6 февраля. /MEDIA TALK/. Официальный курс доллара в феврале, установленный Центральным банком России, - 76,5 рублей. В январе он вообще показывал полугодовые минимумы, доходя до 75-ти рублей. И это движение против трендов и прогнозов. На курс российской валюты влияет геополитическая неопределенность и регуляторные меры.
Дмитрий Прокофьев, экономист, автор ТГ-канала "Деньги и песец"
“Если исходить из фундаментальных данных (сокращение экспорта, дефицит валюты, рост денежной массы), рубль должен был бы ослабляться. Однако реальность упрямо демонстрирует обратное — устойчивость в районе 77–81 ₽ за доллар. Ограничения на вывод капитала, контроль за валютными операциями, продажи валюты ЦБ из резервов - эти меры создают искусственный дефицит доллара внутри страны и поддерживают курс. Еще один фактор - текущая структура экономики: Раскол экономики на «приоритетный» (бюджетно-финансируемый) и «неприоритетный» сектора. Первый получает валюту для импорта, второй — выживает по остаточному принципу. Пока эта модель работает, курс может держаться.”
Вообще, текущий крепкий рубль - продукт одновременного влияния внутренних и внешних факторов. Так, индекс DXY упал с 105 до 99 пунктов. То есть, не просто рубль крепнет, но и доллар ослабевает. Для населения это хорошо, но сразу с несколькими оговорками. Сильный рубль удешевляет импортные товары, но только если они доступны. Однако из-за ограничений и санкций ассортимент сокращен, а цены поддерживаются высокими из-за логистических издержек. Тенденция может продолжится и в феврале, считает “Дмитрий Исаков, основатель и генеральный директор инвестиционной платформы Lender Invest.
“В феврале курс рубля способен еще укрепиться в диапазон 71-73 рубля за доллар. Учитывая инфляционный импульс января (за счет повышения НДС, роста акцизов и сборов), регулятор приложит усилия для удержания рубля крепким. А все еще высокие ставки денежного рынка, традиционно низкий объем импорта в начале года, в совокупности с необходимостью конвертации валюты экспортеров для оплаты налогов, способны выступить и дополнительными факторами укрепления рубля.“
Фото: ru.freepik.com
Продолжающийся диалог между Россией и США по геополитической повестке также стабильно оказывает влияние на валюту, провоцируя локальные пики укрепления на нейтральных и положительных новостях и падения, на фоне резких высказываний сторон. Но учитывать политические изменения в долгосрочном прогнозе все равно трудно, считает финансовый аналитик, Андрей Крылов.
“Экономисты всегда стараются исходить из экономических причин, потому что их интересует прогноз. Мы не можем трактовать экономические явления из политических причин. Политика влияет, но это непредсказуемая переменная, особенно сейчас.“
А вот потребности российского бюджета вещь более предсказуемая. Его наполняемость напрямую зависит от стоимости отечественной валюты. Чем рубль дешевле, тем проще пополнить казну. Особенно на фоне падения нефтегазовых доходов. Сектор экономики находится под неослабевающим внешним давлением. Бюджет теряет доходы от экспортных пошлин, так как номинальная рублевая выручка снижается. Это создает напряжение в финансировании госрасходов.
Андрей Крылов, финансовый аналитик, объясняет: «В пользу дальнейшего ослабления рубля играет заинтересованность бюджета в том, чтобы он ослабевал. А с учётом того, что бюджет сейчас находится под давлением, то и курс будут стараться опускать. Россия меньше получает денег за свой экспорт в рулевом эквиваленте, что в первую очередь влияет на доходы бюджета. Дополнительный фактор — высокие процентные ставки банков. Они всегда играют на ослабление курса местной валюты».
На фоне высоких ставок - деньги оседают на депозитах, а не идут в реальную экономику, где по целому ряду направлений ликвидность для бизнеса ниже. Даже недвижимость - традиционный способ для граждан России сохранения капитала - ощущает нехватку спроса. И не факт, что после снижения банковских ставок (а этого стоит ожидать, судя по тому, какой курс взял ЦБ) денежная масса будет тратиться на потребление - в сферу услуг, например, или будет направлена в сферу недвижимости. Более вероятный вариант - покупка валюты населением, на фоне уже слабеющего рубля.
Дмитрий Прокофьев, экономист, автор ТГ-канала "Деньги и песец": “Если население и бизнес начнут массово покупать валюту как средство сбережения, давление на курс усилится. Пока что высокие ставки и ограничения сдерживают этот процесс.Прогноз: В краткосрочной перспективе (6–12 месяцев) курс, вероятно, останется в диапазоне 75–85 ₽ за доллар благодаря мерам контроля. Однако в среднесрочной перспективе (1–3 года) дисбалансы могут привести к коррекции, особенно если сократятся валютные резервы или усилится инфляционное давление.”
Таргетирование инфляции - ключевая задача, которую последние годы ставил для себя ЦБ. Способ - массовая продажа валюты, для стабилизации курса.
Фото: ru.freepik.com
Дмитрий Исаков, основатель и генеральный директор инвестиционной платформы Lender Invest: “Заинтересованность регулятора в крепком рубле вполне оправдана необходимостью гасить проинфляционный импульс начала года и создать условия для скорейшего снижения ключевой ставки, так как дела в экономике особенно в промышленном секторе (PMI промышленности ниже 50 последние 7 месяцев), обстоят не очень хорошо. В результате, в том числе административное давление на ЦБ со стороны профильных государственных органов и бизнес-сообщества трансформируется в конкретные экономические действия на валютном рынке которые и создают сегодняшнюю реальность с крепким рублем.“
Традиционно сильный рубль — это позитивный фактор для импортеров. Закупка станков, оборудования, техники, да и вообще всех товаров из-за рубежа - становится дешевле. Основными статьями импорта в РФ по-прежнему остаются оборудование и транспорт - 48,2 %, химическая продукция 19,9 %, продовольствие и с\х товары 15,6 %. В свою очередь, для экспорта крепкий рубль — это проблема, особенно при низких ценах на нефть. Так как экспортеры, а вместе с ними и федеральный бюджет, недополучают серьезный объем доходов.
Как итог, крепкий рубль прямо сейчас — это не признак здоровья экономики, а следствие управляемого распределения валюты. Курс рубля сегодня держится на ограничениях, резервах и неком социальном контракте, где стабильность курса обменивается на сокращение потребления для «неприоритетных» групп. Пока этот баланс сохраняется, курс будет устойчив. Но фундаментальные дисбалансы никуда не делись — они лишь накапливаются. Такова цена желания придерживаться “психологически приемлемого курса” доллар по 75. А помнится был даже по 30.