Очень часто на полях канала обсуждаем LEGO строителей и коллекционеров. Но помнится, самой массовой категорией увлеченных конструктором мною были названы гик-фанаты, статус которых предполагает признание позитивной и глубокой эмоциональной связи с объектом популярной культуры. Такие фанаты создают устойчивые общности, именуемые фэндомами и имеют собственные наименования. То интересно, предметная сфера интересов участников таких групп замыкается чаще всего на конкретной сюжетной линии, и лишь в редких случаях участники обсуждают что-то иное. При этом каждому их них может быть предметно интересны иные области поп-культуры, в связи с чем фанат ассоциирует себя участником различных фэндомов. Если такие фэндомы имеют нечто общее во внешнем выражении, то фанат вполне способен мыслить себя и часть более организованной коллективной структуры. Особенно наглядно для меня это проявляется среди увлекающихся LEGO, где конструктор является рем самым организующим началом для любителей различных игровых и кинофраншиз. Показательно в этом то, что фанатский интерес не ограничивается одним медиаобъектом, и фанаты могут выражать любовь к какому-то особому жанру или направлению, быть мультифандомными» либо даже ценить не столько отдельные элементы медиакультуры, сколько сами фанатские практики и принадлежность к фэндомам. А это дает повод изучить развитие фандомов от личных интересов к формированию коллективных структур.
Сюжетные франшизы выполняют роль связующего звена, призванного помочь тем, кого мы могли бы назвать фанатами, перейти от индивидуального участия к более глубоким и структурированным формам коллективной жизни. В 1977 году, до массового распространения интернета, фэндом мог быть довольно изолированным. На динамику развития коллектива напрямую влияли журнальные обсуждения кинопремьер или выпускаемые по их мотивам комиксы. Именно в этих форматах появлялись первые материалы о целесообразности проведения конференций и встреч, имевших целью превращение неформального собрания в структурированное мероприятие с самоуправлением. Такие мероприятия позиционировались как руководство, инструмент для масштабирования фанатами своей активности на поприще принадлежности к фэндому, и сделать его видимым и доступным. В какой-то мере реализация такой функции способствует приданию неофициальному, низовому объединению своего рода официальной легитимности, помещая его в сферу профессиональной деятельности. Едва ли идея состояла в желании одних участников возвыситься над другими и подчинить их своей воле за счет установления неких правил. Скорее конкретным мотивом являлась внутренняя потребность наиболее активных участников делиться своим опытом, позволяя отдельному фанату повысить уровень своей вовлеченности, вступив в специализированную группу. Этот процесс выделения и легитимизации неофициальной фанатской активности - основной способ, с помощью которого сегодня даже коммерческий рынок выявляет самых страстных своих потребителей и взаимодействует с ними.
Но поскольку вкусы фанатов часто «всеядны», и они не принадлежат к какой-то одной, герметично закрытой потребительской культуре, объединяющим началом выступает неких внешний интерес, способный удовлетворить участников фэндома в желании проявить сопричастность к сюжетам и получить в качестве такого участия (доказательно любви?) доступные символы поп-культурного объекта. Для многих сегодня таким объединяющим началом стал конструктор, а особенно фигурки LEGO из-за стабильных партнерских связей компании с гигантами игровой и киноиндустрии.
Такой момент намеренно расширяет границы культурного потребления, в результате чего поклонники не ограничиваются просмотром сериалов и компьютерными играми. А сам конструктор в этой схеме становится точкой пересечение различных культурных потребительских кругов, и служит своего рода мостом, побуждающим фанатов исследовать смежные территории и демонстрирующим изменчивый, пересекающийся характер культурных миров. На этом часто основаны споры о несоответствии выпускаемых наборов LEGO эталонным образцам в сюжете, но с другой стороны и приоткрывает завесу многих дизайнерских решений, вызывающих негодование, поскольку LEGO в партнерских отношениях с правообладателями франшиз не перестает следовать своей философии конструктора (развитие творчества, фантазии и воображения), оставаясь скованной в том числе и маркетинговыми уловками самих франшиз, привлекающих к себе пристальное внимание за счет выявляемых в фэндоме нестыковок. Идет это на пользу и производителю игрушек без всякого сомнения.
Гик-фанаты LEGO сегодня сформировали, по сути, особую идентичность участников фэндома. И постоянное переключение их внимания с сюжета на конструкторе само по себе конструирует эту особую идентичность, к которой может присоединиться любой заинтересованный, и чей культурный капитал (знание эпизодов), необходимый для участия, постоянно обогащается обсуждениями, выходящими за сферу LEGO, оставаясь, по сути, более глубокой, структурированной и социально ориентированной формы фан-жизни. При этом такая трактовка позволяет избежать неоправданной редукции, когда фанатами считается лишь узкая группа активных и творческих людей, для которых значимы коллективная идентичность и публичные действия, что в свою очередь размывает границы между фанатами и потребителями. Активисты фэндома зачастую являются участниками не только экономического, но и культурного потребления, создающие новые смыслы и часто имеющие антикоммерческие убеждения. Но основная масса участников такой активностью не обладает. Сама система общественной жизни, особенно в условиях развитой медийности, предполагает структурное разделение участников на создателей и потребителей контента, а следом за ним и продуктов, имеющих отношение к фэндому. И когда первые становятся лидерами и символами движений, прочие участники в подражательной манере тянутся к своим кумирам также, как и к кумирам любимых сюжетов, не выполняя при этом никаких особо значимых фанатских ролей, кроме потребительской. Это открывает самые широкие перспективы для развития отрицаемой лидерами спекулятивной коммерческой среды внутри общности, вследствие чего фанатская заинтересованность балансирует на грани альтруистичной любви к объекту поп-культуры и желанием обладания его символами (что не всегда актуально для лидеров и активистов).
А в конечном счете массовость гик-фантов переносит соответствующие коммуникативные модели и в сферу приютившего их объединяющего начала, то есть LEGO хобби, где до момента широкого распространения франшиз и связанных с ними гик-фанатов не наблюдался рыночный ажиотаж, которому – и мы все свидетели этого – подвергаются лишь те продукты LEGO, которые имеют отношение к поп-культуре, лишь изредка тянущие за собой и классические серии конструктора.