Войско Донское в войне с Турцией (1807)
В конце прошлого года передовые части Молдавской армии генерала от кавалерии И.И. Михельсона, форсировали Днестр и заняли без особых усилий, при лояльности православного населения, крепости Молдавии и Валахии.
Командные должности корпусов и дивизий занимали генералы с «редкими русскими фамилиями». Но в военной компании этого года показал «высший пилотаж» генерал-лейтенант со славянской фамилией Михаил Андреевич Милорадович. Его корпус в составе главных сил армии, углубился в Валахию и занял столицу Бухарест. В составе корпуса действовали донские полки войскового старшины Фёдора Фёдоровича Мелентьева 3-го и подполковника Петра Григорьевича Денисова 14-го. Полк последнего, из-за беспорядков в полку с 15 декабря 1806 года был переименован и его возглавил подполковник (??) Чернушкин 1-ый.
Корпус генерала от кавалерии К.И. Мейндорфа начал войну в событиях при Бендерах. В состав корпуса входил донской казачий полк Николая Демьяновича (?)Платова 3-го.
Полк войскового старшины Михаила Алексеевича Власова 2-го находился в составе отдельной дивизии дюка-де-Решилье. Принимал участие в занятии крепостей Паланки и Аккермана и в дальнейшем нёс кордонную службу на границе. О его командире мы рассказывали в выпуске №4, как об основателе хутора на Грушевке.
Кроме перечисленных четырех донских полков, в Молдавской армии находилась Рота №1 Донской конной артиллерии под командой полковника Акима Акимовича Карпова 2-го. Рота была разделена на две полуроты, и они были приданы в оба корпуса. Подразделения полурот с несколькими орудиями участвовали в боях в составе различных команд и отрядов.
В начале года к действующим в Молдавской армии 4-м донским полкам присоединились полки, сформированные в ноябре прошлого года и прибывшие с Дона во главе с походным атаманом генерал-майором Иван Ивановичем Исаевым 1-ым. Его полк, вместе с полком подполковника Аркадия Ивановича Исаева 3-го, поступили в распоряжение главных сил, корпуса Милорадовича.
Полки подполковников Петра Васильевича Янова 2-го, Михаила Алексеевича Протопопова, и войскового старшины Алексея Андреевича Мартынова 3-го действовали в составе корпуса Мейндорфа, в котором находился уже полк Платова 3-го. Задачей корпуса на 1807 год было взятие крепости Измаил. Примечателен один эпизодов действия казачьего отряда, который возглавлял Янов 2-ой, бой под селением Куй-бей, в котором сосредоточилось 7000 турок. По плану удар планировался с двух направлений. И если «донской отряд» все сделал вовремя, то отряд русской пехоты со второго направления не успел к началу совместных действий из-за ошибки проводника из казаков. Он заблудился в ночи и привел отряд основных сил не туда. Казаки ударили вовремя, но силы были неравные, мощный ответный удар отряда турок опрокинул казаков и если бы не помощь резерва, пришлось бы совсем тяжко. В дальнейшем перечисленные донские полки участвовали в осаде Измаила, но задача «взять крепость» не была решена.
С объявлением Турцией в конце прошлого года войны России, за Дунаем начала формироваться значительный отряд турецкой регулярной армии под командой великого визиря Ибрагима Хильми-паши, который весной двинулся для освобождения Бухареста. Милорадович разработал план действий на опережение. И сражение, состоявшееся 2 июня при Обилешти, окончилось полным разгромом турок. В нём принимали участие донские полки Чернушкина 1-го, Мелентьева 3-го и бывший Исаева 3-го (полковник видимо заболел и умер в Валахии).
Проделанная Милорадовичем штабная работа была образцово показательной: грамотное распределение сил, продуманная до мелочей дислокация, военная хитрость и внезапность действий обеспечили успех над превосходящим в два раза противником. Милорадович был представлен к ордену св. Георгия 2-степени, но получил саблю с алмазами «За освобождение Бухареста».
Отдельно следует сказать о генерал-майоре Исаеве 1-ом. Это был уже опытный полководец и в компании этого года он действовал, как командир отряда с включением под его начало регулярных частей. С середины апреля он с небольшим отрядом был направлен в Сербию на помощь восставшему против турок народа. Ему пришлось решать не только военные задачи, но и проявлять дипломатические способности.
При объявлении 12 августа перемирия, дипломаты и слишком исполнительный командир « с редкой русской фамилией», чуть не «про…ли» всё, что было сделано военными. Возможно, на это повлияла кончина в августе командующего армией Михельсона, который лучше всех понимал обстановку.
В сентябре под Могилев прибыли 15 донских полков с Пруссии и стали на зимние квартиры.
С началом русско-турецкой войны началась «движуха» и на границе в Закавказье. В прошлом выпуске мы упоминали, что командующим армией на Кавказе и Кавказской линии был назначен генерал от инфантерии, граф Иван Васильевич Гудович. С турецкой стороны ему противостоял сераскир Юсуф-Зея-паша. Задача, которая была поставлена Гудовичу: не дать возможность соединить усилия персов и турок против России и выровнять рваную границу по побережью Черного моря и по суше. Соответственно у турок задача была противоположная: объединить усилия с персами и провоцировать местные горские кавказские народы против России и вытеснить «неверных» из Грузии.
В подчинении Гудовича было две дивизии: 19-ая под командой от инфантерии С.А. Булгакова на Кавказской линии и 20-ая под командой генерал-майора барона И.К. Розена в Закавказье.
На Кавказской линии находилось 11 донских казачьих полков. Перечислим их: походного атамана полковника Василия Андреевича Быхалова 1-го, подполковника Михаила Федоровича Балабина 1-го, войсковых старшин Марка Савича Агеева 3-го, Анкидина Ивановича Аханова, Григория Алексеевича Грекова 16-го, Николая Васильевича Грекова 20-го, Тимофея Сергеевича Ильина 1-го, Дмитрия Ивановича Каршина 4-го, Федора Матвеевича Персианова 1-го, Ларион Максимовича Петрова 1-го, Ивана Ивановича Щедрова 2-го.
Полки находились в постоянных стычках с горцами, подстрекаемых турецкой стороной. Да и просто желающих пограбить и поживиться за счет «линейных», было немало.
В Закавказье, от Черного до Каспийского морей, было размещено 8 донских полков: полковника Павла Петровича Ребрикова 2-го; подполковников Петра Тимофеевича Денисова 9-го, Алексея Яковлевича Нечаева 1-го, Ивана Митрофановича Митрофанова; войсковых старшин Ивана Михайловича Агеева 2-го, Федора Родионовича Богачёва 1-го, Ефима Мироновича Ежова 1-го, Дмитрия Васильевича Попова 16-го.
Из них 6 полков были задействованы в боях с турками. На первом этапе начавшейся войны, камандармом Гудовичем были предприняты попытки взять последовательно турецкие крепости Карс, Ахалкалаки и Поти. Но все они были неудачными, с немалыми потерями русские отряды отступили. Ободренный успехами, Юсуф-Зия-паша попытался уничтожить левый фланг русской армии, отряд генерал-майора Пётра Даниловича Несветаева. Отряд, после отхода от Карса и размещавшийся в Гумри, умело и мужественно выдержал три атаки турок. Силы турок на порядок превышали численность русского отряда. Третью часть гарнизона составляли донские казаки полков Агеева 2-го и Богачёва 1-го.
Вскоре подоспел основной корпус русской армии, возглавляемый Гудовичем. Объединенные силы русских в числе 6000 человек выступили против турок, насчитывающих 20000 сабель под командой Юсуф-Зия-паши. Основное сражение произошло 18 июня при реке Арпачай и закончилось полным поражением турок. В этом сражении было задействовано 5 донских казачьих полков, проявивших себя с наилучшей стороны. Помимо упомянутых двух полков Несветаева, с командармом прибыли полки Ребрикова 2-го, Денисова 9-го и Митрофанова. За проявленный героизм и умелое командование, проявленное при обороне Гумри, Несветаев был награжден орденом св. Георгия 3-ей степени, а командующему армией за победу при Арпачае, присвоено звание генерал-фельдмаршала. Награждены были и отличившиеся донцы. 2 сентября было объявлено перемирие с турками на кавказском фронте, которое продлилось недолго.