Сегодня я дописала сочинение к варианту "Снежинки". Благодаря отзывчивым читателям у меня теперь уйма литературных примеров, иллюстрирующих искреннее раскаяние. Действительно, если обратиться к текстам для ОГЭ из открытого банка заданий, можно вспомнить и про Зыбина с крабом (текст Домбровского), и про мальчика Колю, который сначала злился на деда, представляя, как тот ест корж с душистым мёдом, а потом проникается тёплыми чувствами к дедушке, сохранившему хлеб для голодного внука (текст Ю. Яковлева). Для своего сочинения взяла рассказ Юрия Нагибина "Старая черепаха". Анна, спасибо за подсказку. Я помню, как год назад, когда я работала над вариантом "Новелла" и терялась в поисках "большого" текста для заданий 23-27, вы мне посоветовали использовать "Дороги, которые мы выбираем". Это был очень удачный вариант. По нему я тоже писала сочинение в формате ЕГЭ, которое мне до сих пор нравится. А такое, поверьте, случается крайне редко.
Возвращаемся к новому сочинению. Писала его по традиционной схеме:
- 1-ый абзац: небольшое вступление (можно обойтись и без него) и проблемный вопрос
- 2-й абзац: позиция автора
- 3-й абзац: первый пример-иллюстрация из текста с пояснением
- 4-й абзац: второй пример-иллюстрация из текста с пояснением
- 5-й абзац: связь между примерами (причинно-следственная) с пояснением
- 6-й абзац: согласие с ПА + собственный пример-аргумент с опорой на читательский опыт
- 7-й абзац: общий вывод.
Под прошлым сочинением по "Жёлтому свету" Паустовского, где я сначала писала комментарий, а потом сформулировала позицию автора, мне неоднократно делали замечания, что так делать нельзя. Но я по-прежнему считаю, что композиция сочинения может быть свободной. Вернее, так считают специалисты ФИПИ. А я не могу не доверять им в этом вопросе. Так что сегодняшнее сочинение по "традиционной" схеме написано не под нажимом комментариев. Просто я экспериментирую: пробую и так, и эдак.
Задание 27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «Что побуждает раскаяться в содеянном?»
Жизнь – это чреда поступков. К сожалению, не всегда правильных и не всегда благородных. Случаются поступки, за которые спустя какое-то время становится стыдно, в которых хочется признаться и покаяться. Что же побуждает раскаяться в содеянном? Этот вопрос в центре внимания британского писателя, филолога и богослова Клайва Льюиса.
Автор «Хроник Нарнии» уверен, что раскаяние наступает при искреннем осознании вины, сожалении о содеянном и горячем желании исправить ошибку.
Убедиться в этом можно, обратившись к диалогу героев после пробуждения девочки. Из разговора Люси и мистера Тумнуса становится понятно, что фавн обманом заманил доверчивого ребёнка в свою пещеру, усыпил звуками волшебной флейты, чтобы передать Белой Колдунье. Но, совершив это преступление, мистер Тумнус начинает испытывать нравственные страдания и обвинять себя в содеянном. Читатель не сомневается, что слёзы героя, его отчаяние являются абсолютно искренними: они вызваны не страхом перед наказанием, а муками совести, осознанием ошибочности своего поступка.
Не менее важен для понимания авторской позиции финал текста, где мистер Тумнус провожает девочку до Фонарного столба, хотя знает, что ему грозит страшное наказание: Белая Колдунья обратит его в камень за неповиновение. Его смелый поступок свидетельствует о твёрдом намерении исправить ошибку. Даже ценой собственной жизни.
Эти эпизоды связаны причинно-следственными отношениями: внутреннее осознание неправильности поступка, душевные страдания становятся толчком к признанию в преступлении и желанию искупить свою вину.
Я разделяю мнение автора. Действительно, раскаяние часто происходит не под воздействием других людей, не из-за страха перед разоблачением, а под влиянием переосмысления своих поступков. Подтверждение этому можно найти во многих литературных произведениях. Вспомним, например, поступок главного героя из рассказа Юрия Нагибина «Старая черепаха»: мальчик продал свою «никудышную», ставшую ненужной черепаху ради покупки новых маленьких черепашек, ведь они такие забавные и любознательные в отличие от неповоротливой, угрюмой Машки, которая всё время норовит забраться в тёмное укромное место. Сначала Вася был «горд своим первым жизненным свершением», но потом радость сменилась чувством обиды на себя и тревогой за судьбу Машки: мальчик переживал, что он не рассказал о привычках и особенностях питания старой черепахи, не объяснил, как подготовить её к зимней спячке. И маленький герой, впервые познавший простую истину – мы в ответе за тех, кого приручили – отправился возвращать своего старого друга.
Конечно, все знают, что сначала надо думать, потом делать, но не менее важно проанализировать уже совершённый поступок, прислушаться к внутренним ощущениям и успеть исправить ошибку, если понял, что поступил вразрез со своей совестью.
Исходный текст, по которому написано сочинение, можно найти в предыдущей публикации: