На северо-востоке Иркутской области коммунальная катастрофа – замерзает небольшой город Бодайбо. Неделю назад из строя вышли 4 котельные, без отопления остались более 140 домов, два социальных учреждения, пострадавшими признаны 1517 человек.. Уже несколько дней Бодайбо спасают всем миром: ремонтные бригады подтянули со всей области, приехали даже специалисты из Москвы, люди объединились и помогают друг другу. Но сделать пока практически ничего не могут.
Как замерзал Бодайбо
Информация о коммунальной аварии в Бодайбо с населением порядка 8 тысяч человек, начала появляться в СМИ в пятницу 30 января. Перемерз водовод, подающий воду на котельные. Объявлен режим повышенной готовности. К понедельнику стало понятно: это катастрофа. При минус 40°C без отопления осталась пятая часть города. В ряде домов начали замерзать трубы и канализация. Власти региона создали оперативный штаб, в Бодайбо начали стягивать силы из Иркутска и районов области, губернатор региона Игорь Кобзев обратился за помощью к Минстрою России, в городе ввели режим чрезвычайной ситуации.
Бодайбо расположен в 950 километрах от Иркутска. Городок является центром золотодобычи в регионе. Эксперты посчитали, что за прошлый год в районе добыли более 20 тонн золота. По текущим котировкам это свыше 3 млрд долларов. В Бодайбо есть пятиэтажная панельная застройка, есть частный сектор, но в основном дома двухэтажные, есть совсем старые деревянные, признанные аварийными. Они практически все и попали в аварийную зону. За тепло- и водоснабжение в городе отвечает муниципальное предприятие «Тепловодоканал».
За неделю до аварии власти признавали неготовность города к зиме
Специалисты считают, что замерзшая труба – это следствие. Причина катастрофы в том, что на котельные перестала поступать вода, остановился водоток в системе, вот трубы и перемерзли.
«Понятно одно- город практически разморожен. Причина? Некоторые пишут локальное размороженные некоторых участков трубопровода холодной воды. Но это не причина, это следствие. Причина- единственное, что могло произойти это остановка сетевого насоса, который гонит воду на эти котельные – это я простым языком говорю»-комментирует ситуацию Сергей Вахонин директор Иркутской общественной организации «Потребителей энергии и услуг ЖКХ».
Вахонин также утверждает, что в системе обязательно наличие резервного насоса, который должны были тут же включить, как встал основной. Уже после аварии, когда вскрыли замороженные трубы, стало видно, что они наполовину заилены, водоток не промывали годами, соответственно вода текла в “половину трубы”.
Местные в начале пытались справиться своими силами, но трубу отогреть не смогли, котельные остановились, стали замерзать дома.
Официально причиной аварии власти назвали аномальные морозы. Как будто мы не в Сибири живем, а морозы под 40 или 50 градусов – это не экзотика, а климатическая норма. И никто не признал, что город попросту не был готов к зиме.
Формально подтверждение готовности населенного пункта или объекта – это наличие такого документа, как «Паспорт прохождения отопительного сезона». Но ни на сайте администрации Бодайбо, ни в Государственной информационной системе ЖКХ России этого документа на сезон 2025-2026 года нет.
За неделю до аварии в администрации района проходило совещание. На нем
Евгений Ботвин, глава Бодайбинского городского поселения признал: «Отопительный сезон начался. Фонд не подготовленный, сил и средств у управляющих компаний нет».
В сложившейся ситуации председатель Думы Бодайбинского городского поселения
Андрей Дударик прямо обвинил исполнительную власть: «Сейчас большая проблема у всего города. Но я сижу на этом совещании и не вижу выхода при нынешнем руководстве — ни МУП, ни города. Я не вижу вашего решения. Вы абстрактные вещи говорите, что-то общее, а конкретных решений я не вижу».
Почему местные чиновники не обратились за помощью в правительство Иркутской области? Почему в правительстве Иркутской области не знали или знали, но не приняли мер? С этим будет разбираться Следственный комитет, который уже завёл уголовное дело, провел обыски в администрации Бодайбо и “Тепловодоканале”.
Есть риск не отогреть часть домов
Сейчас основной вопрос в Бодайбо, сколько домов удастся отогреть, а сколько окажется под угрозой расселения.
Время уже упущено: промёрзли системы, в том числе канализация. Отогревать её в аварийном порядке пока не планируют. Должна сама оттаять, когда дадут тепло. А до этого жителям предлагается «ходить в ведро». Не исключено, что придется ждать до весны, когда с оттепелью оттает и замерзшая канализация.
На шестые сутки после аварии удалось запустить котельные. Но при подаче тепла в дома стали рваться уже трубы теплотрассы. Подачу тепла остановили, приступили к ремонту труб. Люди, сидящие без центрального отопления, пытаются отогреться электронагревателями. Кратно возросла нагрузка на электрические сети, которые уже не выдерживают. Такое впечатление, что ком проблем только растет.
Спустя неделю после аварии восстановить теплоснабжение не удаётся. Не у всех пострадавших есть, куда переехать и переждать. Люди продолжают находиться в квартирах, где температура не превышает 5 градусов тепла.
В городе уже пошли разговоры о том, что без переселения жителей замерзших домов не обойтись. Власти про это пока не заявляют. Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, прибывший в Бодайбо в пятницу, своим указом ввел режим ЧС регионального значения. Это правовой режим, вводимый главой субъекта РФ при масштабных бедствиях, когда пострадало 50–500 человек или ущерб превысил 5 млн руб., но ЧС не вышла за пределы одного региона. Это позволяет привлекать краевые/областные ресурсы, ограничивать доступ в зону бедствия и эвакуировать население.