Стайлз даст рекордные 12 концертов на стадионе «Уэмбли» и 30 в «Мэдисон-сквер-гарден», поскольку спрос на выступления крупных артистов стремительно растёт, а вместе с ним и ожидания публики
Шаад Д'Суза, The Guardian
Раньше аншлаг на такой площадке, как лондонская O2 Arena, считался вершиной карьеры артиста. Теперь же аншлаг всего на один вечер может показаться несколько незначительным достижением. Рэй и Оливия Дин выступят по шесть вечеров каждый в этом зале вместимостью 20 000 человек; Дэйв — четыре, Ариана Гранде — целых десять. Гарри Стайлз, никогда не отстающий от других, в прошлом месяце объявил о ошеломляющих 30 концертах в нью-йоркском Madison Square Garden, на которые подали заявки более 11 миллионов человек, а также о рекордных 12 концертах на стадионе Уэмбли: больше всего концертов за один этап тура. Тейлор Свифт удалось провести всего восемь концертов.
Тур Тейлор Свифт Eras, принесший более 2 миллиардов долларов (1,6 миллиарда фунтов стерлингов), уже не кажется таким уж исключением: тур Coldplay «Music of the Spheres» длился четыре года и принес 1,5 миллиарда долларов, а тур Weeknd «After Hours Til Dawn» также длится четыре года и преодолел отметку в 1 миллиард долларов. Даже участие мировых лидеров в борьбе за билеты стало обычным делом: президент Мексики Клаудия Шейнбаум обратилась к президенту Южной Кореи Ли Чжэ Мёну с просьбой помочь организовать больше концертов BTS в ее стране, а тогдашний премьер-министр Канады Джастин Трюдо публично попросил Свифт приехать к ним в страну. Тем временем правительство Сингапура оплатило шесть концертов Свифт, сделав их эксклюзивными для Юго-Восточной Азии.
У Стайлза и Свифт теперь есть целые поколения преданных поклонников, которые приходят на их концерты каждый раз, когда они гастролируют. Но это не в полной мере объясняет масштаб спроса. Почему большие звезды кажутся популярнее, чем когда-либо, и не грозит ли им опасность затмить остальную индустрию живой музыки?
Эмма Боунс, старший вице-президент по организации мероприятий в AEG — второй по величине в мире компании по проведению мероприятий после Live Nation, — говорит: «После пандемии COVID-19 накопился огромный отложенный спрос, и когда арены и стадионы открылись, произошел всплеск желания людей снова испытать это на себе». Прошлый год стал самым загруженным за всю историю для арены O2, управляемой AEG, где прошло 239 концертов, и Боунс не ожидает замедления темпов. «Мы рассчитываем на очень насыщенный 2026 год, и уже сейчас бронируем места на 2027 год». Из-за высокого спроса, по ее словам, «агенты и промоутеры бронируют свои туры гораздо раньше, чем прежде, и задействуют те части календаря, которые до этого не использовали. Раньше артисты выступали на фестивалях в августе, но в этом году у нас в августе 10 концертов с Арианой; у нас есть Summer Walker, A$AP Rocky».
Арчи Маркс, 20-летний студент университета из Бирмингема, — один из тех, кто подпитывает спрос: он говорит, что посещает «большинство крупных поп-концертов на аренах», и подсчитал, что в 2025 году он ходил примерно на один концерт на арене в месяц, а также на несколько стадионных концертов в течение года. Посещение концертов, конечно, дорогое удовольствие, и Маркс говорит, что «не тратит много денег на одежду или что-либо еще и покупает продукты только самого необходимого», причем почти весь его располагаемый доход от работы в гостиничной сфере и преподавания уходит на билеты. Он предполагает, что рост популярности этих мероприятий «во многом связан с TikTok», особенно потому, что видеоролики, где артисты приглашают специальных гостей или представляют новые песни, как правило, становятся вирусными на платформе, «создавая эффект упущенной жизни», что приводит к увеличению спроса на билеты.
Маркс приводит в пример свою младшую сестру. «Я её безумно люблю, но у неё, можно сказать, нет музыкального вкуса — она слушает только альбомы мюзиклов, и всё», — говорит он. Но когда Сабрина Карпентер гастролировала по Великобритании в 2025 году, его сестра захотела пойти на концерт, несмотря на то, что музыка Карпентер её совсем не впечатлила. То же самое, по его словам, относится и к предстоящему туру Стайлза. «Это всё из-за социальных сетей, когда у тебя есть доступ к чему-то, чего нет ни у кого другого, или ты хочешь быть первым, кто получит к этому доступ», — говорит он.
Один из менеджеров артистов, с которым я разговаривал на условиях анонимности, — чья специализация — организация живых выступлений и работа с артистом, чьи билеты раскупаются на стадионах, — говорит, что востребованный билет стал «символом статуса: сказать, что ты был на туре "Eras" или на концерте Бейонсе, — это уже очень много». Хотя он считает, что спрос на билеты «полезен для музыкальной индустрии», он беспокоится о менее известных артистах из своего списка, которые все еще выступают в театрах и клубах, и чьи концерты фанаты могут пропустить, чтобы посетить более дорогие стадионные шоу. «Некоторые из этих билетов стоят около 600 долларов. Это просто вытягивает деньги из карманов людей, а в США денег не так уж много».
Всё больше артистов, таких как Стайлз, выбирают гастрольные резиденции, в рамках которых они могут выступать на одной арене или стадионе несколько вечеров подряд, как это сделала Адель, дав в Мюнхене 10 концертов подряд в 2024 году. Резиденции требуют немного меньше усилий, поскольку сложную сценическую конструкцию и постановку нужно установить и демонтировать только один раз. Такие шоу перекладывают расходы на проезд на потребителя, а не на организацию гастролей артиста, что означает дополнительные финансовые затраты для поклонников.
Из-за этих затрат, по словам Маркса, когда артисты выступают на аренах и стадионах и берут за свои выступления «трехзначные» суммы, «я ожидаю бюджета» — то есть высокого уровня постановки, с танцорами, костюмами, декорациями и многим другим. В прошлом году он был впечатлен потрясающим, роскошным «Mayhem Ball» Леди Гаги, но почувствовал себя несколько обманутым стадионным концертом Ланы Дель Рей в Кардиффе. «Я заплатил немного больше за Лану, и не было видно, куда именно ушли деньги из бюджета — постановка была не очень впечатляющей, сет-лист был намного короче», — говорит он. — «Мне казалось, что мои деньги не идут на что-то полезное, в отличие от Гаги, где я это почувствовал».
Менеджер артиста говорит, что группа, выступающая на стадионах, с которой он работает, испытывает давление со стороны фанатов. «В наши дни люди так легко отвлекаются — приходится вкладывать деньги в организацию. Ожидается нечто большее, чем просто хорошо поставленное шоу». Это не всегда легко, добавляет она, особенно потому, что расходы на гастроли остаются высокими после COVID-19 и требуют команды, которая иногда может разрастаться до сотен человек, включая специалистов по освещению, менеджеров, рабочих сцены и многих других, необходимых для организации индивидуального производства. «Даже в огромных масштабах, если ваш тур приносит миллионы долларов, эти производственные затраты просто запредельные. Нельзя сказать, что эти [артисты] на этом супербогатеют». Она говорит, что высококлассное, ориентированное на социальные сети зрелище этих шоу также оказывает давление на независимых артистов, заставляя их повышать уровень организации: «Люди больше не ожидают увидеть просто группу».
Ариэль Кинг, репортер издания Pollstar, посвященного индустрии живой музыки, говорит, что в США спрос на концерты в последнее время фактически «снизился», и предполагает, что количество выступлений на стадионах и аренах увеличилось, потому что крупные артисты «могут позволить себе регулярно гастролировать». Для артистов среднего уровня, гастролирующих по театральным площадкам, ситуация сложнее: «они получают меньше дохода, у них ограниченные производственные мощности, но затраты все равно высоки», в то время как на уровне арен и стадионов начинает действовать эффект масштаба.
Даже если группы выложатся на полную, нет гарантии, что фанаты будут довольны. Объявление о туре Стайлза вызвало заметную негативную реакцию: некоторые фанаты жаловались на необоснованный скачок цен по сравнению с предыдущими турами. Билеты на стадион «Уэмбли» стоили не менее 144 фунтов стерлингов, а некоторые места — всего 44 фунта, в то время как другие стоили более чем в 10 раз дороже. В конце прошлого года Оливия Дин раскритиковала Ticketmaster, Live Nation и AEG после того, как билеты на ее тур по США, распроданные за считанные минуты, появились на перепродажных площадках по сильно завышенным ценам (практика, которую правительство Великобритании в ноябре запланировало объявить незаконной). Менеджер артиста говорит, что организовать масштабные шоу без использования крупных билетных сервисов, таких как Ticketmaster, «практически невозможно» из-за контрактов, которые площадки заключают с определенными поставщиками. «Я была так рада видеть, как Оливия Дин противостоит билетным сервисам», — говорит она. — «Думаю, для этого потребуется, чтобы всё больше и больше артистов высказывались, объединялись и бойкотировали эти сервисы, потому что у них монополия».
Тем не менее, фанаты по-прежнему изо всех сил пытаются достать билеты на определенные концерты; Маркс говорит, что его мать была «где-то около 300-тысячной» в очереди за билетами на концерт Стайлза в Лондоне. Но то, что на концерте выступает мировая суперзвезда, не означает, что он обязательно лучше. «Я ходил на концерт Perfume Genius в Манчестере примерно за 15 фунтов», — говорит Маркс, — «и это был один из лучших концертов, на которых я когда-либо был», — говорит он. «Там были только он, его группа и стул. И это было потрясающе».