Найти в Дзене
Хроники св. Женевьевы

Последний век Валуа. Париж в XVI столетии

Это не ноктюрн, картина очень потемнела со временем, это еще подправленная фильтрами версия, а в музее Карнавале она очень темная, ничего не разобрать. Но тема и период тоже довольно темные, 16 век во Франции почти весь прошел в религиозных войнах с тех пор как Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям собора (если именно так все было). И вот удивительным мне всегда казалось, насколько быстро протестантизм распространился по Европе. Если считать формальным началом Реформации 1517 г., то к 1562 во Франции уже случилась первая религиозная война, а всего х было 8, не считая казней, убийств и репрессий с обеих сторон. В 1590 г. Генриха IV взял Париж в осаду, в городе анархия и голод. В период с 1590 до 1593, т.е. до принятия Бурбоном очередной раз католичества, все еще активная Лига, не желающая сдавать позиций, проводила в городе зрелищные, почти театрализованные процессии. Представители всех орденов, местные главы их - с крестом в одной руке и оружием в другой, все остальные вооруже

Это не ноктюрн, картина очень потемнела со временем, это еще подправленная фильтрами версия, а в музее Карнавале она очень темная, ничего не разобрать. Но тема и период тоже довольно темные, 16 век во Франции почти весь прошел в религиозных войнах с тех пор как Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям собора (если именно так все было). И вот удивительным мне всегда казалось, насколько быстро протестантизм распространился по Европе. Если считать формальным началом Реформации 1517 г., то к 1562 во Франции уже случилась первая религиозная война, а всего х было 8, не считая казней, убийств и репрессий с обеих сторон.

Неизвестный автор. Процессия Лиги на Гревской площади. 1590  ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Неизвестный автор. Процессия Лиги на Гревской площади. 1590 ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

В 1590 г. Генриха IV взял Париж в осаду, в городе анархия и голод. В период с 1590 до 1593, т.е. до принятия Бурбоном очередной раз католичества, все еще активная Лига, не желающая сдавать позиций, проводила в городе зрелищные, почти театрализованные процессии. Представители всех орденов, местные главы их - с крестом в одной руке и оружием в другой, все остальные вооруженные, в рясах и капюшонах, кто в шлемах и нагрудниках, двигаются на этой картине от церкви Сен-Жан-ан-Грев (колокольня ее видна левее на заднем плане), пересекают Гревскую площадь.

-2

Эта картина ценна еще тем, что на ней видно недостроенное еще здание городской ратуши, соседние дома, трогательную вывеску с названием чего-то "Зеленое дерево", видны остров Сите и остров Коровий (позже остров Сен-Луи). Часто по пути процессия останавливалась, пела гимны, маршировала и стреляла из мушкетов (вот только зря порох переводили, ну правда). Толпы стекались смотреть на это зрелище, которое должно было представлять воинствующую церковь. Но на картине видно, что кто-то из горожан пытается как-то вести обычные дела. Это уже конец века, уже столько народу полегло, чума тоже не оставляла Париж в этом столетии, несколько вспышек было зафиксировано, и даже если на этой картине никого не убивают, то обонятельные ассоциации, ИМХО, она все-равно вызывает такие: сталь, порох, костры, кровь и ладан.

Вот еще одно изображение процессии Лиги, на этот раз у входа в Нотр-Дам. Приписывается Франсуа Бунелю ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Вот еще одно изображение процессии Лиги, на этот раз у входа в Нотр-Дам. Приписывается Франсуа Бунелю ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Здесь позволю себе отступление, раз уж о запахах речь зашла, не просто отступление, но целый анонс, да:

1 марта, в воскресенье с 14.00 до 16.00 приглашаю вас на первую, поэтому БЕСПЛАТНУЮ лекцию от Хроник св. Женевьевы. Будем говорить о "Запахах Парижа", которые, как вы понимаете, были самыми разнообразными, поговорим о том, как менялось их восприятие и том, что не менялось веками, вроде парижской грязи, о ремеслах, королях и о многом другом. В программе welcome drink и, надеюсь, кое-что еще. Встреча пройдет по адресу Москва, Гагаринский переулок 23, строение 1 (1 эт, вход из двора под арку), в пространстве Artmona Loft, помещение камерное, поэтому количество мест довольно ОГРАНИЧЕНО, для регистрации пишите, пожалуйста, на электронную почту genevievedeparis@yandex.ru Ну и афиша мероприятия.

-4

Но вернемся. Интересно, что первым публичным проявлением в Париже назревающего тектонического разлома в церкви считается происшествие 1528 г. Некто осквернил статую Девы Марии где-то в Марэ, за голову преступника власти предлагали значительную сумму. Кроль Франциск I велел провести и сам участвовал в торжественной процессии к этому месту. Кажется и новую статую из серебра привез. В 1534 случилось так называемое Дело о листовках, когда антикатолические памфлеты расклеили не только по всему Парижу и в других городах, но даже в покоях короля, который тогда пребывал в замке Амбуаз. Франциск, который сначала был довольно лояльно настроен к новым веяниям был уже разгневан и счел это посягательством на величество. (тут приходит мысль, а зачем это все было делать гугенотам, может, это все дело рук католиков?), ну и казнил, кого мог. А еще учредил Огненную палату - чрезвычайный трибунал, который изначально должен был разбирать дела еретиков, понятно, что выход оттуда, из зала, обитого черной тканью, был только на костер. Позднее этот трибунал рассматривал особенно важные государтсвенные дела, например дело Фуке и дело о ядах.

Король Франциск I принимает участие в церемонии покаяния после осквернения статуи Девы Марии Panégyrique de François Ier, vers 1531, Chantilly, musée Condé, Ms. 892.
Король Франциск I принимает участие в церемонии покаяния после осквернения статуи Девы Марии Panégyrique de François Ier, vers 1531, Chantilly, musée Condé, Ms. 892.

И дальше столкновения учащаются и ужесточаются, как и реакция властей. 1549 - процессия Святых даров должна была завершиться сожжением заживо еретиков на ул. Сент-Антуан. На ул. Сен-Жак в сентябре 1557 года напали на гугенотов, казнили семерых из них же. Следующий год - запрещают публично петь псалмы в Пре-о-Клер. Двое убиты на кладбище Невинных. В 1559 арестованы и казнены несколько советников Парламента, один из которых, Анн дю Бур, рискнул открыто выступить перед Генрихом II с осуждением политики репрессий против гугенотов. Повесили и сожгли.

Hogenberg, Frans (1539?-1590?). Казнь Анн дю Бур © Bibliothèque nationale de France
Hogenberg, Frans (1539?-1590?). Казнь Анн дю Бур © Bibliothèque nationale de France

Ну, в общем, про кульминацию все знают.

François Dubois. Варфоломеевская ночь  Musée cantonal des Beaux-Arts
François Dubois. Варфоломеевская ночь Musée cantonal des Beaux-Arts

Но религиозные сражения велись ведь и на бумаге, благодаря развитию книгопечатания, брошюры, плакаты и буклеты оказывали не меньшее влияния на умы населения, чем сегодняшние новости, а их авторы абсолютно не стеснялись в средствах. Ревностный католик Ричард Вергестен, англо-голландец, понятно, бежал от ереси в оплот католицизма ( в Рим тоже потом) и издал книгу "Театр жестокости еретиков нашего времени", где собрал все возможные пытки и способы умерщвления, которые гугеноты, якобы, применяли к католикам. Гугеноты в долгу не оставались, это была почти война в СМИ.

© Bibliothèque nationale de France
© Bibliothèque nationale de France

В то же время это век французского Ренессанса, время основания Коллеж де Франс и зарождения нового подхода к хирургии Амбруаза Паре, время школы Фонтенбло, Рабле, поэтов "Плеяды", даже Леонардо да Винчи (хоть в парижском контексте и немного, но Мона Лиза-то у него с собой была), век Гужона и фонтана Невинных, Леско и нового Лувра, Жермена Пилона, Бернара Палисси. Есть очень интересный Часослов Екатерины Медичи, первоначально созданный для Франциска I , был подарен невестке, которая превратила его в настоящий семейный альбом. Около 1572 года она заказала серию портретов членов своей разветвленной королевской семьи. Художник неизвестен, к сожалению, но уверена, что вы видели вот этот двойной портрет Генриха и Маргариты, он из этого, все-таки, альбома.

Ну и сохранилась ее роскошная гробница. Изначально королева-мать, что вечно в черном, хотела в базилике Сен-Дени построить отдельную ротонду, центрическое сооружение, напоминавшее древние мавзолеи, где по ее замыслу должны были быть все Валуа похоронены. Но Ротонда Валуа так и не была достроена, ее остатки разобрали в начале XVIII века по просьбе монахов аббатства. А в создании самой гробницы ее и ее всю жизнь неверного мужа Генриха II принимали участие Приматиччо и Жермен Пилон.

Ротонда Валуа в XVII веке
Ротонда Валуа в XVII веке

Эту гробницу, как и многих предшественников примерно с прошлого столетия, украшали (хм, неподходящее слово) транзи - скульптуры умершего, но вот не просто умершего, а уже прям давно мертвого, вот прям все уже. К этому времени обычай немного смягчился и признаки разложения перестали изображать, но первая транзи работы Джироламо Делла Роббиа Екатериной не была принята, скульптура хранится в Лувре, а на гробнице - более нейтральный вариант, как говорят, вдохновленный Венерой Медичи.

Вообще, вроде королевская гробница - монумент публичный по определению, но то, как они устроены, особенно этих Валуа, и Франциска с женой, и Людовика XII, не предполагает, как будто, рассматривания этих транзи, они скрыты с глаз, когда все-таки смотришь на них, даже на фото, становится неловко, что ли.

Часослов Людовика  XII , Центр Гетти
Часослов Людовика XII , Центр Гетти

И вот еще, мы много знаем о временах этих Валуа, но был же еще один, вот как раз Людовик XII, с тремя очень интересными женами, но что в Париже происходило первые 15 лет века в его правление почти нет информации, известно, что он умер в замке Турнель, но больше пока ничего не нашла, хотя даже, кажется, имеется такое понятие во фр. архитектуре как "стиль Людовика XII", переходный от готики, но он больше в других городах представлен, не в Париже. Найду - расскажу.