Из 1-ой градской московской больницы младенца Елену (то есть меня) привезли в дом 58 на Ленинградском проспекте. Угловой дом делится на две части. В той, что идет вдоль Авиационного переулка - в основном были личные квартиры. В ней и жил мой "чёковский" дед Александр Федотов. В части на проспекте были и частные квартиры, и коммуналки. В одной из коммуналок жила мамина няня Фрося и её муж - дворник и некогда истопник дома - дядя Паша. Мы с родителями тоже умудрились пожить несколько лет в одной из 3-комнатных коммунальных квартир, с соседом Вовкой-алкоголиком и фронтовым врачом Анной Павловной. В какой-то момент Вовку посадили за спертый на заводе батон белого хлеба и его комнату папа "выбил" нам, как молодой семье перспективных инженеров с маленьким ребенком.
Дом был странный. В нем жили сотрудники авиационных заводов, конструктор двигателей Чаромский, отсидевший в шарашке в 1938-1942 гг. и химик, автор классического учебника Николай Глинка. Мама рассказывает, что пока была жива её мама Евдокия Михайловна (она умерла до моего рождения, в 1970) по выходным часто накрывали стол и соседи из обоих подъездов собирались играть в преферанс. Играли, конечно, на деньги, но по мелочи. Бабушка, говорят, делала всех на раз-два.
Место, где стоит дом, тоже немного странное. Он построен на правом борту частично засыпанной речки Ходынки. Мама помнит, как её засыпали на противоположной стороне проспекта отходами стекольного производства и они, девочки, собирали бисер и "чертовы пальцы". Судя по картам, выше по течению от нашего дома, Ходынка была запружена, как минимум один раз.
В первой половине XIX века на месте дома были поля. Ближе к Москве дачи вокруг Петровского путевого дворца и казенная д. Зыково (Петровско-Зыково). Дальше от Москвы - дача князя Мустафина (примерно, где сейчас дом 62), а за ней - разных ведомств село Всехсвятское. Подмосковье разрасталось и к революции Зыково, Всехсвятское и дачные участки почти слились. Но место, где стоит наш дом дольше всех оставалось незастроенным. Окружающие дома строили в 30-х годах. Наш появился последним - в 1940 г. - на месте частной застройки. Судя по справочнику 1925 г. на его месте были дома 90-94; владели ими некие Балашева, Беляева и Вавилов. В ЦГАМ нашла домовые книги на два из них: при случае обязательно гляну - интересно.
По плану реконструкции Москвы 1935 г. недалеко от дома должно было пройти широченное Парковое кольцо. Реализацию плана фактически остановила Вторая мировая война. Как воспоминание о нем, осталась улица Черняховского с нехарактерной для района большой шириной.
В сети есть карта инженерных сооружений Московского укрепленного района 1942 г. В районе нашего дома и первого (к центру) выхода из метро Аэропорт, судя по карте располагалась серия баррикад поперек проспекта, надолбы, пулеметные площадки и ДЗОТы. Честно говоря, пока не встречала информации о том, было ли это хотя бы частично воплощено в реальность или просто составлялся план на крайний случай. Но саму схему интересно сравнить с более поздней, 50-х годов картой: кишащие мелкими улочками пространства между Ленинградским проспектом и Рижской железной дорогой уже к середине ХХ в. превратились в параллельно-перпендикулярную застройку с относительно крупными кварталами.
Район наш отметился на карте истории ХХ века разными событиями: печально известная Ходынка, которая хорошо была видна с балкона дедовой квартиры, массовый расстрел в Петровском парке в 1918, летная школа Дмитлага, строительство жилых домов силами заключенных Хорошевского лагеря Управления по делам военнопленных, места, связанные с Горбаневской, Солженицыным, Шаламовым, Копелевым. А на другой чаше - известные актеры, писатели, сотрудники киностудии Экран...
Дом стоит, в квартирах давно живут другие люди. Может быть в скверике во дворе, где по-прежнему стоят детские качели, где-то в земле еще можно найти следы "секретиков" под стеклышками. Не помню, с кем делала, но точно среди участников был сосед Сережка. Но и Сережки тоже уже нет...
А теперь... Домашнее задание!
Дом стоит, в квартирах давно живут другие люди. Может быть в скверике во дворе, где по-прежнему стоят детские качели, где-то в земле еще можно найти следы "секретиков" под стеклышками. Не помню, с кем делала, но точно среди участников был сосед Сережка. Но и Сережки тоже уже нет...
А теперь... Домашнее задание!
- разглядываем старые фото на сайте PastVu
- читаем справочники городов (например, Вся Москва, адресная и справочная книга на ... год)
- анализируем, вспоминаем, распрашиваем, записываем
#генеофлешмоб #генеалогия #аэропорт #москва #САО