Пока в Миннеаполисе проходят протесты против миграционных рейдов, федеральные прокуроры расследуют схему хищения средств, предназначенных для детского питания. По разным оценкам ущерб может достигать $18 млрд. Теперь дело перешло в политическую плоскость: Дональд Трамп обвиняет власти штата в попытке скрыть преступления. О том, как расследование мошенничества в Миннесоте переросло в противостояние демократов и республиканцев, — в материале «Известий».
Громкие скандалы
«Это преступники — настоящие, закоренелые преступники», — так президент США Дональд Трамп описал нелегальных мигрантов в Миннесоте. Тем не менее федеральные власти пошли на частичное смягчение ситуации: численность сотрудников миграционных служб (ICE) в штате будет сокращена на 700 человек. С учетом того, что всего в регион ранее было направлено около 3 тыс. агентов, такую меру скорее можно назвать символической.
Ранее в штате начались массовые протесты против действий сотрудников ICE. Последние в ходе рейда застрелили двух человек: 7 января — 37-летнюю Рене Макклин Гуд, а 24-го — медбрата Алекса Джеффри Претти. Судя по опубликованным видео, в момент задержания они не были вооружены. Эти события спровоцировали новую волну протестов в Миннеаполисе.
На защиту силовиков встал Трамп. Он связал протесты с расследованием мошенничества в социальных программах в штате и обрушился с нападками на демократов. «В результате хаоса, вызванного демократами, погибли два гражданина США», — написал он.
Действительно, на протяжение последних лет правоохранительные органы выявляют всё новые случаи злоупотреблений и мошенничества в штате. По совокупным оценкам прокуратуры потенциальный ущерб от всех выявленных схем может достигать $18 млрд. Речь идет не о суммах, подтвержденных судебными приговорами, а об общем объеме подозрительных и нецелевых выплат.
Самым резонансным эпизодом стало дело некоммерческой организации Feeding Our Future, участвовавшей в федеральной программе поставок детского питания во время пандемии COVID-19. По данным следствия, сотрудники организации и связанные с ней владельцы кафе отправляли в департамент образования фиктивные документы о количестве накормленных детей. Более того, федеральные прокуроры утверждают, что только около 3% средств, выделенных Feeding Our Future, было потрачено на еду.
По этому делу выдвинуто 78 обвинений, 57 человек признаны виновными. Ситуацию осложняет то, что большинство из них — выходцы из сомалийской общины. Всего участники схемы присвоили около $250 млн, которые тратили на дорогие автомобили и элитную недвижимость.
Однако этим расследование не ограничилось. В течение 2025 года правоохранительные органы выявили и другие схемы злоупотреблений, в том числе связанные с программами льготного жилья и оказанием помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Следствие считает, что услуги либо не оказывались вовсе, либо предоставлялись по поддельным документам. В ряде случаев в схемах использовались данные детей из семей мигрантов. В сентябре прокуроры предъявили обвинения еще девяти подозреваемым в рамках двух новых дел о нецелевом использовании государственных средств.
При этом широкий общественный резонанс эти истории получили после публикации видеорасследования блогера Ника Ширли. В конце декабря он посетил несколько детских садов в районах проживания сомалийской диаспоры под Миннеаполисом. Несмотря на федеральное финансирование, утверждал автор, большинство учреждений фактически не функционировали — детей там практически не было. По его версии, такие организации существовали формально, а выделенные средства оседали у их владельцев.
Мафия или силовой беспредел
Сомалийцы начали массово приезжать в США в конце 1990-х годов. Федеральная программа расселения беженцев предполагала их размещение не в крупных городах, а в штатах с дефицитом рабочей силы и с более низкой стоимостью жизни. В этот список вошла и Миннесота. Со временем мигранты интегрировались, получали американское гражданство и перевозили к себе членов семей. К 2015 году, по данным переписи, в штате проживало более 100 тыс. выходцев из Сомали, около 30 тыс. из них — в Миннеаполисе.
Как поясняет «Известиям» научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов, сегодня проявляются последствия этого процесса, прежде всего экономического характера.
— При этом, как часто бывает в подобных условиях, формируются этнические кланы, мафии, растет преступность. В том числе и в вопросе фальсификации программ социальной помощи, которые позволяют украсть значительные средства, — заключает эксперт.
Сомалийская диаспора в Миннесоте нередко воспринимается как крайне многочисленная, хотя в реальности ее масштабы относительно невелики, также указывает в беседе с «Известиями» американист Анастасия Бунина. Для сравнения: только с Кубы в США ежегодно прибывает около 80 тыс. человек.
— На самом деле оценка ситуации часто искажается с обеих сторон. Демократы склонны минимизировать масштаб проблем, связанных со злоупотреблениями в социальной сфере. Тогда как республиканцы, напротив, нередко их гиперболизируют. Фактически же существуют подтвержденные случаи мошенничества в социальных программах, когда через них незаконно получали налоговые средства. При этом в подобных схемах участвовали представители самых разных групп: выходцы из Сомали, афроамериканцы, латиноамериканцы и коренные американцы. Этнический фактор здесь не является определяющим, — поясняет политолог.
Что касается протестов, то, по ее словам, подозрения Трампа не выдерживают критики. В Миннесоте они были вызваны прежде всего действиями сотрудников ICE, которые вели себя как «плохо подготовленные полицейские».
— Речь шла даже не столько о превышении полномочий, сколько о непонимании границ допустимого. В частности, имели место два случая гибели людей. И именно это стало главным триггером общественного недовольства, — указывает Анастасия Бунина.
Выплат будет меньше
Тема Миннесоты будет раскручиваться и в ходе избирательных кампаний, считает Андрей Кортунов. По его словам, она уже стала символом, а не просто отдельным инцидентом в одном штате.
— Речь идет о более широком вопросе — о том, как понимать американскую идентичность, как относиться к мигрантам в целом и насколько государство вправе применять жесткие методы для проведения своей политики. Очевидно, что всё это будет еще долго влиять на политическую жизнь не только в Миннесоте, но и в США в целом. Этот вопрос стал принципиальным для обеих сторон политического противостояния, — пояснил Кортунов.
Однако, как отмечает Анастасия Бунина, на национальном уровне последствия будут ощутимы лишь в случае жестких действий силовиков. Это способно ударить по рейтингам Трампа.
— Причем только в случае, если подобные факты станут заметными и громкими. Иначе люди закроют на это глаза. Миннесота для республиканцев — это хороший повод говорить про то, что все социальные программы разворовываются, поэтому надо их еще урезать, — заключила она.
Что касается будущего социальной политики, то, по словам Кортунова, при сохранении власти у республиканцев будет усилен контроль над программами помощи и начнется их сокращение. Дело не в нехватке средств, а в идеологии: республиканцы считают, что расширение социальных программ ведет к иждивенчеству, снижает стремление к самостоятельной экономической активности и подрывает «американскую мечту».
— Если же у власти останутся демократы, часть программ, скорее всего, будет сохранена или восстановлена, но в более адресном и индивидуализированном формате, чтобы снизить риск злоупотреблений, — считает эксперт. — При этом возврата к масштабным программам времен, когда помощь предоставлялась практически без ограничений, уже не ожидается.