Азербайджан издавна считался краем долгожителей. В горных селениях нередко можно встретить людей, перешагнувших 100-летний рубеж, при этом сохраняющих ясный ум и активность. Их жизнь проходит в тесной связи с природой: чистый воздух, родниковая вода, ежедневное движение и простая, натуральная пища становятся основой здоровья.
Но секрет долгожителей кроется не только в климате и рационе. Пожилые люди здесь не изолированы, а остаются частью жизни семьи. Именно такое сочетание физической активности, гармонии с природой и внутреннего равновесия было свойственно и Ширали Муслимову – рекордсмену Азербайджана по продолжительности жизни, который скончался в возрасте 168 лет.
Media.Az поговорила с его внуком Эльханом Гамбаровым о феномене долголетия, семейных традициях и ярких эпизодах из жизни знаменитого деда.
– Ваш дед единственный в Азербайджане, кто прожил 168 лет. Расскажите, пожалуйста, что вам известно о нем?
– Дед родился в 1805 году и всю жизнь прожил в селе Барзаву Лерикского района. Его отец, Фарзали, считался зажиточным человеком – в то время таковыми считали людей, у которых был скот и хозяйство. Свою жену, Бахар, он привез из Ардебиля. В семье прадеда появилось на свет пятеро детей, и самым младшим был Ширали.
– А как сложилась его жизнь? Чем он занимался?
– Дед не был особо богатым, жил достаточно скромно: имел маленький двухкомнатный дом, занимался хозяйством, в основном работал пастухом.
Что касается личной жизни – Ширали Муслимов был трижды женат. Первые две супруги скончались, и сколько в этих браках было детей, не могу точно сказать. Единственное что знаю: один из его сыновей служил в Одессе (Украина), остался там жить и несколько лет назад умер в возрасте 90 лет.
Третьей женой деда была моя бабушка Хатун Нуриева. У них родилось 12 детей, 10 из которых умерли, не дожив даже до 15 лет. Остались лишь две дочери, одна из них моя мать – Халима Муслимова.
– Вы упомянули о том, что дед работал всю жизнь пастухом. А какое питание было у него на протяжении жизни? Какие продукты он предпочитал или, возможно, избегал употреблять?
– В те годы по всей стране, в том числе и в Лерике, питание было только натуральным. Правда, молочные продукты, масло, шор, сыр, рыба, мясо были в очень небольшом количестве – чаще всего ели хлеб и запивали его айраном. Безусловно, в состав многих блюд традиционно входил рис. Кстати, чай тогда пили мало, в основном заменяя его водой и айраном. Всё выращивали сами, только сахар покупали в Ардебиле.
Если говорить о том, что он избегал, так это алкоголь. В те времена у нас к этому относились очень строго. Правда, в селе многие тогда курили, но дед даже этим не баловался.
– А часто ли он обращался к врачам?
– Не только он, практически никто из жителей села не обращался к врачам и не принимал лекарств – просто потому, что не было необходимости. Кстати, до самой смерти артериальное давление у деда не поднималось выше 130, а слух был как у молодого человека. В целом он ни на что не жаловался. Правда, уже в пожилом возрасте у него ослабло зрение.
– Давайте подробней поговорим о личности вашего деда. Ему довелось жить в бурную эпоху. Рассказывал ли он о событиях дней минувших?
– Он в основном рассказывал о нехватке продовольствия. Говорил, что во время двух мировых войн наступил сильный голод, из-за чего умерло много людей. При этом в Лерике положение было немного лучше, чем в других регионах, за счет развития зерноводства и животноводства.
– А вспоминал ли Ширали Муслимов родных и близких, многих из которых он пережил?
– Он всегда с большим уважением и почтением вспоминал своего деда по материнской линии Ханверди, говорил, что он был достойным человеком. Также он часто рассказывал об одном из своих умерших сыновей. Говорил, что тот был смелым и сильным мужчиной. С горечью на сердце дед вспоминал и своего брата – ахунда Шихали, которого убили в лянкяранском селе Сепаради.
– Как провел свои последние дни рекордсмен-долгожитель? Отчего он скончался?
– К сожалению, у деда образовалась опухоль в пищеводе: он принимал только жидкую пищу, но спустя время не смог пить и воду. Кстати, тогда по поручению Гейдара Алиева в село приехали шесть ведущих врачей страны. Но, несмотря на их усилия, 2 сентября 1973 года дед скончался.
Кстати, его похороны были организованы на государственном уровне: три дня руководство региона находилось в селе.
– Какими запоминающимися моментами из жизни деда вы можете поделиться?
– На его 150-летие по поручению Гейдара Алиева председатель Верховного Совета Мамед Искендеров прибыл в Лерик. Так как дорога в село была плохой, юбилей провели в райцентре. Деда спросили, какие у него три пожелания на день рождения. Тогда он ответил, что просит построить школу в селе, дом культуры в Лерике и ему жилье в Барзаву. Деду предложили пятикомнатную квартиру в Баку, но он отказался. В итоге дом ему построили в райцентре, однако до последних своих дней он жил у дочери, то есть с нами.
Кстати, о Ширали Муслимове знали не только в Азербайджане. Так, ему присылали очень много подарков: например, президенты Вьетнама и Узбекистана преподнесли ему национальные костюмы своих стран. Дед также получал презенты из Чехословакии, России, Казахстана – всё это хранится сегодня в музее долгожителей в Лерике.
А однажды, чтобы проверить его возраст, к нему приехали советские геронтологи, которые проводили обследования и в результате подтвердили долгожительство деда.
В целом дед всегда был в центре внимания. Как-то он был приглашен в Баку по случаю 100-летия Владимира Ленина, где его поселили в гостинице. Так вот из-за того, что люди постоянно хотели с ним поговорить, получить советы, дед не мог даже выйти на улицу.
– А были ли еще в вашей семьи люди, дожившие до столь преклонного возраста?
– Один из братьев деда, Наби, перешагнул вековой юбилей, прожив чуть больше 120 лет. Старшая дочь, моя тетя Ханымджан Муслимова, тоже дожила до преклонных лет. К сожалению, она даже не помнила своего имени. За год до смерти у нее не осталось зубов, и она питалась размягченным хлебом.
А супруга его племянника Муслима, Гарибназ ханум, недавно отметила 100-летний юбилей. Несмотря на свои годы, она самостоятельно справляется со всеми делами по хозяйству.
В целом наша деревня славится долгожителями. У меня хранится фотография, на которой дед сидит со своими друзьями, и если не изменяет память, их суммарный возраст составлял на тот момент 772 года.
– Как вы считаете, долголетие в ваше роду объясняется генетикой, образом жизни или сочетанием факторов?
– Я бы сказал, что 60% приходится на окружающую среду, 40% – на генетику.
– Давайте поговорим о вас. Каким секретам долголетия, перенятым от деда, вы стараетесь следовать?
– В частности, каждое утро я начинаю с настоя шиповника с черникой, долькой лимона и чайной ложкой меда. А днем обычно пью чай из черники, шиповника и чабреца.
– Обращаетесь ли вы к врачам?
– В отличие от деда, прибегаю к помощи медиков (улыбается). Каждую зиму прохожу обследования в Баку.
Мелек Новрузова