Есть странная закономерность, что чем больше вокруг новых вещей, тем чаще люди ищут старые.
Не винтажные за большие деньги, не стилизованные под прошлое, а самые обычные, потёртые, с историей, иногда с отколотым краем и следами чужой жизни.
Те, что лежат на раскладных столах, в коробках, завернутые в газеты двадцатилетней давности.
Прогуливаясь по блошиному рынку, я замечаю, как туда приходят самые разные люди.
Молодые, взрослые, пожилые. Кто-то ищет конкретную вещь, возможно сервиз, статуэтку, фарфор определённого завода. А кто-то просто ходит между рядами, перебирает вещи и будто бы прислушивается к себе, и своим ощущениям и чувствам.
На блошиных рынках нет суеты, никто не торопится. А еще, что мне особо импонирует, там никто не подгоняет, не предлагает...вот это возьмите обязательно, никто не улыбается натянуто. Продавцы чаще всего сами не спешат расставаться с тем, что продают. Они рассказывают истории, кому принадлежала вещь, откуда она, почему здесь.
Иногда кажется, что люди продают не предметы, а завершённые этапы своей жизни.
Старые сервизы часто уходят не потому, что они не нужны, а потому что ими больше некому пользоваться. Дети выросли, внуки живут в другом городе, привычка собираться за большим столом осталась в прошлом, а выбросить, рука не поднимается. Вот и появляется коробка с фарфором на блошином рынке.
Я видела, как женщина долго держала в руках чайную чашку, а потом сказала:
- У моей бабушки была точно такая же.
Сама я лично, когда остановилась у коробки, в которой лежали чайные пары, услышала фразу;
- Они почти новые, бабушка пару раз чай из них пила...
И в этот момент покупка перестаёт быть покупкой. Это уже встреча...
С памятью, с собой прежней, с тем временем, когда всё было по-другому.
Блошиный рынок, это удивительное место. Там понятно, что вещи переживают людей, и, что в этом нет трагедии. Есть просто жизнь, которая идёт дальше, передавая предметы из рук в руки.
Мне кажется, именно поэтому сейчас так тянет к старым вещам. Мы живём в мире, где всё слишком быстро. Покупается, выбрасывается, заменяется.
И возможно, когда берёшь в руки фарфоровую чашку с потёртым золочением или старую ложку с вензелем, понимаешь, что хочется не нового и идеального, а настоящего.
В этом месте понимаешь, что жизнь меняется, люди уходят, роли заканчиваются, а простые вещи, такие как чашка, блюдце, старый столик...всё ещё могут дарить тепло и чувство дома.
И, возможно, именно поэтому мы туда возвращаемся.
И, возможно, даже за покупками, а за тихим напоминанием, что всё уже когда-то было. И мы с этим справились.
С теплом, Марина