводимые в документальном фильме.
Все в том же отчете Райздравотдела от 29.07.1941 (см. ниже, это оцифрованный документ, опубликованный самим архивом) мы можем прочитать, что был произведен внезапный налет, одиночный немецкий бомбардировщик сбросил до 25 авиабомб, в результате чего разбито два вагона и паровоз из детского эшелона, порвана связь, разрушены пути, убито 41 чел, в том числе 28 детей, ранено 29 человек в том числе 18 детей. Далее в отчете говорится, что тут же были приняты меры по укрытию всех 4000 человек, находящихся в поселке. А через час после первой бомбежки, была объявлена тревога и появилось уже 4 немецких самолета, которые повторно подвергли бомбардировке и обстрелу Лычково. Однако, в связи с принятыми мерами, во время второй бомбежки никто не пострадал. Очевидно, что данные в отчете явно замалчивают масштаб трагедии.
Когда все утихло, уцелевших детей погрузили в эшелон и отправили на Валдай, видимо там уже разделили – часть увезли обратно в Ленинград, часть отправилась в Кировскую область. Вероятно, за ребятами пришел другой поезд, так как со слов старожил Лычкова разбито было 10-12 вагонов.
- В начале 2000-х местные жители инициировали сбор средств, на установку нового памятника на детской братской могиле. Собранных средств хватило на целых два памятника, один на кладбище на месте захоронения детей, второй недалеко от места трагедии, на привокзальной площади.
Со слов очевидцев, разбирать завалы и хоронить детей продолжали и на следующий день, под завалами находили чудом уцелевших детей. Погибших на грузовиках отвозили к месту захоронения.
Имен и списков погибших детей нет и по сей день. Сколько на самом деле их погибло, данных нет и скорее всего в архивах их не выявить. Цифра в 2000 погибших – ничем не подтверждена, но не исключено, что погибли сотни детей.
Если вам встречались еще какие-то публикации о трагедии в Лычково, поделитесь пожалуйста источниками. Обсуждения приветствуются.
(Статья не претендует на нобелевскую премию, поэтому прошу быть вежливыми друг к другу в комментариях).
Список литературы:
1. Л.Л. Газиева Монография «Борьба за спасение детей и подростков в блокированном Ленинграде. 1941-1944». – СПб.: Нестор-История, 2014., С. – 134-135, см. табл. 49
2. Котов С.Д. Детские дома блокадного Ленинграда. - Санкт-Петербург: Политехника, 2005., С. 20-23 ссылка
3. Анатолий Аграфенин «Неизвестная блокада: две дороги». – Санкт-Петербург, Изд. Фонд Созидающий мир, Литпроект, 2020., С. – 29-31
4. Жизнь и быт блокированного Ленинграда: сб. науч. ст. / отв. Ред. Б.П. Белозеров. СПб.: Нестор-История, 2010. // В.В. Дмитриев Детдомовцы блокированного Ленинграда, С. 115-121
5. Ленинград в осаде, сборник документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной Войны 1941-1944, авт. Н.И. Барышников, И.П. Бобурин и др.
6. Документальный фильм «Ленинградские дети. Трагедия на станции Лычково», Автор и режиссер Алла Осипова. Россия, 2016 г. ссылка
7. Евгения Фролова Лычково. 1941 / журнал Нева, номер 8, 2007 ссылка
Сноски:
[1] Л.Л. Газиева Монография «Борьба за спасение детей и подростков в блокированном Ленинграде. 1941-1944». С. – 134-135, см. табл. 49
По С.Д. Котову обратно из 163 811 чел удалось вернуть лишь 115 000. Всего же согласно отчету городской эвакокомиссии - до 27 августа 1941 года из Ленинграда в глубокий тыл эвакуировали 219 691 ребенка (см. Ленинград в осаде, С. 301).
[2] Ж/Д узлы - Лычково, Старая Русса и Валдай были центрами, куда свозили детей из ближайших поселков для последующей реэвакуации детей в Ярославскую и Кировскую и другие области по железной дороге.
[3] См. Котов С. Д. Детские дома блокадного Ленинграда. С. 21-22