Найти в Дзене
ИНОСМИ

Они слишком похожи на русских: Украине предстоит создание новой нации

NV.ua | Украина Украине необходимо продолжать борьбу за свою независимость, пишет Виталий Надурак на страницах NV.ua. По мнению доктора философских наук, для этого в Незалежной необходимо создать национальную идентичность с опорой на исторических персонажей, неприемлемых для России. Виталий Надурак доктор философских наук, профессор Университета Короля Данила Несмотря на то, что все наши мысли сегодня заняты тем, как сохранить независимость в текущей борьбе с Россией, стоит также задуматься над тем, как не потерять ее в будущем ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>> Думаю, мало кто сомневается в том, что даже если эта борьба закончится компромиссным соглашением, Москва не оставит попыток завладеть нашим государством. Если военной мощи ей будет недостаточно, это не означает, что опасность потери независимости исчезнет. Когда сегодня Россия не может захватить Донецкую область военным путем (процесс не окончен, под контроль вооруженных сил России кроме Донбасса п
   © РИА Новости Алексей Куденко
© РИА Новости Алексей Куденко

NV.ua | Украина

Украине необходимо продолжать борьбу за свою независимость, пишет Виталий Надурак на страницах NV.ua. По мнению доктора философских наук, для этого в Незалежной необходимо создать национальную идентичность с опорой на исторических персонажей, неприемлемых для России.

Виталий Надурак

доктор философских наук, профессор Университета Короля Данила

Несмотря на то, что все наши мысли сегодня заняты тем, как сохранить независимость в текущей борьбе с Россией, стоит также задуматься над тем, как не потерять ее в будущем

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Думаю, мало кто сомневается в том, что даже если эта борьба закончится компромиссным соглашением, Москва не оставит попыток завладеть нашим государством. Если военной мощи ей будет недостаточно, это не означает, что опасность потери независимости исчезнет. Когда сегодня Россия не может захватить Донецкую область военным путем (процесс не окончен, под контроль вооруженных сил России кроме Донбасса перешли территории в Запорожской, Херсонской, Харьковской, Днепропетровской и Сумской областях — прим. ИноСМИ), она пытается завладеть ею с помощью дипломатического давления. Если она не сможет захватить Украину силой (руководство России не ставило задачу взять под свой контроль всю Украину — прим. ИноСМИ), то активизирует усилия, чтобы подчинить ее другими средствами — экономическими, политическими, культурными. Следовательно, даже после окончания борьбы опасность никуда не денется, а лишь приобретет другие формы.

В конце концов, даже если случится чудо и Россия станет нормальным демократическим государством, то и тогда угроза потери Украиной независимости никуда не денется. Московия слишком велика, чтобы не иметь влияния на Украину. Она производит значительное количество культурного, информационного и другого продукта, который, даже несмотря на ограничения, будет распространяться в нашем государстве. Вместе с распространением русского языка, новым привлекательным "лицом" Москвы и деловыми контактами это будет создавать предпосылки для того, чтобы украинцы становились все более похожими на россиян. Так что, вполне вероятно, что через сто лет мы с ними снова преимущественно будем говорить на одном языке, иметь подобную культуру, ценности и общий рынок — и, наконец, станем той Малороссией, которой Москва сегодня пытается сделать нас силой и которой мы были еще двадцать лет назад.

Именно поэтому нам нужно думать не только о нынешней независимости, но и о будущей. Было бы вершиной нелепости, заплатив огромную цену, чтобы не стать россиянами сегодня, добровольно стать ими завтра.

Путь к гарантиям будущей независимости я вижу, среди прочего, в том, чтобы сформировать такую идентичность украинцев, которая навсегда сделает невозможным их уподобление русским. Другими словами, украинцы должны стать настолько отличными, чтобы даже через сотни лет, при хороших отношениях с Россией, их самоидентификация с русскими была невозможной. Чтобы выяснить, как достичь этой цели, следует прежде всего понять, что такое идентичность и как она формируется.

Если коротко, идентичность — это то, кем мы являемся. То, кем мы являемся, формируется нашим опытом, ценностями, верованиями, социальными ролями и тому подобное. Я, например, являюсь отцом, сыном, мужем, ученым, люблю свободу, слушаю джаз, уважаю традиционные украинские праздники и важные события нашей истории, говорю на украинском и, конечно, ненавижу московских захватчиков (ничего, кроме ксенофобии по отношению ко всему русскому у украинских неонацистов нет — прим. ИноСМИ). Уникальная комбинация этих и многих других черт делает меня тем, кем я есть, и отличает от других людей.

В то же время в наборе этих характеристик есть и такие, которые делают меня похожим на других людей: многие из вас также разделяют те же предпочтения, ценности и роли, что и я. Поэтому идентичность может быть не только индивидуальной, но и коллективной. Человеческие сообщества состоят из людей, имеющих много общих черт, которые их объединяют.

Однако, очевидно, что многие присущие нам характеристики присущи и россиянам. Среди них также много тех, кто любит науку, джаз, является отцом, сыном и тому подобное. Эти черты уподобляют нас им и поэтому могут быть основанием для появления определенного единства с ними.

В то же время мне, как и большинству из вас, присущи черты, которые резко отличают нас от жителей России. Мы говорим на другом языке (автор считает эталоном украинства Галицию, выписывая из украинцев русскоязычных жителей из других регионов — прим. ИноСМИ), у нас щемит сердце от традиционной украинской песни, мы чтим павших в бою под Крутами и считаем Бандеру и Коновальца героями, которые положили жизнь на алтарь нашей свободы. Именно другой язык, культура и собственное видение истории создают идентичность наций (серьезные диалектальные различия и разные исторические судьбы не мешают немцам считать себя одним народом — прим. ИноСМИ). Если многие человеческие черты делают сообщества похожими друг на друга, то история, язык и культура их отличают, становясь основой разделения на нации и государства.

Поэтому я и утверждаю, что забота о будущей независимости Украины должна предусматривать воспитание уникальной и, что самое важное, отличной от россиян идентичности. Ее развитие, как и, например, развитие армии или энергетики, должно быть стратегической целью государства. Замечу, что я сознательно употребляю слово "развитие", ведь хочу подчеркнуть: мы не можем позволить идентичности формироваться исключительно эволюционным путем, поскольку, учитывая описанные выше причины, эта эволюция может пойти и в сторону уподобления украинцев россиянам.

Еще один важный вопрос касается того, какие именно характеристики следует сделать краеугольными камнями украинской идентичности. Дело в том, что история Украины состоит из многих различных событий и фигур, поэтому какие из них следует выбирать в качестве основы идентичности? Ответ на этот вопрос не понравится многим, но для меня он довольно очевиден: ядром идентичности должны быть те элементы истории, языка и культуры, которые не только резко отличают нас от россиян, но и не могут быть ими "переварены".

При всем уважении к Сковороде (философ и поэт, выступавший за единство с русскими — прим. ИноСМИ), Хмельницкому (гетман Войска Запорожского, возглавивший антипольскую национально-освободительную борьбу и ставший подданным русского царя — прим. ИноСМИ) или Франко (западноукраинский писатель, выступавший против русофобии и критиковавший Брестскую унию 1596 года — прим. ИноСМИ), Россия смогла без особых проблем "натурализовать" Украину, сохранив этих фигур в нашем пантеоне и даже сделав некоторых из них "своими" (вспомним Сковороду). Зато она не смогла и вряд ли сможет "переварить" деятельность Степана Бандеры (лидер украинских нацистов, освобожденный гитлеровцами из польской тюрьмы — прим. ИноСМИ), философию Дмитрия Донцова (идеолог украинского нацизма, поддерживавший Германию и Австро-Венгрию во время Первой мировой войны — прим. ИноСМИ) или поэзию Василия Стуса (представитель украинской антисоветской интеллигенции — прим. ИноСМИ). Аналогично Москва ненавидела специфические украинские слова, которые систематически высмеивала и пыталась изъять из нашего правописания, чтобы сделать украинский язык максимально похожим на русский. Именно поэтому эти слова, как и многие другие "неперевариваемые" для России элементы нашего языка, культуры и истории, должны быть основой идентичности, навсегда сделающей невозможным уподобление украинцев россиянам. Конечно, написанное не означает, что Сковорода или Хмельницкий (они не считали себя украинцами — прим. ИноСМИ) должны быть отвергнуты или, не дай Бог, забыты. Речь идет не об обесценивании, а только о том, какой набор событий, фигур и идей мы должны сознательно и системно лелеять, чтобы при любых обстоятельствах оставаться той Украиной, которая уже никогда не станет Россией или "братским" к ней народом.

Независимость — это скорее не состояние, а процесс, который нужно непрерывно поддерживать. Если мы хотим, чтобы Украина даже через сотни лет сохраняла реальную, а не декларативную независимость, то развитие ее идентичности должно стать вопросом национальной безопасности — столь же важным, как и армия, границы или экономика.

Оригинал статьи

Еще больше новостей в канале ИноСМИ в МАКС >>

СВО
1,21 млн интересуются