Найти в Дзене

Самоотношение и самооценка. Что первично?

Вопрос интересный, возможно, не столь распространенный среди читателей. Однако, ответив на него, можно значительно улучшить результаты терапевтической работы. Давайте разбираться. Самоотношение или самооценка. Как связаны или можно ограничиться скудным определением терминологических понятий? Многие исследователи (С. Куперсмит, Р. Бернс, И. С. Кон и др.) предполагают, что самоотношение – это конгломерат, состоящий из системы частных самооценок, которые интегрируются в некоторое обобщенное переживание, связанное с целостным образом «Я». Этот общий знаменатель, по мнению И. С. Кона, является итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе. Но различные сферы и особенности личности, которые выступают в качестве объектов частных самооценок, неравнозначны и могут играть большую или меньшую роль в зависимости от степени значимости для субъекта. Такое заключение можно сделать на основе взглядов У. Джемса,

Вопрос интересный, возможно, не столь распространенный среди читателей. Однако, ответив на него, можно значительно улучшить результаты терапевтической работы.

Давайте разбираться.

Самоотношение или самооценка. Как связаны или можно ограничиться скудным определением терминологических понятий?

Многие исследователи (С. Куперсмит, Р. Бернс, И. С. Кон и др.) предполагают, что самоотношение – это конгломерат, состоящий из системы частных самооценок, которые интегрируются в некоторое обобщенное переживание, связанное с целостным образом «Я». Этот общий знаменатель, по мнению И. С. Кона, является итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе.

Но различные сферы и особенности личности, которые выступают в качестве объектов частных самооценок, неравнозначны и могут играть большую или меньшую роль в зависимости от степени значимости для субъекта. Такое заключение можно сделать на основе взглядов У. Джемса, который указывал на то, что неуспех в малозначительных делах мало влияет на общую самооценку.

Можно сделать первый вывод.

Самоотношение – это некая обобщенная самооценка, состоящая из частных самооценок, причем интеграция частных самооценок в единую систему происходит с учетом их субъективной значимости.

Но как измерить эту субъективную значимость? И есть ли механизм целенаправленного снижения значимости частной самооценки, если самоотношение находится на удовлетворительном уровне?

Существует теория когнитивного баланса Фестингера, Уэлса и Марвелла (1976), согласно которой, если частная низкая самооценка противоречит общему положительному самоотношению, то индивид решает эту проблему снижением значимости именно этой частной самооценки. Розенберг (1982) подтвердил эту теорию, когда обнаружил, что высокая значимость придается тем аспектам, в которых человек успешен. Удивительно, но в соответствии с этими исследованиями, человек с положительным самоотношением может регулировать уровень своих частных самооценок, даже если есть сферы, в которых объективно он не может быть успешен. Кроме того, Ходж и Маккарти обнаружили, что групповая значимость имеет большее влияние на глобальную самооценку, чем учет индивидуальной значимости. Например, если в проживаемой культуре построение семьи и рождение детей имеет важную ценность, то сколько бы ни убеждал себя человек, что для него это не имеет важную ценность, влияние групповой ценности будет важной составляющей глобальной самооценки.

В целом, данный анализ позволяет усомниться в упомянутом раннее описании самоотношения, как интеграции частных самооценок. Видимо, самооценка и самоотношение – это разные психологические понятия.

Самоотношение может выступать как самостоятельная переменная и иметь свою особую природу, реализовать специфические функции в общей системе самосознания. Самоотношение в ряде исследований (Дембо Д., Куперсмит С., Розенберг М,) рассматривается как личностная черта, которая практически не изменяется в зависимости от ситуации. Здесь важно отметить два мотива: мотив самоуважения и потребность в постоянстве (либо положительного, либо отрицательного).

Самоотношение – это стиль отношения к себе, общая жизненная установка, формирующаяся в процессе жизненного опыта человека. То, как человек относится к самому себе, вовсе необязательно определяется тем, насколько он чувствует себя хорошим или успешным. Человек может любить себя даже если его самооценка низка по каким-либо параметрам, и наоборот, он может не любить себя, даже если его частные самооценки высоки. Самоотношение – это аффективная составляющая, а самооценка – оценочная составляющая.

Я понимаю, что такой анализ довольно сложен для понимания. Но все - таки можно сделать следующий вывод.

Если человек себя не любит, то есть его самоотношение негативное (именно негативное, так как этот термин употребляется для эмоций), а целью терапии для клиента является «полюбить себя», то повышать самооценку, достигая определенных успехов в определенных сферах, будет нелогично. Достижение в определенных сферах повысит его самооценку, но не изменит его эмоционального отношения к себе.

И наоборот. Если человек себя любит, то есть его самоотношение позитивное, то психолог может работать над его самооценкой в определенных сферах деятельности. Это повысит его самооценку, но самоотношение останется неизменным.

Поэтому в терапевтической работе предлагаю разграничивать понятия самоотношения и самооценки в зависимости от запроса клиента и учитывать полученные выводы.

Согласны ли вы с моими заключениями?

Буду рада обратной связи на эту тему.

Зубкова Татьяна

Психолог, КПТ/CFT терапевт

Развод. Депрессия. Тревога. Эмоции.

Запись на консультацию 
+ 7-985-625-46-77