Из лекций С.В.Стахорского
Техника в изобразительном искусстве предполагает материал, используемый художником: в скульптуре это дерево, глина, камень, кость, металл; в живописи — краски (масло, акварель, гуашь, пастель, тушь) и поверхности (холст, бумага, картон, фанера, штукатурка).
Смешанная техника соединяет разнородные материалы. Например, мраморные скульптуры могут иметь бронзовый декор, деревянные — одежду из ткани. Набедренная повязка из позолоченной бронзы прикрывает чресла Христа в мраморной статуе, созданной Микеланджело.
В скульптурной группе Бернини «Экстаз Святой Терезы» улыбающийся ангел заносит над спящей монахиней (фигуры из мрамора) золотую стрелу; фоном служат позолоченные лучи, символизирующие фаворский свет.
Золотые стрелы пронзают тело Святого Себастьяна в мраморной скульптуре, выполненной Джузеппе Джорджетти.
В матерчатое платьице нарядил Эдгар Дега статую балерины, вылепленную из воска.
К смешанной технике также относятся статуи с инкрустацией и полотна с аппликацией. Бумажную аппликацию применял Михаил Врубель: в его картине «Жемчужина», написанной на картоне гуашью, пастелью и углем, наклейки усиливают пастозность изображения. Александр Головин в портрете Шаляпина в роли Бориса Годунова поверх красочного слоя (масло, гуашь, пастель) наклеил кусочки серебряной фольги: они блестят и переливаются на одежде царя.
В скульптуре смешанная техника известна с глубокой древности. Седьмым-шестым тысячелетиями датируются найденные в Иордании алебастровые статуи, у которых черты лица прорисованы красками, белки глаз сделаны из перламутра, а зрачки из битума.
Перламутром и черным известняком инкрустированы глаза шумерских адорантов, изготовленных из камня или терракоты.
Инкрустированные глаза применялись в статуях и погребальных масках Древнего Египта. Так, глаза каменной статуи писца выполнены из черного кварца и белого магнезита с добавлением медного сплава.
Шедевр эгейского искусства, ритон в форме головы быка вырезан из черного стеатита. Сохранилась только левая сторона ритона: бычий глаз инкрустирован горным хрусталем и красной яшмой, ноздри и губы очерчены белыми раковинами. По уцелевшему фрагменту воссоздана правая сторона и добавлены рога (позолоченное дерево).
Инкрустированные глаза имели раскрашенные статуи античных Греции и Рима, как бронзовые, так и мраморные. Сделанные из отполированных камней глаза пристально взирали на публику и создавали иллюзию, будто статуи живые, а это качество ценилось превыше всего. Эффект живого в искусстве древнегреческие философы обозначали термином «мимесис».
В храмовых статуях античности практиковалась хрисоэлефантинная техника: деревянный каркас был покрыт пластинами из слоновой кости (открытые части тела) и золота (одежда и оружие). Две хрисоэлефантинные скульптуры созданы великим Фидием: Афина-дева в Парфеноне и Зевс в Олимпии. До нас дошли копии обеих скульптур: статуэтка Афины Парфенос — греческая, статуя Зевса — римская. Последняя тоже сделана в смешанной технике: мрамор и бронза.
В скульпторе эллинизма встречается сочетание бронзы и алебастра. Лицо и руки Артемиды Эфесской в римской копии II века н.э. — бронзовые, отчего богиня выглядит темнокожей, а корона и одежды, украшенные фигурками животных, — алебастровые. В соответствие с античной традицией Артемида изображалась многогрудой: пятнадцать ее грудей выполнены из алебастра.
В смешанной технике сооружали античные колоссы. Исполинская статуя Гелиоса на острове Родос была возведена из камня и железа и облицована листами меди. Те же материалы применялись, по-видимому, при строительстве колосса Нерона в Риме, хотя достоверные его описания отсутствуют.
Средневековые иконы и алтарные картины, написанные, как правило, темперой, имели нимбы и фоны из сусального золота. Эта традиция зародилась в период раннего средневековья, о чем свидетельствуют древнейшие иконы: «Христос Пантократор», «Salus Populi Romani», «Богоматерь Владимирская».
Обычно художник сначала выполнял работу красками, а потом приклеивал листовое золото. На золотом фоне фигуры выглядели выпуклыми и рельефными.
Традиционный прием иконописи — так называемый ассист: штрихи из золота или серебра, лежащие на складках одежды, крыльях и перьях ангелов. Золотая штриховка нанесена на хитон младенца Христа в иконе «Богоматерь Владимирская»; ассист покрывает кудри ангела в новгородской иконе, известной как «Ангел — златые власы».
Пример смешанной техники в иконописи — византийская икона VIII века «Троеручица», фабула которой основана на предании о том, как Богоматерь прирастила Иоанну Дамаскину руку, отсеченную по приказу халифа. В благодарность Иоанн укрепил на иконе Богоматери отлитую из серебра кисть руки.
Иконы помещались в золотые или серебряные оклады, украшенные жемчугом и драгоценными камнями. В отличие от картин, рассчитанных на ровное нейтральное освещение, храмовые иконы подсвечивает мерцающее пламя свечей, что усиливает художественный эффект.
Средневековой традиции позолоченных нимбов и фонов придерживались художники Проторенессанса: Чимабуэ, Джотто ди Бондоне, Симоне Мартини.
В период Раннего Возрождения смешанная техника уходит из живописного оборота и возвращается пятьсот лет спустя. Художники авангарда ХХ века применяют аппликации и создают коллажи.
Густав Климт в полотнах «золотого периода» (1900-е годы) покрывает масляные краски аппликацией из сусального золота.
Климт использует также серебряную фольгу, перламутр, драгоценные камни. В «Юдифи» золоченный орнамент холста перетекает на деревянную раму.
Художники-футуристы наполняют натюрморты и коллажи предметами повседневного быта. Кончаловский вклеивает этикетки в написанную маслом картину «Сухие краски». На них можно прочесть: «Лакъ масляный № 3, товарищѣство А. и Н. Мамонтовыхъ в Москвѣ».
Наклейки из газетных вырезок проступают сквозь масло и темперу в натюрморте Александры Экстер.
Коллажный прием использует Михаил Врубель в автопортрете 1904–1905 годов: папироса в руках художника не написана красками, а приделана к поверхности.
Казимир Малевич в коллаже «Частичное затмение» приклеил окурок к губам Джоконды. Об этой детали рассказывал сам художник, но в картине, ныне хранящейся в Русском музее, окурка нет: видимо, он отвалился.
Коллажи немецких дадаистов Ханны Хёх и Курта Швиттерса составлены из обрывков газет, квитанций, чеков, билетиков и прочего мусора. Швиттерс названием одного из коллажей «Das Undbild» заявляет, что и это картина, и это искусство.
Вопреки традиционным техникам изобразительного искусства, художники авангарда творят Undbild из бытовых вещей, оказавшихся у них под рукой. Пабло Пикассо однажды нашел сломанный ржавый велосипед и сотворил из руля и сидения голову быка с торчащими рогами.
Владимир Татлин в полемике с двухмерным супрематизмом Малевича конструирует объемные арт-объекты и называет их контррельефами. Детали контррельефа, изготовленные из картона, дерева, листов железа и проволоки, образуют геометрические фигуры, которые либо прикреплены к плоскости стены, либо держатся на растяжках. По месту расположения Татлин делит свои контррельефы на фронтальные и угловые.
Под влиянием Татлина картины с объемами, выступающими над поверхностью холста, делает Любовь Попова.
Иван Клюн, изображая пробегающий пейзаж, увиденный из окна поезда или автомобиля, достигает объемности, укрепив на плоскости деревянные, керамические и железные детали. Данное произведение художник охарактеризовал как скульпто-живопись.
Контррельефы Татлина, скульпто-живопись Поповой и Клюна стали последним аккордом кубизма, который обрел, наконец, объем — не иллюзорный, а осязаемый и тактильный.
Во второй половине ХХ века площадкой постоянных экспериментов с разными художественными техниками стали жанры актуального искусства: инсталляция, рейди-мейд, боди-арт, энвайронмент.
Смешанная техника имеет место не только в изобразительном искусстве. Тандемы разных художественных техник демонстрируют мениппея с ее переплетениями стихов и прозы, чередование вокальных и разговорных диалогов в опере, контаминация игровых и документальных кадров в кино.
© Стахорский С.В.