Петровск Саратовский. «Однажды в Хвалынске...».
Лет пятнадцать тому назад в мастерской художника Сергея Серова как-то сама собой родилась идея о совместном написании книжки под названием «Однажды в Хвалынске…», в которой каждый рассказ или очерк о городских событиях и людях, наших земляках, начинался бы со слова «однажды» (Алексей Карпов 18.03.2021 года. Источник: hvzvezda.ru›archives/7870).
Сегодня и я, следуя этой доброй традиции хвалынских художников, попробую продолжить тему о городе Хвалынске, его улицах и площадях, музеях и памятниках со слов - Однажды в Хвалынске…
И для сегодняшней темы, пожалуй, и не найду я в своей коллекции лучшего кадра…
Может, и не даёт мне сегодня солнце сделать достаточно качественный кадр, зато в полном объёме передаёт сущность старого названия этой городской улицы – Миллионная…
Сразу же предлагаю обратить внимание на предложенную здесь табличку. Подобное описание старинных улиц города присутствует повсюду (так что при желании можно здесь и самому стать немного краеведом).
А это мы уже на улице Революционной возле хвалынского краеведческого музея.
Экскурсии по местным музеям можно оставить и до следующего раза, могу лишь сказать, что по воскресениям в Хвалынске музеи работают!
А так выглядит центральная площадь Ленина сегодня.
В 1952 году на центральной площади города был установлен памятник В. И. Ленину. Композиция, выполненная в виде двух обелисков и фигурной стены со скульптурой вождя революции стала визитной карточкой центра Хвалынска.
В 2007 году обветшавший памятник был отреставрирован. При участии скульптора П. А. Подосинникова был произведён косметический ремонт изваяния, всю конструкцию укрепила новая арматура. Помимо этого памятника в Хвалынске также установлен бюст Ленина рядом с набережной.
Большая саратовская энциклопедия...
saratovregion.ucoz.ru›region/hvalynskiy/…
Снегу в этом году предостаточно… ничего не поделаешь – зима.
А вот и бюст В.И.Ленина, о котором упоминается в Энциклопедии.
Ещё один памятник, который напрямую относится к завоеваниям Великого Октября – памятник Борцам за Советскую власть.
Предлагаю, здесь сегодня сделать небольшую остановку…
Двадцать четыре фамилии высечены на памятнике, среди которых, как указывает Энциклопедия комиссар уездного продовольственного комитета Андреянов, командир продотряда Боровик, ректор уездной газеты Заяц, начальник почты Осипов, судья Спиридонов, учитель Рамазанов.
А это уже и весь список захороненных в братской могиле: Заяц П., Сулейманов З., Осипов Г.И., Свешников, Гамзин В.Г., Спиридонов, Кузин И.П., Незеваев, Чернов Н., Кравченко, Ежков, Караказов, Ерофеев, Рогожев, Сысоев М.И., Дорогоиченко, Сысоев, Андреянов, Лизунов Г.И., Алимжанов Ш.Г., Боровик, Рамазанов Р., Метнев Н.М., Еремин Н.В..
Семнадцатого марта 2021 года исполнился столетний юбилей событию, которое вошло в вековую летопись города Хвалынска одной из самых кровавых и драматических страниц. Сегодня единственным свидетельством, напоминающим о былой трагедии, является полузабытый памятник, на центральном барельефе которого высечена помпезная надпись: «Вечная слава борцам, павшим за Советскую власть».
Теперь уже мало кто помнит и знает, что настоящий памятник является третьим по счёту. Первый, установленный в 1927 году, был сколочен из досок в виде штыкообразной стелы, вершину которой венчала пирамида из трёх винтовок. Сей факт подтверждает групповая фотография людей, участников митинга, посвящённого открытию памятника.
Р.s. Примечательно, что эта фотография, хранящаяся в архиве Хвалынского краеведческого музея, имеет ценную особенность: многие люди, запечатлённые на ней, – помечены от руки номерами, и их фамилии указаны на её обороте.
Второй памятник, также деревянный, с большой красной звездой на вершине, был установлен в 1957 году. Вокруг мемориала были высажены деревья (причём уже взрослые), которые стали основой будущего сквера.
В 1977 году мемориал приобрёл современный вид – высокая пирамида, установленная на массивном основании в форме куба, к которому с трёх сторон ведут ступени. Мемориал получился суровым и солидным, со всеми символическими атрибутами, присущими советской эпохе: бетонным венком, серпом и молотом, красной звездой и гипсовыми барельефами, с изображением героических этапов истории страны.
Кто же упокоен под памятником борцам за...
А вот о самих погибших до сих пор практически ничего неизвестно….
В книге «Хвалынск», изданной к трехсотлетию города, об этих трагических событиях напечатано всего несколько строк: « В марте 1921 года на город был совершен налет уголовно-политической банды Попова. Под лозунгом «Советы – без большевиков!» были казнены советские работники, в т. ч. и беспартийные, разграблены банки, склады и другие учреждения, угнано 105 почтовых лошадей, разрушен телеграф и линии передач. Выпущены из тюрьмы уголовники, уничтожен архив. В том же году на братской могиле в сквере у милиции поставлен памятник жертвам террора».
Деревянный памятник, наспех возведенный над братской могилой, простоял до 1968 года. Архитектор Р. Д. Штирц создал достойный монумент невинно погибшим, чьи фамилии высечены на памятнике, – более 30 человек.
Вечная им память!
Так писала балаковская газета «Суть» в 2004 году. Источник: Архив газеты "Суть", г. Балаково 2003-2006 г.
А вот и несколько удивительных историй-воспоминаний от Сергея Георгиевича Серова, услышанные им от отца и родственников по отцовской линии – очевидцев тех трагических событий.
БАНДА ПОПОВА
Шел март 1921 года. Мой дед Николай Матвеевич был знаменитым во всей округе скорняком. В тот день он возвращался с отхожего промысла, волоча за собой санки с продуктами. Чтобы прокормить семью, ему приходилось по нескольку дней жить в соседних деревнях: шить сельчанам верхнюю одежду в обмен на нехитрую деревенскую снедь. В те голодные годы для мастеровых людей это был едва ли не единственный шанс выжить.
Пересекая Волгу в самом широком месте, он заметил, что параллельно, километрах в двух, движется большая масса пеших и конных людей. В то время появление военных не было редкостью, но встреча с ними не сулила ничего хорошего, и дед прибавил шагу. От длинной черной вереницы отделились два всадника и стали быстро приближаться к нему. Не доезжая метров двести, конники начали стрелять. Дед, участник русско-японской войны, укрывшись за санками, понимал, что шансов уцелеть очень мало и торопливо шептал слова молитвы. Пули совсем рядом вгрызались в ноздреватый мартовский лед, как вдруг вместо выстрелов раздался смех. Оказалось, что свернутые в трубку шаблоны для выкроек верховые приняли за торчащее дуло пулемета. Расспросив, кто он такой и где живет, предупредили, что несколько дней поживут в его доме.
ПЕРВАЯ КРОВЬ
Банда Попова вступила в город. По разным данным, она насчитывала от 10-ти до 12-ти тысяч человек, была хорошо вооружена и даже имела свою артиллерию. Вообще-то сложно назвать это воинское соединение бандой. Сами себя они называли повстанцами-революционерами. На верхней одежде у каждого был красный бант, а на папахах – красная полоска. Жителям Хвалынска быстро и доступно изложили кредо: «Мы за Советскую власть, но без большевиков».
Атаман Попов оказался личностью колоритной. Это был статный, импозантный мужчина, с густыми черными усами. Имел чин генерала (по казачьему табелю о рангах). Не менее самой банды жителей тихого старообрядческого городка шокировал и другой персонаж – боевая подруга атамана. Красивая, ярко накрашенная женщина была одета в штаны (!) красного цвета, заправленные в высокие (на манер ботфортов) расшитые валенки. Носилась верхом по городу на серой в яблоках кобыле, курила, громко и виртуозно ругалась матом, а при расправах проявляла неслыханную жестокость.
Представители местной коммунистической ячейки заблаговременно ретировались в горы Таши, откуда как на ладони просматривались окрестности города, а при любом появлении людей была возможность скрыться в лесу. Первыми жертвами оказались парнишки, пришедшие к дому, где собирались хвалынские коммунары (в настоящее время это жилой дом рядом с центральной аптекой).
Наша сегодняшняя экскурсия по Хвалынску продолжается… продолжается и рассказ-воспоминание Сергея Серова.
Из воспоминаний Елизаветы Константиновны Серовой:
Мы с подружками по гимназии из-за забора наблюдали, как поповцы ворвались в этот дом, но после обыска, не найдя никого, раздраженно курили во дворе. В это время туда зашли ребята и с криками: «Наши пришли!» – кинулись обнимать бандитов. Их ввели в заблуждение красные банты и полоски на головных уборах. На вопрос бандитов: «А вы кто такие?» – радостно отвечали: «Мы такие же, как и вы, большевики-коммунисты! А нам говорили, что пришли бандиты…» Расправа была короткой и жестокой – пришедших тут же во дворе зарубили шашками...
ТЕАТРАЛЬНЫЕ КУРЬЕЗЫ
Из голодного и беспокойного революционного Питера в тихий провинциальный Хвалынск приехало спасаться множество «театральных» людей - на городских подмостках в то время давали спектакли аж три профессиональные труппы. Среди актерского бомонда оказался режиссер Мариинского театра, в которого и влюбилась юная поклонница сцены Лидочка Серова. Между ними случился роман, и режиссер пообещал сделать из молодого дарования театральную приму.
Атаман Попов «со товарищи» пожелал культурно-развлекательную программу. Действие происходило в здании бывшего Дворянского собрания (ныне спортзал школы-интерната). Обвешанная оружием публика чинно занимала места в зале, готовясь к встрече с прекрасным. Режиссер срочно послал за «гвоздем программы» – Лидочкой (чудно читавшей душещипательные стихи).
Стоит заметить, что этот жанр был весьма популярен, а местные поэты, чутко реагируя на конъюктуру текущего момента, писали вирши как для белых, так и для красных. И когда город занимали красноармейцы, Лидочка так вдохновенно читала им стихи о замученном беляками красноармейце, что публика, роняя набежавшие слезинки, потом громко и долго рукоплескала. Для белых – персонажи менялись ролями, и зрительский восторг был всегда стабилен.
Но на сей раз красные банты на груди поповцев сыграли с Лидочкой злую шутку. Публика, услышав стих про зверски замученного коммунара, сначала долго приходила в себя, потом стала хвататься за сабли и лезть за пазуху за револьверами. От немедленной расправы ее спас смех атамана. Тот, оценив ситуацию, хохотал от всей души. Срочно дали занавес….
Через некоторое время в гримерную к зареванной и трясущейся от страха Лидочке, бряцая оружием, зашли двое. «Это тебе подарок от атамана. Он просил передать, что давно уже так не смеялся», – сказал один из них и что-то сложил на столе. Подарок по тем временам оказался царским: стометровая пачка ситца и два килограмма соленой селедки, завернутой в синюю плотную бумагу!
Селедку съели сразу, а в одежду, сшитую из подаренного ситца, еще долгое время наряжалась вся семья Серовых и многочисленная родня. Впоследствии Лидия Николаевна стала артисткой и долгое время работала в Москонцерте.
Банда атамана Попова покинула город столь же стремительно, как и вошла. Говорят, что на ее ликвидацию из Сызрани направили регулярные части Красной Армии…
Архив газеты "Суть", г. Балаково 2003-2006 г.