Илон Маск стал первым человеком в истории, чье состояние превысило $800 млрд, после того как его компания SpaceX объединилась с его же xAI. По оценкам Forbes, сделка увеличила состояние предпринимателя на $84 млрд. Объединенную компанию оценили в $1,25 трлн, Маску принадлежит 43% ее акций. Сделка стала одной из самых обсуждаемых в корпоративной истории США. Однако для рынка эта история стала точкой неопределенности. Будет ли xAI новым двигателем роста SpaceX или окажется дорогим балластом перед предстоящим IPO, разбирались «Известия».
Зачем было объединять компании
— В конце января из неофициальных источников стало известно, что Илон Маск ищет способы консолидации своей империи перед выходом SpaceX на IPO. Предприниматель рассматривал возможность слияния космического бизнеса с Tesla Inc. или с компанией xAI, которая занимается искусственным интеллектом. Разные варианты синергии помогли бы ему в реализации амбициозного замысла по размещению центров обработки данных в космосе, что принесло бы пользу xAI. Tesla при этом помогла бы использовать солнечную энергию для работы этих центров, а ракеты SpaceX в теории могли бы доставлять роботов Tesla на Луну и Марс.
— В феврале стало известно о принятом решении — слиянии SpaceX и xAI. Под одной крышей объединились ракеты, спутники, платформа X (бывший Twitter)и чат-бот Grok AI — всё ради создания дорогостоящей ИИ-инфраструктуры на орбите. Аналитики считают, что слияние также может укрепить позиции SpaceX при заключении крупных оборонных контрактов в Пентагоне, который активно внедряет искусственный интеллект.
— Сделка поднимает общую оценку капитализации объединенной компании до $1,25 трлн (SpaceX — $1 трлн + xAI — $250 млрд), делая ее более интересной для инвесторов и бирж, что особенно актуально в преддверии IPO. Цифра в 1,25 трлн используется как ориентир для подготовки к предстоящему первичному размещению и для внутренних расчетов стоимости бумаг перед листингом. Инвесторам проще продавать единую платформенную историю — бизнес, который одновременно обеспечивает доступ к орбите, имеет глобальную сеть передачи данных и развивает искусственный интеллект, чем убеждать рынок по отдельности в ценности ракетного бизнеса и в оправданности участия в рискованной ИИ-гонке.
— Первичное размещение могут провести в июне, приурочив событие ко дню рождения Маска и параду планет. Предполагается, что через IPO SpaceX привлечет $30–50 млрд при целевой оценке компании в $1,5 трлн. Это стало бы крупнейшим размещением за всю историю. Ключевые роли при размещении акций компании, вероятно, достанутся Bank of America, Goldman Sachs Group, JPMorgan Chase и Morgan Stanley.
Справка «Известий»
Работа с инвестиционными банками — важнейший элемент подготовки IPO. Они помогают выстроить структуру сделки и готовят проспект эмиссии — официальный документ для регуляторов и инвесторов, в котором подробно описывается бизнес компании, ее финансовые показатели, риски, структура владения и условия размещения акций. По сути, проспект — это «паспорт» компании перед выходом на биржу и главный источник информации для инвесторов.
Банки также формируют ценовой диапазон размещения и организуют роудшоу — серию встреч с крупными институциональными инвесторами, на которых менеджмент компании объясняет стратегию, перспективы роста и отвечает на вопросы. Параллельно банки управляют процессом формирования книги заявок инвесторов, где фиксируется, сколько акций и по какой цене они готовы купить. На основе этой книги определяется финальная цена бумаг и объем размещения.
Кроме того, банки часто выполняют функцию андеррайтинга в узком смысле — они берут на себя гарантию размещения. Это означает, что банковский синдикат обязуется выкупить акции у компании, даже если спрос со стороны инвесторов окажется ниже ожиданий, тем самым снижая риск срыва сделки. Для IPO крупного масштаба такая инфраструктурная роль банков является одним из ключевых факторов, от которых зависит успех выхода компании на публичный рынок.
— Право разместить часть акций SpaceX пытается получить и Robinhood. Это американская брокерская компания, известная тем, что привлекла к торговле на фондовом рынке миллионы частных инвесторов. Robinhood часто называют молодежным брокером: она позволяет торговать инструментами без комиссий через мобильное приложение. Компания хочет предоставить своим клиентам возможность купить акции по цене, согласованной в IPO, а не по рыночной. Эта инициатива раздражает крупные банки, потому что именно они традиционно занимаются розничным распределением акций в IPO. Robinhood же видит в этом возможность укрепить свои позиции как ключевого канала для участия обычных трейдеров в крупнейших публичных размещениях.
— При этом SpaceX не собирается ограничиваться американской базой капитала. Компания уже провела встречи — питчинг-сессии — с банками из других регионов, включая Европу. Их тоже могут привлечь к проведению IPO.
Что может повлиять на IPO
— При капитализации около $1–1,5 трлн продажа акций на $30–50 млрд означает, что на рынок будет выведено примерно 2–4% компании. Такая структура типична для сверхкрупных размещений — контроль остается у основателей и ранних инвесторов, а публичный рынок получает ограниченную долю.
— По некоторым оценкам, внутренняя ориентировочная стоимость условной акции объединенной структуры SpaceX–xAI составляет порядка $526. Это не биржевая цена и не обещание для инвесторов, а внутренняя расчетная стоимость, полученная из частной оценки компании. Такой ориентир используется банками и акционерами как базовая точка для переговоров, расчета обменных коэффициентов и подготовки IPO-документов. Итоговая биржевая цена будет другой, какой — станет ясно только в процессе формирования книги заявок и согласования с регуляторами. Если спрос окажется высоким, и рынок поверит в историю SpaceX + xAI, итоговая оценка компании может быть ближе к $1,5 трлн.
— Главная опасность для IPO — что рынок прочитает объединение компаний как перекладывание финансовых рисков xAI на плечи SpaceX. Дело в том, что xAI пока не приносит прибыль (в третьем квартале 2025 года убыток составил $1,46 млрд), участвуя в крайне капиталоемкой гонке ИИ. Если инвесторы сочтут, что слияние SpaceX и xAI — это не способ заработать, а способ перенести убытки и расходы ИИ-компании под более надежную крышу, реакция будет негативной. Это может привести к исчезновению так называемой премии Маска и обернуться конгломератным дисконтом — когда компания стоит дешевле не из-за плохих продуктов, а из-за недоверия к распределению капитала и смешению бизнесов с разным профилем риска.
Справка «Известий»
Под «премией Маска» понимается надбавка к оценке, которую рынок готов заплатить за акции именно его компаний. По сути, это отражает доверие инвесторов к предпринимателю, который умеет масштабировать проекты и идти на риск. Пока эта вера есть, рынок терпит сложные структуры, высокие расходы и отсутствие прибыли на отдельных направлениях. Но, если инвесторы почувствуют, что Маск использует сильную компанию, чтобы поддержать более слабую, а выгода туманна, эта надбавка к оценке исчезает. Когда это происходит, эффект разворачивается в обратную сторону: вместо доверия появляется настороженность. Рынок начинает снижать оценку компании.
— xAI уже сейчас требует огромных вложений, а «синергия» — реальная отдача от совместных проектов с SpaceX — может оказаться слишком отложенной во времени. В данном ключе негативный эффект может принести сотрудничество SpaceX с федеральными структурами: компания является стратегическим подрядчиком США по нацбезопасности и обороне. Это значит, что SpaceX привлекает повышенное регуляторное внимание, которое может замедлять принятие решений, увеличивать издержки и создавать неопределенность — а рынок, особенно публичный, такие вещи не любит. Биржевые инвесторы обычно хотят видеть понятный путь к доходам в обозримом будущем. Если его нет, цена акций идет вниз.
Что важно после первичного размещения
— Еще один важный слой для понимания — что будет с ценой акций сразу после IPO. Стоимость будет сильно зависеть не только от фундаментальных показателей, но и от того, удастся ли SpaceX добиться быстрого включения в крупные индексы — это автоматически создало бы спрос со стороны ETF и пассивных фондов. Источники сообщают, что представители SpaceX уже ведут переговоры с ведущими провайдерами индексов, в том числе Nasdaq, об ускоренном включении в их состав. Это позволит получить доступ к розничному и институциональному капиталу и поможет поддерживать цену.
Справка «Известий»
Как правило, компаниям приходится ждать несколько месяцев или даже год после IPO до того момента, когда они будут включены в крупный индекс, например, S&P 500 или Nasdaq-100. Такой период ожидания призван дать компаниям время для того, чтобы продемонстрировать свою стабильность и ликвидность. Известно, что Nasdaq действительно рассматривает идею ускоренного входа для компаний, которые по капитализации проходят в топ-40 участников индекса. Если идею примут, то такие компании смогут попасть в Nasdaq-100 не через три месяца после IPO, а через 15 торговых дней. С учетом нынешнего уровня капитализации, SpaceX сможет воспользоваться такой опцией.
— Еще одна важная история для любых мегаразмещений — локап — период, в течение которого те, у кого акции были до IPO, не могут их продать после выхода компании на биржу. Пока локап действует, предложение бумаг искусственно ограничено. Акций в свободном обращении мало, а интерес большой — цена держится. Но в день окончания локапа запрет снимается, и у ранних инвесторов появляется возможность продать большие пакеты. Если бумаги изначально распределятся среди узкого круга инвесторов, и при этом не появится быстрый поток спроса (например, через индексы), то после локапа цена может испытывать давление. Для истории на $1–1,5 трлн это может оказаться важнее любой презентации: триллионная оценка держится не на словах, а на устойчивом спросе и предсказуемых корпоративных процедурах.