Найти в Дзене
Морена Морана

Почему посторонние люди считают, что имеют право меня воспитывать?

— Девушка, что вы делаете, это неприлично! Девушка, потише! Девушка, что ваши ноги делают на диване?! Когда я была молода и наивна, я думала, что такие замечания делают только детям. А вот когда я вырасту, я буду избавлена от этой… кхм… формы коммуникации. Но что-то пошло не так. Мне (и я уверена, что не только мне) до сих пор иногда делают замечания. Это очень обидно и неожиданно. Например, оказывается, можно есть что-то «неправильно», даже если ты орудуешь исключительно в собственной тарелке. И я сейчас не про вилочки для омаров и особые бокалы для шампанского. Я про обычную еду. Для некоторых тот факт, что ты не ешь грибы или лук, извлекая их из блюда – кощунство. Для них расчленить пирог на составляющие – все равно, что проделать то же самое с человеком. Даже еще хуже – потому что в случае с человеком это обычно не так заметно. Съесть только начинку, оставив корочку, или наоборот – это практически оскорбление чувств верующих в кулинарию. И вот ты уже не взрослый человек, который з

— Девушка, что вы делаете, это неприлично! Девушка, потише! Девушка, что ваши ноги делают на диване?!

Когда я была молода и наивна, я думала, что такие замечания делают только детям. А вот когда я вырасту, я буду избавлена от этой… кхм… формы коммуникации. Но что-то пошло не так.

Мне (и я уверена, что не только мне) до сих пор иногда делают замечания. Это очень обидно и неожиданно.

Например, оказывается, можно есть что-то «неправильно», даже если ты орудуешь исключительно в собственной тарелке. И я сейчас не про вилочки для омаров и особые бокалы для шампанского. Я про обычную еду.

Для некоторых тот факт, что ты не ешь грибы или лук, извлекая их из блюда – кощунство. Для них расчленить пирог на составляющие – все равно, что проделать то же самое с человеком. Даже еще хуже – потому что в случае с человеком это обычно не так заметно.

Съесть только начинку, оставив корочку, или наоборот – это практически оскорбление чувств верующих в кулинарию. И вот ты уже не взрослый человек, который знает, что делает, а невоспитанный детсадовец, которому надо всыпать.

Кстати, отдельная категория – люди, которые готовы проклясть всех, кто использует продукты не по назначению. Например, использовал горсть муки для детского творчества – все, ты почти враг человечества. Провел психологический тренинг с кусочком сала – немедленно прилетает лекция про голодающих детей.

Я понимаю, что у многих травма голода передается поколениями, но травмы надо лечить, а не выносить ими мозг остальным. Это твои проблемы, а не их.

Еще одна загадочная для меня история – это привычка накидываться на тех, кто сидит, поджав под себя ногу (без обуви, естественно). Кажется, у нас существует какой-то тайный культ борьбы с грязными ногами.

Даже если ты только что из душа, бассейна или сауны, даже если в чистых носках и до этого ходил в домашних тапочках, стоит поджать под себя ногу на диване — и начинается паника. Сразу взвоют сирены: «Ноги! На диван! Как можно!». Я правда не понимаю, откуда берется эта сакральная брезгливость. Но факт остается фактом: для некоторых людей поджатая нога – это источник грязи и страданий.

Отдельный вид замечаний касается того, кто и как здоровается.

Иногда можно задуматься и просто не поздороваться первой. Я, например, легко выпадаю из реальности, когда обдумываю текст или идею. Иду в себе, и никого вокруг не замечаю, пока человек меня не выдернет из этого состояния приветствием сам.

Молодежи на это плевать. А вот старшее поколение иногда смертельно обижается. Один товарищ даже как-то позвонил бабушке с жалобой. А я клянусь, что просто его не заметила, не узнала.

Сюда же – привычка токсично указывать на ошибки в речи. Исправлять ударения, поправлять формулировки, жестко щелкать по носу за отдельные словечки. Мне кажется, делается это не из любви к языку, а из желания почувствовать себя умнее собеседника.

И вот я все чаще думаю: что вообще делают эти люди? Почему ощущение после них такое, будто тебя поставили в угол? И что виной всему: разные взгляды на бытовые мелочи или я просто произвожу впечатление мягкого и безопасного человека, который не ответит?

А я отвечаю – вот тут-то наехавшего и ждет неприятный сюрприз. Этого он никак не ожидал, уверенный в своей правоте, рассчитывал на эффект внезапности и чужую растерянность. И да, обычно все эти скандалы закатывают в людных местах и никогда – наедине. Не потому ли, что тогда и предстать победителем борцу за правила будет не перед кем? А это и было основной целью.

Вспоминается классическое: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

Как вы думаете, что это вообще за форма общения такая? Откуда она взялась и почему до сих пор считается допустимой между взрослыми людьми?